свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 133 | Вторник, 6 декабря 2005 г. | |
Вьетнам. Есть «Урал» и там А что мы знаем о Вьетнаме? Небольшое государство, расположенное в Юго–Восточной Азии, на полуострове Индокитай. Узкая полоска земли, протянувшаяся в меридиональном направлении на 1750 километров и омываемая водами Южно–Китайского моря. Климат тропический, муссонный. Реки — Меконг, Красная и Чёрная. Есть большие запасы каменного угля, бокситов, вольфрама и олова. Сухая зима и дождливое лето. Горы, покрытые пышной растительностью, рядом с дубами и соснами могут встретиться пальмы и бамбук. Рис — главная сельскохозяйственная культура. Письменность, созданная на основе латинского алфавита. На протяжении последних ста лет вьетнамцы вели непрерывную войну за свою независимость. Отбились от французов, не позволили себя сломить японцам и американцам дали укорот. Вьетнамская народная армия (ВНА) считается одной из лучших в Азии и насчитывает в своих рядах более полумиллиона человек. И последнее. В 1976 году, после воссоединения севера и юга страны, на политической карте мира появилось новое государство — Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ). И сегодня название это остаётся неизменным. Тперь про Вьетнам редко что в газетах прочтёшь. А лет 30 назад сообщения об этой стране публиковались ежедневно. Советский Союз помогал Вьетнаму строить шахты и добывать апатиты, вооружал армию и обучал специалистов, отсыпал дороги и поставлял технику… Вьетнамцы оказались выносливыми, работящими и бережливыми. Давно уже нет на свете СССР, и «братская помощь» от «старшего брата» не поступает. Тем не менее, оставшись наедине с проблемами, Вьетнам, как и многие страны Юго–Восточной Азии, начал бурно развиваться. За 30 лет мирного времени Вьетнам сделал большой рывок вперёд. Правда, мощной машиностроительной отраслью промышленность Вьетнама по–прежнему не располагает. По дорогам страны продолжают разъезжать в том числе сохранившиеся от прежних советских поставок «ЗИЛы», «КамАЗы», «КрАЗы», «ГАЗы», «ПАЗы»… «Урал» во Вьетнаме тоже знают и любят. Вынослив. Легко преодолевает горы. И в тропической жаре трудится, не ленится. А если ещё учесть тот факт, что дорог с твёрдым покрытием в этой стране всего ничего, то можно догадаться, почему так ценятся там, на берегах Южно–Китайского моря, производимые в Миассе полноприводные вездеходы. Миасс, «Урал», Шонтэй Рсположенный у подножия Ильменских гор южноуральский город Миасс и приютившийся в 50 километрах от Ханоя, столицы Вьетнама, городок Шонтэй. Казалось бы, ну что может быть общего между ними. Только есть ниточка связи, и довольно–таки крепкая. В Шонтэе налажен процесс сборочного производства автомобилей «Урал». Недавно там были собраны первые десять миасских внедорожников с колёсной формулой 6х6. А предыстория этого проекта такова. В апреле 2004 года в Ханое был подписан рабочий протокол, в котором нашли своё отражение вопросы, связанные с созданием сборочного производства автомобилей «Урал» во Вьетнаме. АЗ «Урал», который имеет опыт сборки полноприводных автомобилей в Болгарии и Китае, предложил свои услуги и Вьетнаму. Вьетнамская сторона очень заинтересованно отнеслась к предложению, при этом выразив пожелание, чтобы был выбран такой вариант создания сборочного производства, который бы предусматривал постепенное освоение ряда комплектующих деталей и узлов во Вьетнаме. Через четыре месяца после этого, в августе 2004 года, представительная делегация из Вьетнама, в которую входили начальник автомобильного управления Министерства национальной обороны Вьетнама генерал Ха Хыу Зьен и заместитель директора генеральной импортно–экспортной компании «Ван Суан» Дао Нгок Тхак, побывала в Миассе. Гости получили возможность увидеть своими глазами всю производственную мощь АЗ «Урал». Им показали сборку серийных «Уралов» на главном конвейере, продемонстрировали возможности автомобилей семейства «Урал» в городском песчаном карьере. Затем в ходе переговоров были обсуждены вопросы сотрудничества по поставкам комплектующих, узлов и агрегатов автомобилей «Урал», а также прочие детали совместного проекта по созданию в СРВ сборочного производства миасских вездеходов. АЗ «Урал» на основании лицензионного договора обязывался передать вьетнамской стороне право использования товарного знака «Урал» и технологию сборочного производства. Вьетнамцы ещё раз подтвердили твёрдое желание наладить у себя сборку «Уралов». Договорились, что стапельная сборка внедорожников будет производиться в Шонтэе, на производственных площадях военного авторемонтного завода Вьетнамской народной армии. Первая пробная партия — 10 машинокомплектов. Все комплектующие узлы и агрегаты к шасси «Урала–432007–10» должны были поставляться во Вьетнам морским путём в 40–футовых контейнерах. Проплыть, чтобы на колёса встать Пчему вьетнамская сторона решила не покупать в Миассе уже готовые к эксплуатации трёхосные «Уралы» в тропическом исполнении, а попросила отправлять приобретаемые машинокомплекты через моря, долины и горы, чтобы на базе военного авторемонтного завода в Шонтэе собрать автомобили при помощи своих ключей и гайковёртов? Так дешевле. Во Вьетнаме хотя и социализм строят, но там тоже рынок правит бал, деньги на ветер не бросают, берегут, с выгодой тратят. Перевозка автомобилей в разобранном виде, оказывается, получается гораздо дешевле, чем транспортировка машин, уже стоящих на колёсах. Ну, что ж, желание заказчика — закон для завода–изготовителя. В марте 2005 года начальник проектно–технологического отдела дирекции по развитию АЗ «Урал» Борис Ананишин и представитель Торгового дома «АвтоУрал» в КНР и странах Юго–Восточной Азии Александр Головченко посетили Шонтэй, чтобы на месте ещё раз убедиться в степени готовности к реализации проекта, ознакомиться с производственно–технологическими возможностями вьетнамской стороны, осмотреть цеха, склады, оборудование, оснащение механизмами и приспособлениями военного авторемонтного завода автомобильного управления ВНА. Рассказывает Борис Тимофеевич Ананишин: — Авторемонтный завод Министерства обороны Вьетнамской народной армии в городе Шонтэй очень даже приличный. В 1971 году он был разрушен американской авиацией, вьетнамцы его заново отстроили. Завод является прототипом советских авторемонтных предприятий. Вьетнамцы ведут в нём капитальный ремонт автомобилей «ЗИЛ», «КрАЗ», «ГАЗ», «Урал». Во Вьетнаме до сих пор эксплуатируется немалое количество «Уралов–375» с бензиновыми двигателями, сохранившихся там с советских времён. Псле того, как представители АЗ «Урал» и Торгового дома «АвтоУрал» убедились в наличии у вьетнамцев трудовых ресурсов, оборудования, производственной, испытательной базы, необходимых для реализации проекта, был заключён контракт на закупку и поставку десяти машинокомплектов. До этого миасским автомобилестроителям не доводилось отгружать машинокомплекты к «Уралам» в 40–футовые морские контейнеры. Но с этой задачей специалисты завода с честью справились. Была разработана специальная схема погрузки в контейнер, длина которого 12 метров 30 сантиметров. С «Уралов» снимались мосты, крылья, подножки, топливные баки. Получилось так, что десять машинокомплектов разместились в семи контейнерах. В контракте обговаривалось одно условие. Из Миасса во Вьетнам поступают только шасси трёхосных «Уралов», а платформы к ним и аккумуляторы будут вьетнамского производства. В один из сентябрьских дней 2005 года 40–футовые морские контейнеры, загружённые в цехе комплектации запасных частей АЗ «Урал» машинокомплектами, отправились в путь. Сначала поездом до Санкт–Петербурга, а потом морская дорога пролегла в Хайфон, главный порт Вьетнама. 17 октября вьетнамцы приступили к сборке «Уралов–432007–10» с колёсной формулой 6х6. Эта техника предназначена для перевозки личного состава частей Вьетнамской Народной Армии. Бригады, составленные из 4–5 слесарей–вьетнамцев, работали качественно и быстро, согласно разработанному на АЗ «Урал» технологическому процессу сборки. Технологическую и методологическую помощь оказывали специалисты Уральского автозавода — начальник ПТО дирекции по развитию Борис Ананишин и механик ЦТТ Олег Гасленко. Первый автомобиль вьетнамцы собрали за два дня, а затем, взяв высокий темп, стали ежедневно собирать по одному «Уралу». К 27 октября все миасские защитного цвета внедорожники с вьетнамскими платформами, дугами и аккумуляторами уже были в строю. Сегодня эти «Уралы» колесят по дорогам Вьетнама, помогая солдатам и офицерам ВНА выполнять поставленные перед ними задачи. И дай Бог, не последние машины. В бурно развивающемся Вьетнаме потенциальными потребителями полноприводных «Уралов» могут быть не только военные и силовые структуры, но и предприятия дорожно-строительной индустрии и горнодобывающей промышленности. Как живёшь, Вьетнам? Борис Тимофеевич Ананишин, рассказывая корреспонденту «Уральскогоавтомобиля» о днях, проведённых во Вьетнаме, то и дело щёлкает компьютерной мышкой. И на экране монитора одна картинка сменяет другую. Оживлённый Ханой. Столичный аквапарк. Кавалькада мини–мотороллеров на улицах. Пышная растительность на склонах гор. И ещё много, много других снимков, сделанных на память. Вьетнамцы очень дружелюбно относятся к русским, помнят до сих пор о помощи, что оказывал им когда–то СССР. Обиды не держат, понимают наши проблемы. Не было при общении с вьетнамцами языковых барьеров, ведь многие офицеры ВНА обучались в наших военных училищах. Нигде не видать и следов былых военных разрушений. Раны затянулись, Вьетнам крепко становится на ноги. Республика по–прежнему называется социалистической, и коммунистическая идеология осталась на месте. Памятники покойному вождю Хо Ши Мину никто не трогает, к его мавзолею народ идёт. И это не мешает вьетнамцам много и настойчиво работать. Развиваются небольшие предприятия, строительные фирмы, угольные шахты. И российский бизнес увидал благодатную для себя почву во Вьетнаме. Например, помимо АЗ «Урал» другое предприятие российского автопрома — КамАЗ — тоже организовало в СРВ два сборочных производства дорожников для нужд местной угольной промышленности. Пробил дорожку во Вьетнам и Ульяновский автозавод, наладив там «отвёрточную» сборку своих знаменитых джипов. Повсюду ведётся быстрыми темпами строительство домов, Дворцов спорта, школ. Рабочий день на военном авторемонтном заводе начинается в 7 часов утра и продолжается до 17 часов. Шестидневная рабочая неделя. Идеальная дисциплина. Средняя зарплата рабочих на заводах и фабриках составляет 200 долларов. При этом надо учесть такой факт, как сравнительно дешёвые продукты на рынках. Есть, правда, в стране и безработица. Не просто же так едут вьетнамцы в Россию на заработки. Но в целом впечатление о стране остаётся яркое, оптимистическое. Вьетнам не стоит на месте, настойчиво ищет пути для своего процветания.
Владимир ЗУБКОВ
|
назад |