свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 119 | Вторник, 1 ноября 2005 г. | |
Японская колея русского «Урала» Виюле ОАО Автомобильный завод «Урал» открыло новый сборочный участок, где начато производство принципиально новой для предприятия техники — автомобилей дорожной гаммы. Чо побудило менеджеров компании, российского лидера в секторе внедорожников, выйти в новый для себя рыночный сегмент? И вообще, как удалось АЗ «Урал» на фоне стагнации в машиностроении увеличить реализацию в первом полугодии–2005 по сравнению с тем же периодом прош-лого года на 22,4 процента, прибыль — вдвое, а потери и запасы снизить на 30 процентов? Рецепт один, считают на предприятии: внедрение новой производственной системы Toyota Production System, основанной на принципах Lean production («бережливое производство»). Суть подхода можно выразить двумя словами: ничего лишнего. Не прошло и полгода Автомобильный завод «Урал» преобразился. Над главным входом развеваются три флага: российский, концерна «РусПромАвто» и АЗ «Урал». Публично представлен девиз предприятия: «Люди — самый ценный актив». Пол в цехах, кажется, только что выкрашен, цвета яркие: зелёный, жёлтый, коричневый. Подстать общему свежему виду рабочие места: на столах и тележках в идеальном порядке располагаются детали и инструменты. Рабочие в новой униформе деловито переговариваются, что–то пишут мелом на стоящих у каждого рабочего места учебных досках. «Отмечают, какие детали им нужны дополнительно, записывают замечания в адрес поставщиков и коллег», — поясняет Виктор Корман, генеральный директор АЗ «Урал». — Toyota Production System внедрена нами с помощью специалистов Горьковского автозавода и швейцарского Кайдзен–института, — начинает рассказ Виктор Корман. — Это новая философия, новое отношение к труду. Система позаимствована у концерна Toyota, который именно благодаря ей стал лидером мирового автомобилестроения и завоевал американский рынок. Она нацелена на улучшение условий работы операторов, создание комфортной обстановки на производстве, снижение временных и финансовых затрат и улучшение качества выпускаемой продукции. Внедряем с марта прошлого года: начали с главного сборочного производства, постепенно охватываем все остальные сегменты. Наша задача — войти в тройку лидеров отечественного машиностроения. — Процесс внедрения системы идёт непросто, — признаётся Виктор Корман. — Не всегда легко объяснить слесарю с 30–летним стажем, что он, профессионал высшей категории, организует работу недостаточно эффективно. Люди возражают: «А мы всегда так делали...». Но требования изменились. Если Россия вступит в ВТО, на нашем рынке на общих основаниях появятся Volvo, Renault или Iveco, тогда российский продукт окажется неконкурентоспособным. Поэтому альтернативы переменам для нас нет. Мы движемся в правильном направлении, и об этом говорит такой факт: всего за год на заводе был разработан и внедрён в производство совершенно новый продукт — семейство автомобилей дорожной гаммы. «Дорожная» революция Чобы понять значение этого события для АЗ «Урал», нужно представить себе завод, построенный много десятилетий назад и всё это время выпускающий внедорожники для армии, лесников, нефтяников. И вдруг — абсолютно новый рыночный сегмент. Сначала это будут в основном самосвалы грузоподъёмностью 15–20 тонн (колёсная формула 4х2, 6х4 или 8х4), затем миасцы планируют расширить номенклатуру, чётко следуя правилу выпускать только ту технику, на которую есть реальный покупатель. — «Виноват» рынок, — говорит Виктор Корман. — Выпуская внедорожники, мы работали на очень узкий сегмент с ограниченным числом заказчиков. Предприятие целиком зависело от их платёжеспособности и лояльности. Кроме того, маркетинговые исследования показывают, что с каждым годом ёмкость нашего традиционного рынка снижается: транспортная сеть России развивается, и она уже добралась до нефтяных скважин, куда раньше можно было доехать только на внедорожнике. Поэтому эта ниша будет сужаться. Таким образом, рассчитывать только на заказы армии было бы неразумно, и мы решили загрузить мощности автозавода грузовиками дорожной гаммы. Это существенно расширит круг потребителей и повысит устойчивость предприятия. Пиступить к серийному выпуску дорожников со второй половины 2005 года АЗ «Урал» смог благодаря нескольким факторам. Первый — новая производственная система, опирающаяся на современные информационные технологии, позволившая усовершенствовать конструкторскую работу. Второй — инвестиции в проект со стороны «РусПромАвто». Третий — использование корпоративного потенциала «РусПромАвто» по всем направлениям, начиная с научно–исследовательских и опытно–конструкторских разработок и заканчивая поставками комплектующих. Так, дорожники АЗ «Урал» комплектуются узлами и агрегатами ярославского «Автодизеля», Канашского автоагрегатного завода, также входящих в холдинг. Д конца года АЗ «Урал» намерен произвести и реализовать порядка 150 дорожников. Конечно, для предприятия, выпускающего 700 автомобилей ежемесячно, это не так много. Дальше — больше: — К 2010 году мы планируем удвоить объёмы производства, причём соотношение между дорожниками и внедорожными грузовиками должно быть 50 на 50, — говорит Виктор Корман. — В нише дорожных автомобилей на внутреннем рынке мы рассчитываем минимум на 10 процентов. Пименение современных технологий организации производства благотворно сказалось и на традиционном «внедорожном» направлении. «Урал» начал восстанавливать позиции в российской армии, для которой был ведущим поставщиком на протяжении 60 лет. — Мы практически заново выстраиваем взаимоотношения с Главным автобронетанковым управлением, и уже получили хороший результат, — рассказывает Виктор Корман. — В 2005 году оборонный заказ на автомобили «Урал» увеличился в восемь раз. Но даётся это нелегко: в каждом тендере идёт жёсткая борьба, бьёмся за каждый заказ. Мы частная компания, и побеждать можем только за счёт одного: выпускать более качественную, функциональную технику и предлагать её по наименьшей цене. Здесь–то нам и помогает система «бережливого производства»: цена нашей продукции за счёт снижения себестоимости ниже, чем у конкурентов. К примеру, стоимость комплектующих, которые мы закупаем, выросла в прошлом году на 42 процента, а цены на нашу технику поднимались не быстрее уровня инфляции. Сгодня каждый четвёртый грузовик, произведённый на предприятии, отгружается для силовых структур. Восстановлены отношения с заказчиками нефтегазового сектора: подавляющее большинство тендеров на поставку автотехники Газпрому и Сургутнефтегазу выигрывает АЗ «Урал». И целого мира мало Нплохих результатов автозавод достиг и на международном направлении. Традиционные зарубежные рынки продаж — прежде всего страны СНГ: Туркмения, Казахстан, Узбекистан. Много покупателей и в дальнем зарубежье — Уругвае, Эфиопии, Анголе, Египте. Экспортная карта завода состоит из 40 с лишним стран. Ниболее динамичным на заводе считают индийский рынок. Сегодня вблизи портового города Халдия (неподалеку от Калькутты) на площади 300 акров полным ходом идёт строительство совместного с уральцами сборочного производства. На предприятии будет работать до полутысячи человек. Сборка грузовиков на индийской территории начнётся уже осенью этого года. На «Урале» считают, что ежегодно могли бы продавать в Индии до тысячи автомобилей под гражданские и армейские нужды. Осенью 2003 года в армейских частях Индии демонстрировались три полноприводных «Урала» с правым рулём — как возможная база для размещения противопожарного оборудования и средств тушения. Индийские военные проявили к ним большой интерес. Другой автомобиль в самосвальном исполнении, тогда же отгруженный в Индию, эксплуатировался в строительной и горнодобывающей отраслях. Вся техника получила высокую оценку, тем более что хорошо показала себя в условиях индийской жары. АЗ «Урал» также планирует заняться модернизацией грузовой автомобильной техники индийской армии: сегодня в ВС Индии эксплуатируются около 500 «Уралов», поставленных ещё в советское время и работающих на бензине. В ближайшее время завод подготовится к переоборудованию грузовиков дизельными двигателями, отвечающими требованиям норм «Евро–2». Аналогичный проект АЗ «Урал» реализует во Вьетнаме, там партнёром российского предприятия выступает министерство обороны. Ообую активность завод проявляет на латиноамериканском направлении. Здесь ключевым партнёром может стать Мексика: недаром летом этого года Виктор Корман присутствовал на встрече президентов России и Мексики Владимира Путина и Висенте Фокса в Кремле. — По–настоящему Мексику мы открыли для себя в этом году, — рассказывает Виктор Корман. — Хотя уже в 2004–м АЗ «Урал» по поручению российского правительства поставил большую партию автомобилей морскому департаменту этой страны. «Урал» стал первым грузовым автомобилем иностранного производства, который принял участие в военном параде на главной государственной площади Мексики. В этом же году мы планируем увеличить поставки нашей техники в Мексику на 30 процентов. ...На АЗ «Урал» мне открыли один секрет. Публично заявляя о планах войти в тройку ведущих машиностроительных предприятий России, руководство предприятия вынашивает планы стать автомобильной компанией номер один на российском грузовом рынке. Как видим, мечтать — не вредно.
Игорь СТЕПАНОВ,
«Эксперт–Урал» № 35. |
назад |