свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 131 | Четверг, 1 декабря 2005 г. | |
Школа эта — лучик света, притяжение души Шоле № 15 исполнилось 70 лет! В эти дни здесь царила предпраздничная суета. Юбилей — это всегда хлопоты. Надо было разослать пригласительные билеты гостям, позаботиться о том, чтобы их накормить и развлечь, навести в здании марафет. Не прерывая, разумеется, учебного процесса. Уроки шли, как и положено, по расписанию. Уистоков Ушколы богатая на события история. Старожилы Мелентьевки когда–то учились писать, читать и считать в небольшом одноэтажном деревянном здании на улице Щукина. Его ещё в 1935 году построил трест «Миассзолото», который вел разработки на местном руднике. Довольно состоятельное по тем временам предприятие. Зесь учились дети из посёлков Мелентьевка и Первомайский. Школьная летопись сохранила для потомков имена первых учителей — Ираиды Ивановны Воробьёвой, Елизаветы Николаевны Руденко, Александры Петровны Евстигнеевой. А также директоров, руководивших школой в разное время — Нины Игнатьевны Решетниковой, Михаила Васильевича Корсакова, Николая Петровича Фионика, Екатерины Васильевны Птицыной. На исходе Великой Отечественной войны здесь появились восьмой и девятый классы. Кличество учеников с каждым годом увеличивалось. Старые стены стали тесны для местной детворы. В 1949 году была построена новая школа на Первомайке, и часть учеников перевели туда. Трест «Миассзолото» не оставил школу без своей поддержки и помощи даже тогда, когда в 1956 году затопили, закрыв как нерентабельную, шахту Кураевскую. Но посёлок рос, строились дома. Нвый отсчёт времени для школы начался в 1962 году, когда на улице Осипенко было возведено нынешнее здание. В том году за парты сели 936 учеников. А школа стала для посёлка культурным центром. Семидесятые годы знаменательны для школы тем, что её уже посещали 1400 детей, занятия проходили в три смены. Она стала методическим центром восьмилетних школ города, была признана одной из лучших в Миассе. Пишли иные времена Еена Гисматуллина навсегда запомнила роковой для неё день — 19 января 2002 года, когда она, выпускница Челябинской академии культуры, специалист по организации социально–психологической службы по работе с детьми и подростками, только что назначенная директором школы № 15, впервые переступила порог своего кабинета. Стужа в школе стояла такая же, как на улице. Система отопления была напрочь разморожена. Вышла из строя котельная. Из–за поломки автономной насосной не действовала система водоснабжения. Облупившиеся стены и пол — школа 45 лет не знала ремонта. Шаги гулко отдавались в пустых классах. Следы пожара. То ли кадр из фильма о блокадном Ленинграде. То ли пьеса в стиле сюр. Шок, смятение, желание сделать шаг назад, в сомнениях проведённый вечер. А наутро молодой директор решила: испытание, судьбой ниспосланное, она должна выдержать. К тому же ей сразу понравился педагогический коллектив — дружный, сплочённый. Окуда только взялись силы у этой хрупкой, изящной женщины. Кто–то наверняка за глаза прозвал её железной леди. У большинства она вызывала восхищение. Депутаты горсовета впервые увидели Елену Анатольевну на трибуне конференц–зала мэрии. На сессии она говорила о нуждах школы, о том, что её надо во что бы то ни стало сохранить (а перед школой тогда маячила перспектива закрытия). О том, что не к лицу городу оставлять старый большой район без учреждения образования. Кто–то иронизировал: утопия, мол. Для возрождения школы требовались значительные финансовые вложения. Поводов для скептицизма было достаточно. К началу XXI века в посёлке не осталось ни бани, ни почты, ни аптеки, ни детского сада. Жители с письмами, под которыми стояло множество подписей, штурмовали кабинеты отцов города. Шолу отстояли благодаря вмешательству губернатора, к которому обратились родители. Но на этом злоключения коллектива не закончились. Постановлением от 25 сентября 2003 года санитарные врачи закрыли школу. Причина — отсутствие гарантийного водоснабжения. У Елены Анатольевны с тех пор хранится целая папка переписки со всевозможными официальными инстанциями. Ией сто друзей Всложившейся ситуации действовать было необходимо оперативно и энергично. Библейская истина «Ищите — и обрящете, стучите — и вам откроют» обрела здесь своё конкретное воплощение. На зов о помощи прежде всего откликнулись люди неравнодушные, истинные друзья школы. Инструментальное производство автозавода помогло восстановить систему отопления, специалисты залатали трубы. Средства на ремонт газовой котельной частично выделил город. Не остались в стороне депутаты Законодательного собрания — Игорь Войнов и Государственной Думы — Валерий Панов и Пётр Свечников. Благодаря состоятельным спонсорам школа обрела скважину, оснащённую импортным автоматическим оборудованием. Канализация приводится в порядок в соответствии с евростандартами. Кроме того, восстановлена провалившаяся крыша над спортивным залом. Теперь у школы есть свой мини–стадион. Рботы движутся в первую очередь благодаря поддержке выпускников, известных в городе бизнесменов. Спонсорскую помощь родной школе оказывают директора ЗАО «Базальт» Геннадий Брехов, ЗАО «Монолит» Геннадий Пряхин, фирмы «Черновской хлеб» Иван Воскобойников. На просьбу помочь всегда откликаются директор ТРУ Валерий Баранников, директор Южноуральской строительной компании Валентин Заноха и многие другие. В числе выпускников школы — директор филиала ЧГПУ Фаргат Хабибуллин, председатель Черновского сельсовета Анатолий Сидоров. Кслову, в школьном архиве есть журнал, где в списке учеников 5 «А» класса, датированном 1961 годом, значится фамилия генерального директора нашего завода Виктора Кормана. Тогда школа была ещё семилеткой. Все, кто учился в школе № 15, кто в разные годы здесь преподавал, всегда являются желанными гостями, и в будни, и в праздники. Орести гармонию в душе Уителя убеждены: главное для развития школьника, будущего гражданина своей страны — здоровье. Но отнюдь не в том вульгарном значении, когда ребят заставляют лишь накачивать мускулы. В основе разработанной педагогами программы обучения и воспитания детей — три единства здоровья: физическое, душевное, духовное. Кнечно, физкультура и спорт здесь всегда в почёте. Об этом заботятся ветераны педагогического труда супруги Лыковы — Виктор Николаевич и Вера Ивановна. В том, что школьные спортсмены вот уже много лет лидируют в городских межшкольных легкоатлетических эстафетах, — прежде всего их заслуга. Уебный процесс в школе организован так, чтобы дети не уставали. В течение учебного года через равные промежутки времени ученики уходят на каникулы. В школе разрабатываются интересные инновационные программы. Здесь принцип сотворчества ученика и учителя только приветствуется. Ребята пишут планы жизни и сами решают, по какому предмету в ближайшее время они намерены повысить успеваемость. К инициаторам — особое отношение со стороны учителей. Из этого процесса не выключены и отличники. Планку знаний для себя всегда можно повышать. Благодаря именно такому подходу самый низкий некогда в городе качественный показатель успеваемости увеличился более чем на десять процентов. А перечень кружков и секций в школе № 15 не меньше чем в других городских школах. Дети занимаются лёгкой атлетикой, играют в баскетбол, осваивают прикладное искусство в клубе «Золушка» под руководством педагога ДЮЦ «Надежда» Натальи Анатольевны Чвановой. Игре на фортепиано и хоровому пению ребят учит Ирина Борисовна Бычкова, педагог ДЮЦ «Ровесник». Дховному воспитанию — внимание повышенное. Школа № 15, одной из первых в Миассе, ввела в программу занятий «Основы православной культуры». Тема эта деликатная, подхода требует тонкого. Поэтому подчас даже самые продвинутые в стране школы предмет, из–за которого совсем недавно было сломано столько копий, преподавать опасаются. Еена Анатольевна и её единомышленники, по сути, это весь педколлектив, рассудили здраво: на основе православия зиждется, по сути, вся национальная культура, формируются духовные ценности. Как же эту тему обойти? Здесь сыграло свою роль мировосприятие самого директора. В её кабинете две иконы — «Иисус с детьми» и лик Богородицы «Прибавление ума», на стенах — изречения святителей. Рабочий день руководителя начинается с молитвы. Духовным наставником школы является настоятель сыростанского Крестовоздвиженского храма отец Владимир. Он в первую очередь освятил школу и новую котельную. Священник беседует с педагогами и учениками, отвечает на их вопросы. А сам предмет преподают классные руководители. В школе двадцать пять учеников татарской и башкирской национальностей. Они изучают «Основы мусульманской культуры» под руководством Флюры Талгатовны Умурзаковой. Необходимую литературу, видеоматериалы, аудиозаписи опять же помогли приобрести спонсоры. Всё происходит по желанию самих ребят, по их выбору, с разрешения родителей. Никакой агитации за ту или иную веру. Даётся только познавательная информация. Но одновременно у детей вырабатывается иммунитет к порокам общества, к вредным привычкам, которые нынче столь распространены в молодёжной среде. Рзумное, доброе, вечное в юных душах сеют учителя, многие из которых имеют первую квалификационную категорию. Кроме уже названных, это Наталья Валерьевна Яхутина, Антонина Алексеевна Ляпустина, Лилия Вильевна Голдина, Нина Ивановна Морозова, Любовь Алексеевна Журба, Ольга Игоревна Авшенюк, Юлия Александровна Усманова. Кстати, Антонина Алексеевна Ляпустина и Флюра Талгатовна Умурзакова — сами выпускницы школы № 15. С 1962 года в школьной столовой работает Валентина Васильевна Фирцева. Чо характерно: по нынешнему установившемуся в школе правилу, здесь начисто исключена субординация. Мнения директора и рядового сотрудника, будь то даже уборщица, по любым вопросам школьной жизни одинаково ценны. Это принцип, отступать от которого здесь никто не вправе. Ели заглянуть за горизонт Псёлок Мелентьевка постепенно возрождается. Это и визуально заметно. Рядом с домами, многие из которых — ровесники посёлка, вырастают фешенебельные коттеджи. Они появились и на том месте, где прежде располагалось первое здание школы. Глядя на состоятельных соседей, свои жилища благоустраивают и коренные мелентьевцы. Чище стало возле домов, больше цветов. Растёт уровень благосостояния, а значит, увеличивается рождаемость. Может быть, и детский сад здесь скоро появится. Еена Гисматуллина держит связь с детской поликлиникой, отслеживая статистику рождаемости: как много у молодых семей на свет малышей появилось, в каком году и сколько их придёт в первый класс. Уговорить бы ещё родителей не направлять детей в другие школы, а учить в своей. Прогнозы, судя по цифрам, благоприятные. Классы со временем должны наполниться. Негоже, что в школе, рассчитанной на четыреста человек, всего 150 учеников. Есть у школы № 15 значительный интеллектуальный и творческий потенциал, перспективы обрести респектабельный вид, подобающий современному учебному заведению. Школа не отказалась бы от компьютерного класса. Нужны мебель, спортинвентарь. Это уже информация к размышлению для меценатов.
*** П дороге к школе, которой нынче исполнилось 70 лет, невозможно заблудиться. Она стоит на взгорье, и с её площадки открывается живописный вид на посёлок. Раньше так высоко в России строились только храмы. Говорят, в конце 50–х годов здесь и впрямь планировалось соорудить церковь. Но ведь и школа тоже храм. Храм просвещения, хранилище знаний, накопленных веками, вечных ценностей.
Ольга БЕЛЯКОВА
|
назад |