свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 137 | Четверг, 15 декабря 2005 г. | |
Тайное и явное восковых фигур Икусство восковых фигур пришло к нам из древнего Египта и насчитывает три–четыре тысячи лет. В древнем Египте воску приписывались магические свойства, он считался проводником из мира живых в мир мёртвых. Восковые маски, снятые с людей, использовались в различных ритуалах и магических обрядах, хранились в домах умерших и передавались из поколения в поколение. Такие маски считались хранителями ауры своего прототипа. Наука до сих пор не знает всех свойств живого материала, созданного пчёлами. О том, какую мистику несут фигуры, представленные на выставке восковых фигур из Санкт–Петербурга, которая проходит в ДК «Юность», рассказал представитель музея в Уральском регионе Антон ИВАНОВ. — Дыма без огня не бывает. Мистических историй за время существования восковых фигур было очень много. Многие посетители независимо от того, насколько они находят фигуры похожими на их прототипы, подчёркивают, что частицу ауры персонажа, какую–то живую искру наши фигуры несут. Конечно, сознание людей за три тысячи лет изменилось, они сейчас не склонны верить напрямую в магические свойства воска. Но нельзя не согласиться с тем, что какую–то информацию этот материал несёт. — Антон, расскажите, какие мистические истории происходили с восковыми фигурами? — Очень много существует баек и легенд не только среди посетителей, но и менеджеров выставок. На выставке в одном из городов России была сделана мизансцена, в которой за круглым столом четыре человека с различными аномалиями (тема одной из выставок) играли в карты. Уходя, менеджеры выставки зафиксировали комбинацию разложенных карт. На утро карты лежали совсем по–другому. Хотите — верьте, хотите — нет. Если говорить о магических свойствах воска, то очень не везёт фигуре Распутина. Она постоянно подвергается странным воздействиям: периодически (раз в год) голова Распутина разбивается вдребезги. — Соответствуют ли особенности персонажа, его внешность тому, каким он был на самом деле? — Все антропометрические характеристики людей максимально приближены к их прототипам. Это касается и цвета глаз и волос, и особенностей его физического развития. Глазные протезы полностью соответствуют строению человеческого глаза, поэтому взгляд восковой фигуры кажется живым. Их делает московский офтальмологический институт имени Фёдорова. Людям присущ определённый стереотип восприятия известных людей. К примеру, им зачастую сложно представить, что Гагарин, как и Сталин, был невысокого роста. А Пётр I, наоборот, очень высокий. Зачастую люди представляют вождей и лидеров как гигантов. Порой на нашей выставке их поджидает разочарование. В любом случае не нужно забывать, что фигура — это художественный образ и отражает отношение мастера, скульптора, гримёра к своему персонажу. Чаще всего скульптор изображает своего персонажа красивее, идеальнее, чем он был на самом деле, нивелирует какие–либо отрицательные моменты. Это совсем небольшой отход от настоящего образа, он не противоречит художественной целостности нашей выставки. — Уязвимы ли восковые фигуры по отношению к времени? — Воск подвержен старению. То есть через пять–шесть лет в нём происходят необратимые изменения. Бывало, голова фигуры разваливалась прямо при посетителях. — Существуют ли новые технологии при производстве фигур? — Сегодня технологии производства фигур совершенствуются: используется силикон, который более устойчив к различным воздействиям внешней среды, чем воск. Силикон сложнее поцарапать, испортить. Это фигуры нового поколения. На нашей выставке это — Эйнштейн и Клеопатра. Из воска выполнить такой большой объём тела (фигура вся сделана из силикона), как у Клеопатры, именно из воска, совершенно невозможно. — Кто производит фигуры? — Под Петербургом, в городе Ломоносов, работают мастерские, в которых трудятся около пятидесяти специалистов различного профиля. Есть проектное бюро, где разрабатываются концепции выставок, собирается материал о тех персонажах, которые будут представлены на ней. Идёт работа над образом каждой фигуры. — Антон, скажите, какова особенность этой выставки? — Она интересна тем, что хорошо проработана концепция: «Путь России труден, но высок». Показана ретроспектива нашей истории, знаменитые завоеватели — Тамерлан и Чингиз–хан, Наполеон и Гитлер. Наш музей в Питере продолжает традиции кунсткамеры Петра I. Главный критерий музея Петра I — зрелищность, редкость экспонатов. Всё это присуще и нашим выставкам. Мы стараемся, чтобы восковые фигуры были интересны любому зрителю. — Каковы темы выставок и сколько их существует? — В настоящее время работает около ста различных выставок, соответственно сто совершенно разных тематических передвижных экспозиций. К примеру: «Великая святая Русь», «Династия Романовых», «Юность Пушкина», «Мифы древности и современности», «Казни и пытки». Чобы окунуться в историю России, увидеть Ленина, Сталина, Горбачёва, Петра I и Екатерину Великую, насладиться красотой Клеопатры, взглянуть на письмена Нострадамуса, необходимо воспользоваться случаем и посетить выставку до 25 декабря.
Беседовала Ольга СТЕПАНОВА.
|
назад |