свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 4 Уральский автомобиль Четверг, 19 января 2006 г.

В сказке формулы живут

   — К Дню учителя я получил настоящий подарок — благодарственное письмо и премию от Законодательного собрания Челябинской области за большой вклад в воспитание подрастающего поколения, — сказал преподаватель физики Миасского автомеханического техникума Николай ТРЕТЬЯКОВ. — Считаю, что это не только моя заслуга, но и всех моих коллег, в нашем коллективе много преподавателей, достойных этой высокой награды.

   Ндаром считается: для того, чтобы узнать о человеке больше, нужно пообщаться с его окружением. Ну а кто же лучше студентов расскажет о преподавателе?

   Суденты первого курса, группа № 462, специальность «Автомобиле– и тракторостроение»:

   — Николай Андреевич преподаёт в нашей группе только третий месяц, но уже успел всем нам понравиться. Учитель он очень сильный, любит рассказывать нам весёлые истории из жизни.

   Судентки третьего курса, группа № 448, специальность «Экономика и бухгалтерский учёт по отраслям»:

   — Наш преподаватель физики, Николай Андреевич, весёлый и жизнера-достный человек. Он очень интересно проводит занятия, порой даже в форме сказок. Ещё устраивает для студентов разнообразные конкурсы, физик–шоу, викторины. Николай Андреевич — один из наших любимых педагогов, и хотя сейчас у нас он уже не преподаёт, мы по–прежнему с удовольствием встречаемся с ним.

   Нколай Андреевич оказался весёлым бородачом, интересным и словоохотливым собеседником.

   — Сам я из села Октябрьского Тамбовской области. Отец был первым трактористом «на деревне», за добросовестный труд неоднократно премировался, а мама по хозяйству хлопотала. Родители с детства приучали меня к труду, потому минутки свободной не было. Маленьким скот пас, сено заготавливал. А ведь ещё хотелось и с друзьями на улице побегать, в футбол, в лапту поиграть. Рядом с селом речка протекала, где с друзьями рыбалили, улов хороший домой приносили. За грибами ходили, даже заблудились как–то, вышли из леса только поздней ночью. В школу стал ходить — по пять километров туда и обратно, и в стужу и в слякоть.

   Фзикой заинтересовал Николая преподаватель седьмых–восьмых классов Леонид Петрович, раскрывший перед подростком неизведанный мир. Но больше всего потрясло Колю радио: «Как же так, — размышлял он, — никого нет, а кто–то разговаривает?!» Вот так из мальчишеской любознательности: где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как — появился, а потом окреп интерес к науке по имени «физика». Так что после окончания школы Николай, долго не раздумывая, поступил в Кемеровский педагогический институт, на физико–математический факультет. А после его окончания, в 1963 году, проработав в сельской школе в Таштаголе Кемеровской области всего две недели, был призван в армию.

   Сужбу проходил под Ленинградом, в мотопехотных войсках. Полк готовили к военным действиям на Кубе.

   — На всевозможных тренировках и занятиях нас гоняли до упада, — вспоминает Николай Андреевич. — Через день мы стреляли боевыми патронами, бросали гранаты, стреляли из гранатомётов. К счастью, военные действия закончились, не начавшись.

   Чрез два года Николай, став офицером запаса, демобилизовался и вернулся на родину к родителям. Вскоре с будущей женой, Валентиной, познакомился. Она училась в техникуме на заочном отделении и попросила его помочь решить контрольную работу. Сейчас у супругов Третьяковых две дочери — Светлана и Наталья.

   — Нам с детьми повезло, — с гордостью говорит Николай Андреевич, — очень они у нас хорошие, и друг друга любят. Старшая окончила юридическую академию в Свердловске, родила нам внучку Оксану, младшая сначала училась в Миасском педучилище, а затем в ЮУрГУ на юридический факультет поступила. Сейчас живут, работают, всё у них хорошо. И нас, родителей, не забывают.

   Вначале семидесятых Николай Третьяков с семьёй перебрался в Миасс, устроился мастером на мебельную фабрику. Но вскоре понял, что это не его. А тут как раз увидел объявление: в автомеханический техникум требуется преподаватель физики. Он и пошёл. Было ему тогда 30 лет.

   — Так я оказался в техникуме, не оставил его до сих пор, и видимо уже не уйду, — сказал Николай Андреевич. — Почему? Эту силу притяжения не объяснить. Это аура техникума. Здесь работает прекрасный коллектив, царят доброжелательные отношения между студентами и педагогами. В формировании меня как учителя значительную роль сыграли педагоги автомеханического техникума: Надежда Ивановна Тиханова, Зоя Николаевна Гришакина, Антонина Леонидовна Кобзева, Ирина Станиславовна Хабибулина и Иван Михайлович Бобылев, которого сейчас, к сожалению, уже нет в живых.

   Уоки Николая Андреевича не похожи на те, на которых многие из нас когда–то боролись со сном. На его–то занятиях как раз не уснёшь! В первую очередь он стремится заинтересовать своих учеников.

   — Как говорится, можно подвести лошадь к ручью, но невозможно заставить её напиться. Так и у нас: можно подвести ребят к знаниям, но ведь не всё от педагога зависит, — говорит Н. А. Третьяков.

   Воснове занятий Н. Третьякова — конечно, программа, но дальше — чистой воды импровизация.

   — На уроках я… рассказываю сказки, — улыбается Николай Андреевич.

   — Как это? — удивляюсь.

   — Всё очень просто. Берёшь любую тему и связываешь её с техникой, бытом. Интерпретируешь известные сказки по–своему для того, чтобы ребята легче ориентировались в новой теме. Вот, например. В Уральских горах живёт Змей Горыныч. Змей этот трёхглавый, из каждой его пасти вырывается пламя. Вопрос: откуда оно берётся? Ведь это означает, что внутри у Змея Горыныча что–то сгорает. А раз что–то сгорает, значит, требуется масса, удельная теплота сгорания. Пожалуйста, пофантазируйте. И ребята начинают: из первой головы вылетает пламя — сгорает бензин. Соответственно, Q бензина равно q x массу бензина (Q = q x m). А из второй пасти вылетает пламя, образованное от сжигания угля. Какова разница? Есть масса угля, удельная теплота сгорания угля, а третий студент говорит — у меня огонь возникает от сгорания ядерного топлива.

   Вт ещё пример. Сказка про Емелю, разъезжающего на печи. Отчего она вдруг поехала? Ведь для этого требуется энергия. Откуда она берётся? Начинаем думать. Дрова сгорают, печь топится — возникает энергия, которая и двигает печь. Получается, что она — тот же паровой котёл паровоза, только на колёсах.

   А вот теперь можно рассказывать и про законы с формулами.

   Уебная программа настолько насыщена, что нам некогда надолго отвлекаться. Стараюсь не только сам учить, но чтобы и ребята друг друга учили. От этого получается двойная польза: и для того, кто учит, и для того, кого учат.

   Бывает, на лекциях кто–нибудь из студентов говорит Николаю Андреевичу: подумаешь, всего одну ошибку допустил! На что тот отвечает: хорошо, а ты представь себе, что сидишь за рулём автомобиля на перекрёстке, и вместо левого поворота включил правый. Что произойдёт? Авария.

   О проводит для студентов физик–шоу, за основу которого взята телевизионная «Своя игра». Правда, разделы на табло с темами свои: космонавтика, физика, эрудит, учёные. А вот ещё интересная идея — физические карты. Берётся обычная карточная колода и делится на две части: одна — с вопросами, другая — с ответами. К примеру, что означает число 10 в минус девятой степени? Приставка «нано». 10 в третьей степени? Приставка «кило». Кому выпал правильный ответ, тот кроет. Ребята очень эту игру уважают.

   Рбота Николая Андреевича, как и у любого педагога, далеко непростая. Практически все специальности в техникуме основываются на физике, поэтому необходимо дать ребятам хорошие знания. К сожалению, некоторые ребята приходят в техникум со слабой школьной подготовкой, и им приходится навёрстывать упущенное и одновременно изучать новое, к тому же за один год студенты проходят курсы 10 и 11 классов. В техникуме есть ребята из неполных и неблагополучных семей, и Николай Андреевич старается особенно тонко подходить к ним.

   — Трудиться приходится в поте лица не только для того, чтобы ребята хорошо освоили мой предмет, но и для того, чтобы научились ориентироваться в жизни, — сказал Н. А. Третьяков. — Я хочу донести до них мысль, что готового в жизни не будет ничего, что всего нужно добиваться самому, а для этого необходимо научиться преодолевать трудности и находить решения в любых жизненных ситуациях.

   


Алёна СТАТОВА



назад


Яндекс.Метрика