свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 129 Уральский автомобиль Суббота, 26 ноября 2005 г.

Проверить, чтобы после исправить

   В2004 году на АЗ «Урал» приступили к внедрению новой производственной системы. Она основана на принципах «Lean production» («бережливое производство») и впервые была апробирована японской фирмой «Toyota». Новая производственная система ставит во главу угла создание безопасных условий труда, снижение незавершённого производства, оптимизацию затрат, улучшение хранения материалов, повышение производительности и культуры производства. Процесс развёртывания на АЗ «Урал» «бережливого производства» уже приобрёл необратимый характер. За короткий период времени все подразделения предприятия должны полностью освоить инструменты внедряемой системы. С начала 2005 года на АЗ «Урал» прошло 58 обучающих практикумов, к настоящему времени в цехах и производствах развёрнуто 137 обучающих семинаров. Проводятся стандартизация рабочих мест и непрерывное обучение специалистов. В результате проделанной работы в цехах и производствах АЗ «Урал» высвобождено более трёх тысяч квадратных метров площади. Предполагаемое снижение затрат за счёт внедрения «бережливого производства» в 2005 году составит порядка 10 миллионов рублей.

   Пследние дни ноября. Хлопотное время на АЗ «Урал». Предприятие готовится к проведению очередного, третьего за последний год, промышленного аудита. Первая полномасштабная проверка была проведена 16 декабря 2004 года, затем 25 мая 2005 года последовал повторный промаудит. И вот ожидание нового десанта на производственной площадке АЗ «Урал» коллег по «РусПромАвто». Конечно, процедура малоприятная. Приезжают отовсюду гости, ходят по цехам, всё замечают свежим взглядом, записывают, а потом делают доклады. Но не надо забывать одну простую вещь. Отмеченные недостатки, способы их устранения и есть те самые «бриллианты», что рассыпаны на дороге. Знай, поднимай, исправляй, улучшай. На минувшей неделе генеральный директор АЗ «Урал» Виктор Корман провёл очередной обход подразделений ПСП на предмет проверки его и более качественной подготовки к грядущему промышленному аудиту, а также темпов развёртывания «бережливого производства». На этот раз маршрут обхода начался с территории нескольких складов, находящихся в ведении дирекции по закупкам, и завершился в цехах прессово–сварочного производства. Первый руководитель предприятия вместе с большой группой топ–менеджеров и специалистов дирекции по развитию производственной системы проверил всю технологическую цепочку прохождения панели пола кабины, начиная от хранимых на складах пакетов листовой стали и завершая отгрузкой готовых кабин на окраску в автосборочное производство. Три склада дирекции по закупкам (№ 34, 7, 30) — участки заготовительный и тяжёлых прессов прессового цеха № 1 — сварочный цех ПСП. Обозреваемый обход имел одно существенное отличие от предыдущих. Директор ДРПС Николай Руденко вручил заранее всем главным специалистам, принявшим участие в обходе, бланки аудита, в которых им предстояло отметить замеченные недостатки по проблематике условий труда, качества продукции, хранения материальных ценностей, снижения незавершённого производства, соблюдения технологических процессов… После завершения обхода эти исписанные бланки остались в дирекции по развитию производственной системы. На основе выявленных и обобщённых замечаний будет разработан план мероприятий по исправлению ситуации. И тут следует отметить такую деталь. Совершенно чистых, без каких–либо пометок, бланков никто из участников обхода не сдал. Начальник службы охраны труда и промышленной безопасности Владимир Корман, конечно же, встретил в ходе обхода в цехах нечто такое, чего быть не должно. И директор по управлению качеством Юрий Новосельцев тоже повсюду внимательно смотрел.

   Пессово–сварочное производство является очень важным звеном в технологических потоках, направленных на выпуск «Уралов». Здесь изготавливают кабины, штампуется большое количество деталей, идущих на сборку внедорожников. По итогам проведённого 16 декабря 2004 года группой главных специалистов ОАО «ГАЗ» промышленного аудита прессово–сварочное производство получило самую низкую оценку из всех проверенных подразделений Аз «Урал». Затем ситуация была существенно исправлена. В мае 2005 года генеральный директор ОАО «ГАЗ», исполнительный директор «РусПромАвто» Алексей Баранцев в интервью «Уральскому автомобилю» отметил некоторые положительные сдвиги, произошедшие в ПСП по темпам развёртывания «бережливого производства». А что покажет день сегодняшний?

   Оход начался с территории склада № 34 дирекции по закупкам. Сюда поступают под разгрузку вагоны с листовой сталью, уголком, бунтами проволоки и металлической ленты. Своеобразная перевалочная база. Ценности здесь долго не хранятся. Но тем не менее… Топ–менеджеры автозавода начали очень внимательно изучать складское хозяйство под открытым небом. Встретились нарушения в хранении материалов и безопасных условиях труда. Не было, например, стеллажных бирок. И сама территория склада нуждалась в более тщательной приборке. Открыли склад № 7, где хранится поступающий из Белорецка и Магнитогорска металл в бунтах. Сразу видно, что здесь порядка больше. Есть схемы строповки, идентификационные бирки на месте. Но всё равно без недостатков не обошлось. Расположенный в корпусе прессово–сварочного производства склад № 30. Уголок, профиль, листы. Здесь уже не улица, потому и тишины нет. В ближайшее время сюда, под крышу, перейдёт весь необходимый для работы ПСП металл. Правда до совершенства ещё далеко. Тусклое освещение, тесно. Заметно, что налажен учёт. В бирках указаны марка стали, размер, потребность вида листового металла в декабре, остаток, страховой запас. Это плюс. Но есть и минус. Травмоопасной остаётся технология распаковки пачек листовой стали.

   Седующая остановка делается в экспедиционном складе сварочного цеха ПСП. Пояснения по сути разворачиваемых здесь работ даёт главный инженер производства Станислав Пеньковский. Есть разметка, есть тара. Обозначены ряды и места. Но этого мало для быстро разворачиваемого на заводе «бережливого производства». Взять ту же тару. Проверяющие заметили, что нет строгого учёта хранимых в ней заготовок. «Кроватки» старые, неокрашенные. Конечно, несправедливо будет сравнивать АСП и ПСП по достижениям в области условий труда операторов. На ленте главного конвейера царит чистота, здесь высокие гости через день бывают. А в прессово–сварочном производстве огромные пресса что есть мочи молотят, полы шершавые от старых подтёков масла. В ПСП особая специфика, с главным конвейером, конечно, и сравнивать нечего. Но если постараться, то в любом доме можно порядок навести. Ведь были же подвижки в лучшую сторону в ПСП после аудита 2004 года. Куда они подевались? Разве это дело, когда в одной таре хранятся детали нескольких наименований? Движемся дальше, замечая все плюсы и минусы внутреннего убранства ПСП. При этом не забываем о главном — проследить, как движется от склада к сварочной линии, проходя различные участки, панель пола кабины.

   Ивот пройдены участки заготовительный, тяжёлых прессов и сварки кабин ПСП. В завершение обхода генеральный директор АЗ «Урал» Виктор Корман рядом с конвейером, на котором стоят кабины, устраивает «разбор полётов». Итог обхода, увы, нерадостный. Общая ситуация в ПСП по разворачиванию «бережливого производства» нисколько не улучшилась, наоборот, произошёл откат. В тот день в адрес руководителей цехов ПСП прозвучали замечания по хранению и качеству заготовок. Встретились на пути и неотмытые штампы. А ведь это же большая ценность. Редко в каких рабочих зонах можно было заметить стенды с информацией о прошедших уже практикумах по развёртыванию «бережливого производства».

   Пдводя итоги обхода складов производственной площадки ПСП, генеральный директор АЗ «Урал» Виктор Корман дал негативную оценку всему, что удалось увидеть, отметив недостатки в организации производства, создании безопасных условий труда, снижении незавершённого производства, учёте и хранении материалов, выстраивании потоков. Прессово–сварочное производство продолжает входить в число самых проблемных из всех подразделений по темпам продвижения новой производственной системы. Перед руководством ПСП поставлена задача: незамедлительно, в течение одной недели, разобраться со сложившейся ситуацией, навести порядок, принять решительные меры, чтобы выбраться из лабиринта упущений и недостатков, более настойчиво и активно внедряя в цехах «бережливое производство».

   


Владимир ЗУБКОВ



назад


Яндекс.Метрика