свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 139 Уральский автомобиль Вторник, 20 декабря 2005 г.

Новые реалии: ориентир на заказчика

   Оделу главного сварщика нашего завода исполнилось 45 лет. Дата достаточно солидная для того, чтобы создавать свою летопись. Тем более, со временем в запасниках отдела скопился довольно большой фотоархив. На снимках запечатлены ключевые события и будни, лица тех, кто стоял у истоков, кто работал здесь в разные годы. Правда, как сказал нам Владимир Иванович Наумов, возглавлявший отдел почти четыре десятка лет, а ныне — начальник центральной лаборатории сварки, со временем архив заметно уменьшился. Ветераны отдела, уходя на заслуженный отдых, брали эти фотографии с собой для домашних альбомов — как память о годах своей молодости, том отрезке жизни, что был связан с предприятием и навсегда стал частью его истории.

   Павда, факты, цифры, даты прекрасно помнит сам Владимир Иванович Наумов. От своих предшественников он знает и историю сварочного дела с самого начала, когда завод на Урале только зарождался. В 1941 году в Миасс в числе первостроителей прибыл и сварщик московского автозавода Сергей Васильевич Греков. В связи с ограниченным ассортиментом выпускавшейся тогда продукции объём сварочных работ был сравнительно небольшим. И столичный специалист в основном занимался вопросами строительства автомоторного завода. В 1944 году, когда выпуск уральских автомобилей был поставлен на поток, там появилось несколько сварных узлов, в том числе — бензобак, хотя автомобиль был в основном деревянный и в сварщиках производство особо не нуждалось.

   Лшь пять лет спустя возникла необходимость в расширении штата отдела. Ещё одним сотрудником в отдел главного технолога была принята Зоя Васильевна Сапожникова, студентка из первого выпуска специалистов сварочного дела Челябинского политехнического института. В 1953 году в штат был зачислен Евгений Васильевич Захваткин, выпускник Ленинградского политехнического института. В то время на автозаводе было создано спецпроизводство.

   Кгда началась модернизация уже изрядно к тому времени устаревшего автомобиля «ЗИС–5», ему на смену пришёл сначала «Урал–355», а затем «УралЗИС–355М» с цельнометаллической кабиной, который автозаводцы для краткости тут же окрестили «эмкой». Это событие считается поворотным моментом в развитии сварочного дела на заводе. Возникло сварочное производство.

   Кбина — самый сложный с точки зрения сварки узел автомобиля. Заводские сварщики стали осваивать эту операцию в 1958 году. Среди сохранившихся в фотоархиве снимков есть фотография, где в старом прессовом цехе, размещавшемся тогда на площадях цеха шасси, сварщик Евгений Хлопцев ведёт сварку первой кабины. К тому времени на предприятии появилось около восьмидесяти единиц сварочного оборудования. Раньше было всего пятнадцать. В активе числился даже довоенного ещё производства американский аппарат для сварки карданных валов открытой дугой. К 1958 году относится создание лаборатории сварки, которую возглавил Евгений Васильевич Захваткин. Его из спецпроизводства перевели в отдел главного технолога. Год спустя в штате было уже шесть инженерно–технических работников, специалистов сварки. Они занимались внедрением техники — сварочных машин. Процесс шёл далеко не просто, опыта ещё не хватало. Текст приказа директора завода от 21 декабря 1960 года гласил: «С целью внедрения высокопроизводительных процессов сварки, использования новейших достижений сварочной техники и полного удовлетворения запросов текущего производства приказываю создать на базе существующей лаборатории отдел главного сварщика».

   Оъём сварки значительно возрос: контактной — в три с половиной раза, дуговой — даже в пятнадцать. Соответственно возникла потребность в более современном оборудовании. Именно в тот далёкий теперь уже год на завод пришёл выпускник Мариупольского (тогда город Жданов) института по специальности «Оборудование и технология сварочного производства» Владимир Наумов. На вузовской кафедре он занимался процессами сварки, наплавки. Некоторое время работал мастером на местном заводе «Тяжмаш». Не случайно назначенный к тому времени главным сварщиком завода Евгений Васильевич Захваткин доверил ему курировать процесс внедрения сварки в среде углекислого газа. Тогда в этом начинании автозаводцы были первопроходцами.

   Нчалась разработка новой сварочной техники. Был спроектирован и подготовлен первый автомат, внедрены четыре полуавтомата на участке сварки платформ. На завод по распределению были направлены молодые специалисты с дипломами ЧПИ — Валерий Туманов, Владимир Мирей, Владимир Худяков и Леонид Прокопчик. Внедрение контактной сварки связано с именем Александра Ивановича Синицына. Дуговая сварка обретала постоянную прописку под руководством Владимира Ивановича Наумова.

   Вспециальном журнале, который хранится в отделе, зафиксировано, что за 45 лет его существования на заводе, в сотрудничестве с цехом автоматизации (теперь это цех станкостроения) спроектировано и изготовлено 110 единиц специального сварочного оборудования. Существенную помощь оказывал ремонтно–механический цех.

   В1962 году была создана слесарно–механическая мастерская на базе лаборатории, где прежде стояло три станка, которые обслуживали трое рабочих. С этой целью на территории КВЦ, где сейчас располагается инструментальное производство, были выделены площади. Соответственно появились и новые кадры и оснащение.

   — У нас сформировался очень хороший коллектив, — вспоминает Владимир Иванович. — Как–то так сложились, что случайных людей не было. Они приходили и оставались на долгие годы.

   Сециалисты сварочного дела Уральского автозавода затем трудились и на других заводах страны, прекрасно себя зарекомендовав. К примеру, конструктор Георгий Николаевич Бродягин работал затем на КамАЗе. К слову, из коллектива отдела вышло четыре главных сварщика: впоследствии Евгений Захваткин получил эту должность на заводе в Набережных Челнах. Его сменил Борис Буртаков. На Кустанайском дизельном заводе — Евгений Ефимов. На Георгиевском заводе — Иван Фёдоров. И это не считая других специалистов сварочного производства. С большой теплотой, как об очень одарённом конструкторе, Владимир Иванович отзывается о Константине Максимовиче Мельникове, который работал в отделе до пенсии.

   Пстепенно на заводе появились лаборатории дуговой и контактной сварки, слесарно–механическая мастерская, получило самостоятельность КБ специального сварочного оборудования. В 1966 году Е. Захваткина избрали председателем профкома завода, а В. Наумова назначили главным сварщиком.

   Рботать было необычайно интересно. Когда шло освоение сельхозавтомобиля, специалисты отдела работали в тесном контакте с научно–исследовательскими институтами страны. Было создано несколько механизированных линий (сегодня идёт их демонтаж). Четыре из них были изготовлены в Пскове, одна — нашими станкостроителями.

   Её одно памятное событие — подготовка производства автомобиля «Урал–4322» — это уже перед самой перестройкой. Осуществлялось это при активном содействии Запорожского проектно–технологического института, Киевского института робототехники. Именно тогда был разработан проект комплексно–механизированной линии сборки, сварки кабин автомобиля «Урал–4322». Специалисты оценивали этот проект как очень удачный. К сожалению для всех, кто над ним работал, он так и не был реализован, хотя уже началось изготовление линии. Завод тогда понёс довольно ощутимые убытки. В этот переломный для страны период специалисты отдела вели работы по освоению новых кабин — «ИВЕКО». Владимир Иванович Наумов находился в составе самой первой заводской делегации, посетившей эту фирму. Именно тогда было принято решение об изготовлении кабины «Р». В её освоении немалая роль отводилась и инженерам отдела главного сварщика. Один из них — Евгений Васильевич Хлопцев — даже был специально откомандирован в Германию, чтобы обрести опыт сборки. Было получено, смонтировано и запущено оборудование, которое с успехом работает и по сей день. На базе этой кабины сегодня выпускаются уральские дорожники, автомобиль капотного исполнения.

   Сгодня в результате реструктуризации вместо отдела на заводе существует служба главного сварщика. В её составе — центральная лаборатория сварки, в том числе конструкторское бюро. В подчинении главного сварщика и два техбюро — сварочно–окрасочного и сварочного (бывшего кузовного) цехов. Нынче служба в соответствии с новыми реалиями в своей деятельности нацелена на запросы потребителя. А конкретно — занимается освоением производства сварных узлов. В частности, для заказчика — Российской армии — готовится производство трёх модификаций унифицированной платформы. Машина с такой платформой с успехом может использоваться в народном хозяйстве: она имеет открывающиеся съёмные борта. В заделе у конструкторов УГК — ещё три модификации. Принимаются и заказы зарубежных деловых партнёров. Причём, выполнять заказы специалистам службы приходится в довольно сжатые сроки — изготавливать и внедрять новую оснастку, модернизировать и запускать в производство оборудование.

   Кнструкторы ЦЛС сегодня проектируют оснастку для изготовления узлов автомобилей дорожной гаммы, автомобилей с двигателем «Евро–2».

   Её одна функция службы главного сварщика — подготовка кадров сварщиков для производства. Сотрудники службы ведут занятия на курсах при заводском отделе подготовки персонала в соответствии с разработанными программами. Чаще всего занимаются здесь рабочие, желающие приобрести вторую специальность. В отдельные годы пополнение составляло 60–70 человек, если того требовало производство. Кроме того, сотрудники службы главного сварщика читают лекции на курсах повышения квалификации. Проводится обучение сварщиков по спецпроцессам — по сборке и сварке реактивной штанги в агрегатном производстве и сварке поперечины в автосборочном производстве.

   Всокий уровень мастерства в службе главного сварщика в чести. С восхищением здесь отзываются, например, о рабочем Михаиле Васильевиче Лёвкине. Он, по словам Владимира Ивановича, на токарном станке работал, «как Никколо Паганини на скрипке играл». Сейчас ветеран находится на заслуженном отдыхе. В виртуозах числятся фрезеровщица Ольга Анатольевна Самсонова, сварщик Николай Ильич Сергеев, который владеет практически всеми видами дуговой сварки. Наладчик Василий Фёдорович Суханов заслужил в коллективе характеристику «светлая голова, золотые руки». Когда времени в обрез, а задание требует оперативности, он при необходимости может и инженера–конструктора заменить. Профессионалом является слесарь механосборочных работ Владимир Петрович Болотов.

   Вего лишь год проработал в коллективе токарь с сорокалетним стажем Владимир Николаевич Епишин, который пришёл сюда из инструментального производства. В службе главного сварщика он сегодня незаменим. Ведущий инженер–технолог Евгений Викторович Петров прежде работал на машиностроительном заводе, в коллективе третий год, занимается сопровождением производства кабин в совместном предприятии. Прекрасно знает специфику сварки ведущий инженер–конструктор Галина Васильевна Хамматова, награждённая знаком «Ветеран УралАЗ». Владимир Александрович Афанасьев начинал в отделе фрезеровщиком, сейчас он мастер, освоил практически все работы, грамотный специалист. Начальник лаборатории сварочного оборудования Владислав Иосифович Белых — ведущий конструктор, квалифицированный работник, знаток своего дела. По мнению Владимира Ивановича, похвалы заслуживает каждый из 19 сотрудников.

   Тк уж получилось, что ни в прежние времена, ни сейчас в нашей стране у сварщиков не было профессионального праздника. Своим Днём сотрудники службы считают 21 декабря. Нынче в этот день они принимают поздравления со славным юбилеем.

   


Ольга БЕЛЯКОВА



назад


Яндекс.Метрика