свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 123 Уральский автомобиль Суббота, 12 ноября 2005 г.

Серпантин трудовой биографии

   Явсегда чуточку завидовала инженерам КБ испытания автомобилей. Особенно в те минуты, когда они рассказывали о своих многодневных, а порой и многомесячных экспедициях. Моё воображение рисовало то сыпучие золотые пески пустыни, где под палящим солнцем плывёт караван «Уралов», то серпантины горных дорог Средней Азии, по которым бегут наши машины–богатыри, то белоснежные бескрайние северные просторы, куда можно добраться по зимнику только на мощных уральских вездеходах. А для Александра Михайловича ЗУЕВА и его товарищей все эти экзотические районы на время командировок становились обычным рабочим местом. Здесь они в экстремальных условиях испытывали различные узлы и детали новых модификаций автомобилей на выносливость, проверяли соответствие технических параметров и качественных характеристик требованиям эксплуатационников.

   Ипытанием автомобилей ведущий инженер–конструктор управления главного конструктора посвятил тридцать три года своей жизни. Привязанность к автомобилям у него была с детства. Его дядя работал шофёром, поэтому Саша, на зависть деревенской детворе, не раз восседал на месте водителя, изображая езду по дороге. Он обычно крутился возле машины, когда дядя ремонтировал её. Это не могло не сказаться на выборе им жизненного пути. Окончив сельскую школу в Томской области, в 1964 году приехал в Миасс, чтобы здесь, на заводе, собирать могучие машины, и устроился на главный конвейер. Прошёл год с небольшим, и главную сборочную линию закрыли на реконструкцию — завод переходил на массовое производство новых большегрузных автомобилей.

   В1965 году поступил учиться на вечернее отделение автотракторного факультета ЧПИ на специальность инженера–механика. Посменная работа на конвейере для учёбы была помехой. Поэтому он переходит работать слесарем–ремонтником в службу механика деревообрабатывающего цеха. На новом месте Александр попал в отличный молодёжный коллектив, возглавлял который Геннадий Кузьминых. Их комсомольско–молодёжная бригада гремела на весь завод. Непре-

   менными условиями работы в бригаде для каждого её члена были: учёба, ответственное отношение к делу, дисциплина и активная жизненная позиция. Ребята подобрались грамотные, творческие, активно занимались рационализаторством. Например, они изготовили специальный станок для резки оргстекла. За отличную работу в бригаде Александр был удостоен значка ЦК ВЛКСМ. По тем временам для молодого рабочего это была высокая награда.

   Уёба в институте потребовала перехода на качественно новый уровень работы. В 1969 году Александр перешёл в технический отдел конструктором по узлам и системам ПАРМ. Работа была интересной, творческой. Так бы, наверное, и работал там, не предложи знакомый место в экспериментальном цехе. Немного подумав, согласился. Прельщало то, что именно здесь рождаются первые образцы новых автомобилей. 20 марта 1972 года стало знаменательной датой в его трудовой биографии: он пришёл в КБ испытания автомобилей, где был дружный и работоспособный коллектив. Это был сплав молодой энергии и мудрого подхода к делу людей среднего возраста. Возглавлял бюро опытный инженер, настоящий трудяга, требовательный руководитель и отличный человек Аркадий Ксенофонтович Яковлев.

   Лтом того же года с группой сослуживцев Александр выехал в первую в своей жизни длительную командировку. Им предстояло провести испытания автомобиля «Урал–375» с новыми узлами и системами, в том числе с опытными колёсами с торополками. Забегая вперёд, скажу, что эти колёса настолько хорошо зарекомендовали себя, что используются на машинах до сих пор. В этой экспедиции у молодого инженера–испытателя всё вызывало неподдельный интерес. И знакомство со среднеазиатскими городами с их древней архитектурой, и проживание в фургоне, и испытание автомобилей при высоких температурах и на горных дорогах Памира с перевалом Кзыл–Арт, высота которого — 4282 метра над уровнем моря. В общем, эта командировка стала его «боевым крещением». Здесь же, в пустынных и высокогорных районах Средней Азии, в последующие годы он неоднократно бывал в командировках, но первая наиболее ярко запечатлелась в памяти. Ведь здесь не только он участвовал в испытаниях автомобилей, но и его испытывали на прочность, на верность выбранному делу. И он с честью выдержал.

   В время нашей беседы Александр Михайлович вынул из ящика стола коричневатые листки, исписанные чёрными и синими чернилами, и протянул их мне. «Это я много лет назад написал статью для нашей стенной газеты, — сказал он. — Может быть, пригодится?» И они действительно пригодились. Александр Михайлович описывает испытания автомобилей «Урал» с дизельными двигателями «КамАЗ–740» и «КамАЗ–741». Маршрут испытаний составил 3600 км, пролегал по степям Казахстана, среди ухоженных хлопковых полей Узбекистана и заканчивался в столице солнечной Туркмении, где обычно с марта по октябрь с неба не упадёт ни капли дождя.

   «За рулём сидели опытные, не один раз колесившие по стране на различных моделях «Уралов» водители–испытатели

   Л Жаров, А. Поликарпов, Е. Кожевников, О. Остапчук, С. Ярославцев, А. Фролов, — писал А. Зуев. — По пыльным степным дорогам, песчаному бездорожью, асфальту и горным дорогам вели они свои автомобили так, как необходимо для быстрого и чёткого выполнения работ, намеченных программой испытаний. Под палящими лучами солнца в горячих песках, где температура воздуха в тени поднималась до 43–440С, в интенсивных потоках асфальтированных трасс, на крутых подъёмах и спусках извилистых горных дорог, преодолевая различные трудности и болезни, связанные с акклиматизацией, наматывали они свои трудные километры.

   Н спасовали перед дорожными и житейскими трудностями и молодые водители В. Радостев, М. Шапоренко, А. Андропов. Все тяготы и лишения шофёрской жизни доставались инженерам В. Галдину, А. Конобееву, В. Засиму, кинооператору С. Крылову. Не один раз пришлось проявить изобретательность и умение по устранению неполадок в походных условиях и. о. механика водителю В. Немчинову. Успешно совмещал работу электрика с поварскими обязанностями Н. Кирин.

   Всокое сознание и ответственность всех участников экспедиции, хорошая организация испытаний позволили за сравнительно короткий срок выполнить большой объём лабораторно–дорожных работ».

   Кнечно, работа испытателей со стороны может показаться сплошной романтикой. Но, как видно из описанного Зуевым выше, работа эта — не увлекательное путешествие по неизведанным краям, а тяжёлый ежеминутный труд, сопряжённый с недостатками технической подготовки, когда отсутствует порой простейший инструмент и приспособления для ремонта в полевых условиях и их, благодаря смекалке участников экспедиции, приходится заменять подручными средствами. Недостаточная организация быта и отдыха тоже не добавляла оптимизма. Но как бы там ни было, ни одна экспедиция не была сорвана, все задания выполняли в полном объёме.

   В время командировок случались и прямо–таки комические ситуации. Например, однажды испытатели разбили свой лагерь на берегу водоёма на базе воинской части, где испытывали свои автомобили. Во время сна один из водителей обнаружил в своей постели змейку, так со страху в считанные доли минуты он залез на фургон. Но слезть с него без посторонней помощи не смог. Потом долго все удивлялись, как же он забрался туда. Или вспомнил Александр Михайлович ещё один смешной случай. Их лагерь был разбит на берегу Куртлинского водохранилища недалеко от Ашхабада. И вот однажды из ямы в заливе выгнали огромного сазана, который с испугу сиганул на отмель. После недолгого единоборства со старшим рыбодобытчиком экспедиции Сергеем Михайловичем Крыловым рыбина была успешно изловлена и доставлена на берег вместе с сидящим верхом на ней торжествующим рыболовом. Сазан был весом около 30 килограммов, а когда извлекли из него икру, то ею наполнили доверху эмалированное ведро.

   З время работы в КБ А. М. Зуеву в основном приходилось заниматься испытаниями автомобилей «Урал–4322» и «Урал–5323», в том числе и плавающими модификациями, а также с двигателями КамАЗа и Кустанайского дизельного завода.

   Н менее интересными, по словам Александра Михайловича, были и командировки в Тюменскую область, где испытывали снегоболотоходы, в Магадан, Якутию, где приходилось испытывать машины при очень низких температурах — до минус 500С. Каждая командировка не только добавляла опыта и знаний в изучении всех систем автомобиля, но и позволяла лучше разбираться в психологии людей, в их характерах, привычках. А это дорогого стоит. Ведь успех любой командировки и даже общения в коллективе во многом зависит от взаимопонимания окружающих, от умения, отбросив личные амбиции, делать общее дело.

   Беседа с Александром Михайловичем опять заставила меня чуточку позавидовать испытателям. Во–первых, они всегда работали на перспективу предприятия, а значит не только верили, но и видели его будущее, во–вторых, увидели столько, что другим и не снилось. Так что к своему 60–летию Александр Михайлович Зуев пришёл с большим багажом знаний и опыта по испытанию уральских вездеходов. И дай Бог ему проработать ещё не один год, чтобы воспитать достойную смену, которая так же ответственно будет подходить к порученному делу.

   


Татьяна ИЛЬИНКОВА



назад


Яндекс.Метрика