свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 138 Уральский автомобиль Суббота, 17 декабря 2005 г.

И сделать выбор в пользу ТВЧ

   Чловек с годами привыкает жить в определённом ритме. Привычные утренние дела: дети собираются в школу, мамы и папы — на работу. Каждый день через заводские проходные движется длинная вереница людей, для которых ОАО «АЗ «Урал» — это не только возможность обеспечить себе и своей семье достойное существование, но и место, где рядом с тобой многие годы трудятся люди, объединённые общим делом, с которыми ты чувствуешь себя психологически комфортно. И приходит ощущение стабильности, уверенности, что твой труд востребован, что в коллективе тебя уважают и ценят.

   Автозаводцам нет необходимости объяснять, что значит аббревиатура ТВЧ. Участок с таким названием — принадлежность термического цеха, которым руководит Салимжан Закирьянович Гафаров. Сейчас по привычке этот цех, входящий в состав агрегатного производства, всё ещё значится под номером два, хотя осталась в прошлом первая термичка, сослужившая свою добрую службу гиганту отечественного автомобилестроения.

   Н участке ТВЧ происходит электрозакалка деталей токами высокой частоты. Детали различной конфигурации — их несколько десятков наименований. Технология довольно сложная. Для обработки каждой детали требуется особый режим. Все данные рабочий должен помнить наизусть. Здесь непреложное правило: каждый должен освоить все операции, досконально, не хуже наладчика или слесаря–ремонтника, знать оборудование.

   Н участке трудятся 18 человек. Коллектив в основном женский. Начальник участка Виктор Фёдорович Манаков работниками доволен. Своих передовиков перечисляет с готовностью: заслуженный машиностроитель Галина Алексеевна Мурсалимова, Елена Радиевна Суханова, Екатерина Васильевна Горбачёва, Наталья Анатольевна Боброва, Ираида Николаевна Васильева, Татьяна Николаевна Рудина, Юрий Владимирович Забелин, наладчик Николай Васильевич Агапов и другие.

   См В. Манаков руководит участком ТВЧ всего лишь год. До того трудился в ремонтной службе ТВЧ первого термического цеха. А вообще заводской стаж у него довольно солидный. На автозавод, вначале в агрегатный цех, он пришёл в 1971 году после окончания профтехучилища № 38, где учился на электромонтёра. Вернулся на завод после службы в армии. Спустя два года в трудовой биографии молодого рабочего появилась страница с названием «ТВЧ». До сих пор Виктор Манаков испытывает благодарность к своему бывшему наставнику Александру Александровичу Клюкину. Даже песню старую вспомнил о тех, кто молодых выводит в мастера. Три десятка лет — это дата! Виктор Фёдорович награждён медалью «За трудовую доблесть», соответственно есть у него грамоты и всевозможные звания, на которые советская власть для старательных работников не скупилась.

   Н, говорит начальник участка, количество отработанных им на ТВЧ лет — это ещё не местный рекорд. К примеру, у Александра Александровича Клюкина стаж работы на ТВЧ перевалил за полвека. Поистине легендарной личностью здесь является Василий Ефимович Терентьев, возглавляющий бригаду термистов ТВЧ моторного цеха. В числе корифеев — технолог Николай Иванович Мочалов.

   Было время, когда казалось, что будущее участка под большим вопросом. Такая ситуация создаётся, когда кадровые труженики уже в довольно солидном возрасте, а молодёжи в коллективе нет. После того, как в августе зарплату рабочим увеличили на тридцать процентов, молодые стали проявлять интерес. Да и у старожилов настроение заметно повысилось. Теперь Виктор Фёдорович не теряет надежду, что подъём благосостояния коснётся и рабочих неосновных профессий ввереного ему участка металлопокрытий, очередь до которых у нашего ОТИЗа пока не дошла.

   Бывает, руководители, которым приходится рулить коллективом, где работают преимущественно женщины, делают это без особой охоты. Оно и понятно: женская логика мужской не идентична, к тому же — эмоции, особый душевный склад. Но Виктор Фёдорович сомнений своих коллег не разделяет. По натуре он человек коммуникабельный, начисто лишённый синдрома начальника. Поэтому со всеми находит общий язык, считает, что любой назревающий конфликт можно уладить миром. Да и вообще с женщинами, по его мнеию, работать легче: нет проблем с дисциплиной, никогда они не отказываются при необходимости поработать в субботу, остаться во вторую смену. Уровень качества сегодня здесь настолько высок, что коллективу доверено работать на самоконтроле. Хотя начинающих контролируют в процессе работы технологи — Наталья Михайловна Орлова и Лев Иосифович Мильштейн, потомственный, кстати, «тэвэчист».

   Схраняются на участке и традиции наставничества. Здесь эта миссия доверена такому асу, как Юрий Владимирович Забелин. К примеру, молодой рабочий Евгений Шаранов под руководством опытного производственника осваивает станки закалки полуосей. Это оборудование для участка считается новым. Его не так давно переместили из цеха шасси, исчезнувшего с заводской карты в результате реструктуризации.

   Оорудование здесь, можно сказать, видавшее виды. Ламповые и машинные генераторы, равно как и станки, которые от них запитаны, верой и правдой служат «тэвэчистам» не один десяток лет. Но срок механизмам существенно увеличивает надлежащий уход. Главное условие — своевременный ремонт. Конечно же, по мнению Виктора Манакова, здесь тоже свои проблемы: сказывается нехватка кадров в ремонтной службе. Любой автозаводец знает, к чему приводит простой станка из–за поломки.

   Хрошего специалиста, подчёркивает Виктор Фёдорович, можно вырастить только года за три, чтобы он преодолел уровень дилетанта. Обучение идёт быстрее, если человек уже поработал на производстве. Начальник участка знает это и из своего опыта. На термистов и гальваников ни в одном ПТУ не учат, осваивать профессию новичку приходится практически с нуля. У каждого станка, считает В. Манаков, к тому же свой характер, подчас весьма привередливый. Даже совершенно одинаковые, рядом стоящие станки работают совершенно по–разному. И к ним подход нужен индивидуальный.

   — Получается? — спрашиваю у Виктора Фёдоровича.

   — Справляемся, — лаконично отвечает он.

   Поизводственный план на участке ТВЧ выполняется неукоснительно: выпускается строго определённое количество деталей — ни больше, ни меньше. Детали на электрозакалку поступают со всего завода. Затор, однако, предотвращает наличие станков ТВЧ в цехах так называемого южного куста — моторном, нормалей, гидравлики. Они, к примеру, обрабатывают такие детали, как крюк, ось балансирной подвески.

   Соро участок приступит к внедрению новой производственной системы. Начали, как всегда, с наведения порядка. Впрочем, порядок и без применения иноземных методик на участке ТВЧ поддерживали всегда: сказывается специфика, да и стремление к чистоте женщинам присуще изначально. А дальше процесс пойдёт в полном соответствии с требованиями TPS. Дайте только срок.

   


Ольга БЕЛЯКОВА



назад


Яндекс.Метрика