свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 141 Уральский автомобиль Суббота, 24 декабря 2005 г.

Творческая активность пошла на подъём

   И пятилетней истории ОАО «АЗ «Урал» самым нерезультативным в рационализаторской и изобретательской деятельности оказался 2002 год. К такому выводу мы пришли, когда в 2003 году провели силами совета ВОИР, БПРИР и группы социальной поддержки дирекции по кадрам полный анализ этой работы. В итоге текущую ситуацию исследуемого периода социологи охарактеризовали как «очаговость единичных проявлений технического творчества и сам процесс рационализации и изобретательства находится в стадии стагнации (спада)». Кроме этого, основными препятствиями внедрению большинство специалистов и служащих считают то, что «работу рационализаторов и изобретателей относят к должностным обязанностям, недостаточна мотивация творческого труда, отсутствует поддержка со стороны непосредственных руководителей». Сравнивая работу наших новаторов с аналогичной деятельностью на автомобильных заводах Горьковском и Камском, мы увидели у нас трёх–четырёхкратное отставание по всем показателям и темпам этой работы.

   Врезультате анализа, реструктуризации нашего подразделения и рекомендации руководства дирекции по развитию определили нашу деятельность на 2004–2005 годы. Прежде всего это касалось повышения активности руководителей, всех служащих и рабочих в техническом творчестве. Поставили задачу сокращения сроков рассмотрения рационализаторской документации и внедрения технических разработок в производство. Не менее важным направлением было улучшение инновационного климата на предприятии. Продолжили оформление охранных документов на конструкторские разработки, требующие защиты. Сегодня поставленные перед нами задачи успешно решены. Ежегодно отмечается рост всех показателей нашей работы. Возросло количество участвующих в техническом творчестве. В итоге: в 4,3 раза больше подано рацпредложений; в 14 раз больше — заявок на выдачу патентов и изобретений; экономический эффект от использования рацпредложений возрос в 2,3 раза, общий эффект с изобретениями в 1,6 раза и составил 11344,5 тысячи рублей; 31 процент от общего экономического эффекта пошёл на выплату вознаграждений авторам и премий за содействие.

   Нметился прорыв в изобретательской деятельности. За год подано 14 заявок на патенты изобретения. Самые активные изобретатели на предприятии С. А. Баженов (УГК), В. Г. Чеоноков (ГУК), Л. И. Иванова (ЮУрГУ), Н. К. Михайлов (УГТ).

   Взрос интерес к рационализации и изобретательству в УГК. Во многом этому способствовал руководитель коллектива И. Г. Смирнов. В 2005 году подали заявки на изобретения с изменением конструкции автомобиля В. В. Дмитриев, С. Ф. Пирожков, В. П. Савонович, А. Л. Кочетков, И. Г. Смирнов, Ю. Г. Пушкин. Оформлено и отправлено в ФИПС пять заявок на промышленные образцы автомобилей дорожной гаммы.

   Рстёт значимость разработок рационализаторов и изобретателей. При активном участии совета ВОИР четыре работы наших изобретателей оформлены в виде красочных плакатов и размещены в ЦНТИ на постоянно действующей областной выставке. Две из этих работ: «Универсальный автомобиль «Урал–4923Д» с возможностью работы на железной дороге», авторы В. Н. Щенников, В. Г. Полетаев (ТП), и «Акустический комплекс для исследования глушителей выпуска двигателя внутреннего сгорания», авторы С. А. Баженов, В. Г. Челноков, были отобраны на Х Международную выставку–конгресс «Высокие технологии. Инновации. Инвестиции» (Санкт–Петербург). Обе разработки, участвуя в конкурсе, получили на выставке золотые медали, дипломы первой степени и Почётные грамоты минэкономразвития области. Эти же две работы участвовали и в шестой специализированной выставке «Изделия и технологии двойного назначения. Конверсия ОПК» в Москве. Первая на этой выставке отмечена дипломом и медалью, вторая — дипломом.

   Упешно трудились в этом году рационализаторы подразделений: в управлении литейного производства подано 200 предложений (уполномоченные Н. И. Маринина, Э. А. Оськина, С. И. Шнякин); управлении главного конструктора — 59 предложений (Л. В. Сабурова); заготовительном производстве — 28 (Э. Т. Зулкарнаева). Выводят из «застоя» агрегатное производство начальник техотдела А. А. Зарецкий, уполномоченный инженер О. В. Алексеева. Впервые за многие годы здесь подано 19 предложений. Активно включились в рационализаторскую деятельность работники цеха фургонов. За год ими подано 38 предложений (уполномоченный В. И. Мирей).

   Зметно выросла и творческая активность. В четыре раза увеличилось число авторов предложений. По числу поданных предложений и экономическому эффекту впереди В. И. Белозёров (УЛП) — на его счету 11 предложений; Г. В. Апушкина (ЗП) — 10 предложений, А. А. Гапонов (УЛП) — 5 предложений. А всего от трёх и более предложений подали 16 работников.

   Всокий экономический эффект принесли заводу: Е. Н. Ляшенко — 1398,3 тысячи рублей; А. А. Стуков — 800,4 тысячи рублей; С. А. Баженов — 620 тысяч рублей и другие. Растёт число молодых рационализаторов (до 30 лет). Их ряды пополнили в последние два года: Р. Когиров (моторный цех), Ю. Янке (ЗП), С. Туманов (цех фургонов). Из одиннадцати молодых рационализаторов отличились по количеству поданных предложений и эффекту Е. Ляшенко, М. Дорожкин, Ю. Янке, Н. Забелин.

   Впланах бюро на следующий год и перспективу — способствовать созданию инновационного климата на предприятии; повышать творческую активность заводчан от рабочего до руководителей высшего звена; пересмотреть методы мотивации рацпредложений и изобретений; организовать конкурс среди изобретателей; осуществлять работу по отбору лучших разработок и участвовать в выставках технического творчества; заниматься защитой интеллектуальной собственности, а также преумножать интеллектуальный потенциал предприятия.

   


В. ПРОКАЕВ,

   начальник БПРИР.



назад


Яндекс.Метрика