свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 141 Уральский автомобиль Суббота, 24 декабря 2005 г.

И стал участок как картинка

   З несколько дней до встречи Нового года АЗ «Урал» провёл презентацию очередного этапа развёртывания системы «бережливого производства»

   Звершающийся 2005 год войдёт в историю Уральского автомобильного завода как время активного и качественного внедрения новой производственной системы, основанной на принципах «Lean production» («бережливое производство»). Вспомним основные вехи пройденного пути. Январь 2005 года. Создана и начала действовать дирекция по развитию производственной системы АЗ «Урал». Февраль 2005 года. В цехе мостов агрегатного производства проведён первый демонстрационный практикум. Сентябрь 2005 года. В структуре АЗ «Урал» образован управляющий комитет, главной задачей которого является руководство деятельностью по развёртыванию «бережливого производства» в цехах, дирекциях и управлениях предприятия. И вот ещё одна знаковая дата — 21 декабря 2005 года. В этот день в связи с представлением нового этапа работы по внедрению производственной системы «РПА» состоялась презентация участка трубопроводов цеха главный конвейер.

   Кждый автомобиль «Урал» имеет в своей конструкции почти полторы сотни медных и стальных трубопроводов. Соединённые воедино, они образуют замкнутые магистрали, по которым мчится туда–сюда тормозная жидкость да сжатый воздух носится по кругу. Не будет «трубок» в чреве машины, изъян ли какой в них отыщется, и не тронется она ни в какой путь.

   Н своём веку участок трубопроводов несколько раз менял прописку. Первый и второй прессовые цеха, ЦКЗЧ, корпус шасси… С апреля 2005 года этот участок приютился под крышей автосборочного производства. Говорят, что три переезда сродни одному пожару. Так–то оно так. Только к «трубочному» участку, так его ещё называют автозаводцы, эта истина не в коей мере не применима. Наоборот, последний по времени переезд как раз и преобразил участок. Да так, что просто диву даёшься.

   Красна изба углами

   Н скрою, мне всегда нравится приходить сюда по делам репортёрской службы. Приветливые люди обо всём расскажут, покажут, как есть, без утайки. Тепло, светло, чисто. И как–то по–домашнему уютно. Радует глаз окраска стен, столов, станков и пола. Оттого и хочется перед входом на участок трубопроводов старательно очистить обувь от уличной слякоти. Уж больно он хорош. Прямо картинка с обложки глянцевого журнала. И что, всегда так было? Вовсе нет. Когда–то здесь вели сборку малых серий «Уралов», потом собирали кабину «Р», «обвязывали» раму четырёхосников и даже кладовую размещали. Серой и невзрачной пребывала площадка. Отчего же произошла такая метаморфоза? А это и есть «бережливое производство» в действии. Летом и осенью 2005 года на участке трубопроводов было проведено шесть практикумов по различным инструментам кайдзен. Воцарившийся здесь производственный лад и порядок позволяют с полным основанием назвать этот участок самым лучшим из аналогичных подразделений автозавода. Всего четыре дня потребовалось участку на переезд. Без долгой раскачки станки–переселенцы ожили на новом месте. И вот уже восемь месяцев в 50 шагах от главного конвейера операторы производят трубопроводы от 5 до 14 миллиметров, выпуская ежемесячно почти 70 тысяч штук. Номенклатура выпускаемых изделий насчитывает более 800 наименований.

   Что было, что стало<\b>

   Тлько не надо думать, что участок сразу преобразился, едва обжились на новом месте. Просто так чуда не бывает. Поразительным образом исправить ситуацию помог целый комплекс применённых инструментов кайдзен. Открывая презентацию участка трубопроводов, главный специалист дирекции по развитию производственной системы Анатолий Феськов рассказал, что было здесь до внедрения «бережливого производства», и что стало теперь. Принявшая участие в презентации большая группа топ–менеджеров предприятия, управляющие производствами, руководители дирекций, управлений, цехов, представители городских СМИ имели возможность все разительные перемены увидеть своими глазами. В этом и была главная суть прошедшей презентации. Сравнить увиденное с той картиной, что наблюдается в других цехах. И сделать выводы, добиться улучшений. Механизм системы кайдзен позволяет этого добиться. Тем более что АЗ «Урал», внедряя производственную систему, уже прошёл этапы мышления и смены методов. И вот настал черёд третьего этапа — изменения процессов в ходе полномасштабного развёртывания «бережливого производства». Но почему именно на участке трубопроводов решили проверить в действии все уже известные АЗ «Урал» инструменты кайдзен? Да потому что длительное время здесь существовала парадоксальная ситуация. Участок исправно изготавливал трубопроводы, кладовые были ими забиты, а главная сборочная лента очень часто тормозилась из–за нехватки отдельных видов «трубок». Ещё полгода назад очень часто можно было наблюдать такую картину. Операторы–сборщики, порывшись в завалах кладовой и найдя более–менее подходящие по размеру изделия, затем через колено их выгибали, придавая нужную форму. Специалисты ДРПС, приступив к изучению производственной ситуации на участке, обнаружили целый клубок проблем и противоречий. Длиною более семи метров получилась карта потока создания ценности, в которой была обозначена вся технологическая цепочка деятельности участка, от поступления заготовок до отгрузки готовой продукции. А потом, шаг за шагом, началось внедрение инструментов кайдзен. Система карточек «канбан», практикумы по «5S», организации потока, производственной логистике, автокачеству, автономному обслуживанию и быстрой переналадке оборудования. В результате проведения данных практикумов значительно сократились запасы, отходы, повысилась производительность труда операторов, значительно улучшились условия их труда. Ожидается, что общий экономический эффект от проведённых мероприятий в 2005 году на участке трубопроводов составит 2,5 миллиона рублей.

   Цифры о многом расскажут

   Нзовём плюсы от внедряемого на участке «бережливого производства». С двух километров до ста метров сократился путь доставки готовых изделий. Кладовая сырья дирекции по закупкам тоже теперь рядом. С 13 до 3 минут снизилось время переналадки оборудования. Из технологической цепочки выведены один развальцовочный станок и 10 рабочих столов. Значительно уменьшилась и составила 580 квадратных метров площадь участка. В два раза сократилось количество операций по выпуску продукции. Запас заготовок на рабочих местах операторов снизился с трёх смен до трёх часов. Более 150 проблем удалось выявить, а потом исправить в ходе практикума по «5S», который проходил с августа по ноябрь. На 50 процентов сократились перемещения операторов по участку. Появилась возможность выпускать за один час 75 трубопроводов. После того, как на станке правки и мерной резки заготовок из бунта установили электронный счётчик, значительно снизилось количество отходов. Подготовлен к выводу ещё один развальцовочный станок. Снизилось количество потребления металла. Кстати, одна тонна меди стоит 120–140 тысяч рублей. Когда–то на участке за неделю работы набиралось по одной таре ГТ–6, доверху наполненной обрезками трубок по 20 и 30 сантиметров. Теперь такого расточительства просто нет.

   Чем ещё народ удивить?

   Входе состоявшейся презентации сообщения по сути произошедших на участке улучшений сделали управляющий АСП Григорий Прохоров, председатель профкома цеха главный конвейер Альфия Хамидуллина, заместитель директора по развитию Владимир Субачев, мастер участка трубопроводов Александр Трофимов. Автосборщики отмечали, что работа по внедрению «бережливого производства» в АСП будет и дальше активно продолжаться. В самом начале 2006 года запланировано проведение практикума по теме «Офис–гемба». С помощью специалистов отдела промэлектроники на участке собираются запустить ещё один станок с электронным счётчиком резки, на котором начнут делать заготовки трубопроводов более крупного диаметра. Или вот ещё одна проблема. Несмотря на все новшества, «трубки» на рабочих столах по–прежнему гнутся нежными женскими руками. А если этот процесс механизировать? Вот вам и новый кайдзен, который можно при желании внедрить.

   Впрезентации очередного этапа развёртывания системы «бережливого производства» принял участие генеральный директор АЗ «Урал» Виктор Корман. Выступая перед собравшимися, первый руководитель предприятия поблагодарил автосборщиков, специалистов ДРПС и других подразделений завода за проделанную работу по внедрению новой системы. Виктор Христофорович, в частности, отметил, что на участке трубопроводов удалось реализовать все виды уже знакомых автозаводцам инструментов кайдзен.

   — Сегодня участок трубопроводов стал образцом того, к чему всем следует стремиться. Надо внимательно изучить накопленный здесь опыт, чтобы потом использовать его для продвижения новой производственной системы во всех подразделениях завода.

   Взавершение своего выступления генеральный директор АЗ «Урал» Виктор Корман вручил благодарственные письма и подарки автозаводцам, наиболее отличившимся при внедрении «бережливого производства» на участке трубопроводов. Среди них — Александр Трофимов, Татьяна Скокина, Леонид Фролов, Анна Ощепкова, Камиль Якупов, Анатолий Феськов, Пётр Горбулин, Игорь Симаков.

   «Нам здесь нравится»

   Бунты скрученной меди… Станок для правки и мерной резки с электронной начинкой… Стеллажи… Шипение пленённого сжатого воздуха… Рабочие столы… Опять станки. Развальцовочные, отрезные, зачистные…. Трудовой день ещё не закончился. И сразу после того, как завершилась презентация, продолжилось более детальное знакомство с участком и работающими здесь людьми. Операторы ловко нарезали трубки нужных размеров, вальцевали, продували сжатым воздухом, зачищали, придавали нужную форму, связывали в пучки… Вот оператор Надежда Башкатова. Почти 30 лет она трудится на участке:

   — Конечно, поначалу нам не хотелось переезжать сюда. Из–за привычки, наверное. А теперь очень нравится здесь. Удобнее стало работать. Меньше устаём, меньше ходим от станка к станку. Думаю, и дальше будут улучшения.

   Оератор Анна Хохлова. С 1972 года занята выпуском «трубок» к «Уралам». Отвечая на вопросы, она даже ни на секунду не остановила работу:

   — Мы тоже в наведении порядка участвовали. Для себя же старались. Разве может такой облик участка не нравиться? Утром придёшь, кругом чистота. И настроение поднимается, и работать хочется.

   Гннадий Боуфал, наладчик. Общаясь с корреспондентом «Уральского автомобиля», он сказал:

   — Теперь мы никаких запасов впрок не делаем. Ни к чему. Знаем, рамы каких модификаций «Уралов» в течение смены будут ставиться на ленту. Вот к ним и мастерим трубопроводы. Сделали, связали, на стеллажах разместили. Пришли транспортировщики, погрузили в тележки, увезли…

   Иещё в одном месте мне удалось в тот день побывать. В цехе главный конвейер. Правда, лента уже умолкла, смена завершилась, но начальник участка сборки автомобилей № 1, заслуженный машиностроитель России Николай Арапов домой не торопился:

   — Теперь любую вдруг возникшую сложность с «трубками» я могу исправить за одну минуту. Участок — вот он, рядом. И операторы с ленты теперь за трубопроводами не бегают, им их подвозят. И самое важное. Главный конвейер по вине участка трубопроводов сейчас практически не останавливается. Эта проблема осталась в прошлом.

   


Владимир ЗУБКОВ



назад


Яндекс.Метрика