свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 141 Уральский автомобиль Суббота, 24 декабря 2005 г.

ОАО «АЗ «Урал»: производство, идеология, политика

   Вминувший вторник во Дворце автомобилестроителей состоялась очередная встреча руководителей младшего и среднего звена с топ–менеджментом завода. На этот раз участники разговора подводили черту под годом минувшим.

   Год нынешний, год грядущий

   Иполнительный директор ОАО «АЗ «Урал» Александр Васильев, выступивший с сообщением «Основные производственные и финансово–экономические показатели работы завода в 2005 году», оперировал цифрами и фактами. За 11 месяцев завод выпустил продукции на 4,6 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Изготовлено 6928 автомобилей, в том числе 6850 — полноприводных, 78 «Уралов» дорожной гаммы. Без учёта декабрьских показателей, заводом реализовано продукции на 13,4 процента больше, чем за тот же отрезок времени прошлого года. Потребители получили 7442 автомобиля, в сравнении с прошлым годом — на 3,7 процента больше. Ожидается, что показатели за год в целом существенно превзойдут запланированные цифры.

   П сравнению с прошлым годом увеличились доходы. Средняя заработная плата к концу декабря вырастет на 28 процентов. Средний доход на одного работника — на 24 процента. Аналогично более чем на 17 процентов, по сравнению с 2004–м годом, увеличится выработка на одного работающего.

   В2005 году потери рабочего времени снизились ориентировочно на 22 процента, в том числе по инициативе администрации на одного работающего — на 7,2 дня (в 4,5 раза).

   Вступающий назвал и проблемы. С начала года на заводе зафиксирован 831 прогульщик, или 6,5 процента от общей численности работающих. Количество прогульщиков и тех, кто находился на работе в нетрезвом состоянии, к сожалению, превышает показатели прошлого года. Согласно статистике прогулов, в «лидерах» числятся литейное, заготовительное, автосборочное, агрегатное, прессово–сварочное производства, служба главного инженера. По пристрастию к спиртным напиткам нет равных литейщикам, прессовщикам, транспортникам, работникам производства оснастки и инструмента.

   Н заседания заводской комиссии были приглашены 404 нарушителя трудовой дисциплины. Из них 99 человек уволены, 305 человек наказаны выговорами, лишением премии.

   В2005 году предприятие ни разу не превысило сроки оплаты труда работников. Столь же аккуратно предприятие рассчитывалось по налогам. К тому же в текущем году ОАО «АЗ «Урал» увеличило платежи в городской бюджет. Продолжалась реализация мероприятий по дальнейшему сокращению запасов. Это касается и незавершённого производства, и готовой продукции, и товароматериальных ценностей.

   Н социальные цели, согласно Коллективному договору, в нынешнем году планируется направить более 76 млн. рублей, в том числе на единовременные поощрительные выплаты — более 24 млн. рублей, на реализацию социального заказа и другие расходы намечено потратить 52 млн. рублей.

   TPS даёт заводу шанс

   Без преувеличения, уходящий год прошёл на заводе под знаком внедрения системы «бережливое производство». Директор по развитию новой производственной системы Николай Руденко напомнил участникам встречи, что с февраля 2005 года совместно с Кайдзен–Институтом на заводе проводится 11 пилотных практикумов по инструментам кайдзен: VSM–картография потока создания ценностей; TFM — организация потока единичных изделий, TPM, куда входит автономное обслуживание, анализ загрузки оборудования, быстрая переналадка.

   Вагрегатном производстве на сборке мостов продолжается практикум по логистике, автокачеству. На участке профилей прессово–сварочного производства близится к завершению практикум по «5S», выполнено уже четыре шага. Три уровня из шести реализованы в центральной бухгалтерии по инструменту TSM — организация работы в офисе.

   Н этапе сбора информации на заводе воплощается тема «Решение проблем». Параллельно осуществляется стандартизация рабочих мест на сборочных линиях всех конвейеров. Их количество достигло 260.

   Внастоящее время уже без участия Кайдзен–Института, лишь с консультантами дирекции по развитию, в стадии развёртывания находятся 117 практикумов, завершено — 105. Ожидаемое снижение прямых и потенциальных затрат от их проведения — 10 млн. рублей.

   Купные проекты последнего времени — закрытие цеха шасси и перемонтаж оборудования на площадях агрегатного и автосборочного производств, где поточные линии были выстроены уже с применением инструментов кайдзен. Завершены работы на участке изготовления трубок на главном конвейере. Н. Руденко отметил службу главного инженера, специалистов производств, чей вклад в дело внедрения TPS на нашем заводе неоспорим. Докладчик привёл в пример руководителя участка по изготовлению трубопроводов главного конвейера Александра Трофимова, специалиста РМЦ Сергея Ковальчука, при участии которого реализованы все шаги инструмента «5S». Заводчанам, собравшимся в зале, были на экране продемонстрированы эталонные участки завода.

   В2006 году при условии выполнения намеченных планов работа по внедрению производственной системы должна привести к снижению затрат на 30 млн. рублей. Инструмент «5S» присутствует сегодня практически во всех инструментах кайдзен. Поэтому охват площадей завода новой системой в 2006 году должен составлять не менее 30 процентов, а в 2007 году уже не менее 60 процентов. Темп этот, по словам Н. Руденко, характерен для предприятий европейского уровня.

   Дстижения очевидны. Тем не менее в ходе промаудита, который проводился на нашем заводе исполнительной дирекцией управляющей компании «РусПромАвто», выявлен ряд недостатков. Один из них — слабая вовлечённость в процесс организации производства, в решение проблем бригадиров и мастеров. Это информация к размышлению для всех, кто пришёл во дворец, и их коллег.

   Для блага заводчан

   — Начиная внедрять новую производственную систему, мы взяли на вооружение лозунг «Люди — самый ценный актив», — подчеркнул, обращаясь к присутствующим в зале директор по персоналу Сергей Фёдоров.

   Цли и задачи социальной политики на заводе отражены в Коллективном договоре, который топ–менеджмент завода реализует совместно с профсоюзным комитетом. В конце 2004 года — начале нынешнего областной комитет профсоюза признал автозавод лучшим социально ориентированным предприятием среди машиностроительных заводов.

   Пиказом генерального директора утверждены 20 основных направлений оказания адресной социальной помощи работникам завода, ветеранам. Одно из достижений — действует программа добровольного медицинского страхования, которая позволяет автозаводцам обедать в столовых, покупать медикаменты, получать необходимые платные медицинские услуги. На эти цели на пластиковую карту каждому заводчанину перечисляется тысяча рублей.

   Ктому же работают системы страхования жизни заводчан и их близких родственников в размере полутора тысяч рублей, оказания материальной помощи в экстренных случаях. С начала нынешнего года материальная помощь оказана 524 автозаводцам на 1 млн. 400 рублей. А через страховую компанию «Гамма–Мегус» 519 работников нашего предприятия получили по страховым случаям выплаты на общую сумму 778 тысяч рублей.

   Звод оказывает поддержку молодым автозаводцам и их семьям. Согласно программе, предприятие компенсирует до 70 процентов затрат на обучение работникам завода, совмещающим труд на производстве и учёбу в высших учебных заведениях по специальностям, которые в дальнейшем будут востребованы на предприятии. Сегодня на вечерней и заочной форме обучения повышают свой образовательный уровень 112 человек — рабочих, специалистов, руководителей начального и среднего звена. Общая сумма выплат стипендий в первом полугодии составила 741 тысячу рублей. Далеко не каждое предприятие имеет такую программу. 40 молодых специалистов в 2005 году получили «подъёмные» в размере 1–1,5 тысячи рублей.

   Звод страхует жизнь работников, призванных на службу в армию. В нынешнем году 28 молодых автозаводцев, выполняющих конституционный долг по защите Родины, застрахованы на 120 тысяч рублей. Каждый демобилизованный и вернувшийся на завод юноша получает пособие в размере пяти тысяч рублей и среднемесячную зарплату по должности. 106 работников, вступивших в брак, получили единовременное пособие в размере двух тысяч рублей. А по рождению ребёнка 251 человек получил по шесть тысяч рублей. Общая сумма составила 1 млн. 393 тысячи рублей. Если государство только начинает заниматься проблемами молодой семьи и рождаемости, подчеркнул Сергей Александрович, то на автозаводе программа поддержки семей и молодёжи уже существует, и мы на правильном пути. Оплачивается и отпуск по уходу за ребёнком до трёх лет в размере 300 рублей ежемесячно. С января по ноябрь эти выплаты составили более 700 тысяч рублей.

   Рководство ОАО «АЗ «Урал» в своих социальных программах предусмотрело поддержку городского управления образования. Согласно договорам с подшефными школами, на эти цели в 2005 году было выделено 420 тысяч рублей.

   Дя беременных, а также тех, кто состоит на учёте в тубдиспансере, социальными программами предусмотрено льготное питание. Также запланировано материальное поощрение для ветеранов предприятия — стажистов, юбиляров, тех, кто уходит на пенсию. В связи с юбилеем Победы завод поздравил участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла, израсходовав на эти цели 1 млн. 700 тысяч рублей.

   Большое внимание на предприятии уделяется отдыху заводчан. В 2005 году труженики завода получили 1456 путёвок в заводской профилакторий. На санаторно–курортное лечение из прибыли завода была приобретена 241 путёвка на 4 млн. 700 рублей, за счёт средств фонда социального страхования — 140 путёвок на 1 млн. 200 тысяч рублей. В детский оздоровительный лагерь удалось направить 1400 детей автозаводцев. И это не считая городских лагерей, действовавших во Дворце автомобилестроителей, ФОКе. На летние базы отдыха, которые завод сохранил, приобрели путёвки 2854 человека.

   Рководство завода не оставляет без внимания вопросы улучшения жилищных условий тружеников. Продолжается работа по оформлению договоров найма жилого помещения и краткосрочного найма в муниципальных общежитиях. Завод по–прежнему оказывает поддержку общежитию по улице Лихачёва, 21. По решению правительства, это общежитие переходит в городской округ.

   Нчался приём заявлений на ипотечное кредитование. Создано общество, и завод инициирует строительство первого дома в районе «Комарово», где квартиры получат около 160 семей автозаводцев. Сейчас решается вопрос с «Тюменьэнергобанком» по процентам, по первому взносу. По указанию генерального директора завода в бизнес–план 2006 года включена сумма в помощь работникам завода, которым предстоит внести первый взнос за приобретение квартиры способом ипотечного кредитования. О степени важности этой программы свидетельствует тот факт, что она в целом по стране получила статус президентской.

   Сцелью реализации социального заказа было создано дочернее предприятие ООО «Социальный комплекс», которое объединило дворец, ФОК и комбинат общественного питания. Генеральный директор ежегодно утверждает план с перечнем мероприятий, предусмотренных социальным заказом. На организацию спортивно–оздоровительной и культурно–массовой работы завод в уходящем году потратил 23 млн. рублей.

   Н территории завода работают 16 столовых (две — за его пределами), которые максимально приближены к рабочим местам. В некоторых столовых уже проведён капитальный ремонт, обновлено оборудование. Вместе с профсоюзным комитетом руководство завода стремится к тому, чтобы стоимость обеда в заводских столовых не превышала 45 рублей.

   З 11 месяцев 2005 года на социальные программы и выполнение соцзаказа израсходовано 59,4 млн. рублей.

   Перспектива бизнеса

   Взаключительном слове генеральный директор завода Виктор Корман поблагодарил участников встречи за понимание задач, поставленных в 2005 году перед коллективом завода по выполнению бизнес–показателей. Успешная реализация намеченных планов свидетельствует о том, что коллектив завода — это единая команда.

   Автозавод сумел увеличить объёмы производства по количеству автомобилей на пять процентов, по товарной продукции — на восемь процентов. Выросли показатели и по реализации продукции. Завод заработал прибыль. Этих средств хватило для того, чтобы разработать целое семейство машин дорожной гаммы и начать их серийное производство. Заводу необходимо развивать бизнес, поднимать заработную плату. Сегодня создаются предпосылки к тому, чтобы планы, намеченные на 2006 год, были реализованы.

   Вкачестве одного из достижений генеральный директор назвал перевыполнение задач по повышению среднего дохода заводчан: намечали в среднем по заводу поднять зарплату на 15 процентов, а фактически её уровень возрос до 28 процентов. Доходы рабочих, занятых в сфере основного производства, и наладчиков в целом увеличились на 42 процента. Это лучший показатель среди всех предприятий управляющей компании «РусПромАвто». Это свидетельствует о том, что завод умеет находить резервы. Снижены затраты на производство продукции, производственная себестоимость. Сейчас на заводе около полутора тысяч низкооплачиваемых работников, чей доход не превышает трёх тысяч рублей. В следующем году материальное благосостояние этой категории тружеников улучшится, равно как и всех заводчан.

   Вследующем году планируется более чем на десять процентов увеличить объёмы производства, обеспечить значительный рост продаж автомобилей. Если завод и дальше будет столь же серьёзно заниматься внедрением новой производственной системы, снижением затрат, то появится шанс отыскать дополнительные резервы для повышения заработной платы.

   Звод сегодня способен создать лучшие в городе рабочие места благодаря внедрению новой производственной системы. Такого инструмента управления нет ни в городе, ни в области, да и в целом в России мало предприятий, способных на ходу перестраивать производственные процессы. Улучшение условий труда, обеспечение его безопасности — это первый приоритет в работе завода. Второй — повышение качества продукции. Но как бы мы ни ужесточали исполнительскую дисциплину, как бы ни перестраивали производство, эти вопросы остаются главными. Они имеют скорее технологический характер. У нас фактически нет конкурентоспособной среды по компонентам. Мы вынуждены получать от поставщиков ту продукцию, которая выпускается практически монопольно.

   Вбудущем году, отметил Виктор Христофорович, мы намерены вовлекать поставщиков продукции в нашу философию, идеологию и ставить жёсткие условия. Заказчик должен диктовать все условия, чтобы качество было обеспечено по конечному продукту. У нашего завода есть вопросы к Ярославскому моторному заводу и другим смежникам. Соответствующие задачи поставлены перед дирекциями по закупкам, по развитию, по управлению качеством.

   Нчата борьба с потерями в производствах, на участках. Руководители должны создать все условия, чтобы рабочие могли работать без простоев, ритмично, с минимальными потерями. В будущем году работа завода будет перестроена на единый такт. По такому принципу будут осуществляться все конвейерные потоки. Это, безусловно, дисциплинирует всю внутрицеховую, внутризаводскую логистику, позволит сократить потери и простои до минимума.

   Рвно будет перестроена работа сервисных служб. Вводится система всеобщего преферентного технического обслуживания. По иному принципу планируется организовать работу сервисного блока. В первую очередь ремонтироваться будет то оборудование, которое наиболее загружено, чаще выходит из строя. Большое внимание намечено уделять внедрению системы автономного обслуживания оборудования — TPM.

   Кждый работник должен иметь индивидуальный план. Работа должна быть организована по принципу: утром — выдача задания, вечером — подведение итогов. По всему заводу будет внедряться инструмент «гемба–офис», чтобы во всех рабочих зонах применялись современные способы решения проблем. От этого зависят вопросы и качества, и безопасности труда, и ритмичности производства, и работы по логистике. Важно, чтобы мы работали одной командой. Только в этом случае мы можем найти немало дополнительных ресурсов для повышения нашего дохода.

   Вбудущем году завод будет завершать подготовку производства партии в количестве тысячи машин — самосвалов, седельных тягачей и других автомобилей дорожного семейства. Чтобы реализация имела успех, необходим жесто–

   чайший спрос со всех, кто причастен к выпуску машин, особенно дорожной гаммы. Усиливаются требования к военным автомобилям. С прошлого года увеличен гособоронзаказ — 30 процентов заводской программы. Это тоже успех нашей компании.

   


Ольга БЕЛЯКОВА



назад


Яндекс.Метрика