свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 115 Уральский автомобиль Суббота, 22 октября 2005 г.

Чем же он хорош, пейзаж индустриальный

   Рньше наши кинематографисты чрезвычайно любили снимать индустриальные пейзажи. Под мажорные аккорды во весь экран дымили трубы — завода, паровоза, парохода. Завораживал поток расплавленного металла, песней казался грохот станков. Жизнерадостно хлопали друг друга по плечу чумазые труженики. Прошло немало времени, прежде чем люди поняли, что грязь, копоть и шум — весьма сомнительные символы труда на благо родины, а по жизни и по работе им вовсе не попутчики. Даже наоборот — здоровью явные недруги.

   Лбой крупный бизнес сейчас вынужден заботиться не только о прибыли, но и об охране природы, иначе он, в конечном счёте, теряет всякий смысл. Не исключение наш завод, где вопросы экологии и производства по значимости равны. Объём работы у отдела экологии, который возглавляет Лидия ВОЛКОВА, велик, результат весом.

   — Лидия Викторовна, думается, заводчанам интересно, на чём сегодня сконцентрировано внимание заводских экологов?

   — Наш отдел экологии работает в двух направлениях: это природоохранная деятельность в подразделениях и в целом на предприятии, а также организация лабораторного контроля — санитарно–гигиенического и производственно–экологического. С целью приобретения лаборатории под нужды подразделений мы на прошлой неделе расширили свою область аккредитации, пройдя очередную инспекционную проверку Госстандарта России. Сейчас эта служба называется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

   Вдеятельности отдела экологии появились два дополнительных направления. Это, во–первых, биотестирование, для проведения которого мы получили новое оборудование. Чтобы было понятно, поясню: мы определяем токсичность всех видов воды — поверхностной, питьевой, промышленной, сточной и очищенной, а также отходов производства. Что позволяет определить класс их опасности и решить, что с ними делать. Наша задача — проверить токсичность всех опасных отходов и по возможности перевести значительную их часть в отходы четвёртого–пятого классов опасности. Наиболее опасные будут подвергаться либо утилизации, либо переработке. Отходы четвёртого и пятого классов опасности частично могут быть переведены во вторичное сырьё, что принесёт предприятию не убытки, а дополнительную прибыль.

   Ивторое направление — определение элементарного состава отходов производства с целью их паспортизации. Паспортизация отходов на предприятии выполняется в соответствии с постановлением Правительства от 26 декабря 2002 года «О порядке ведения кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» и требованиями Главного управления природных ресурсов и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Челябинской области. Если мы эту работу не закончим до 30 ноября этого года, завод не получит новые лимиты на размещение отходов на 2006 год. И тогда экологические платежи завода в этой части увеличатся в пять раз. Это огромная финансовая потеря. Чтобы её не допустить, и была проделана столь значительная работа. Администрацией завода были выделены средства на приобретение нового оборудования. В том числе атомно–абсорбционного спектрофотометра производства японской фирмы «Шимадзу».

   Её мы приобрели климатостат, который предназначен для биотестирования всех объектов окружающей среды. В первую очередь он используется для определения токсичности отходов и их класса опасности. В целом же в ходе контроля наша лаборатория подтвердила соответствие требованиям системы Госстандарта по всей области аккредитации.

    — Что это конкретно даст нашему заводу?

   — Во–первых, это требования государственных контролирующих органов. Все результаты по оценке воздействия предприятия на объекты окружающей среды и условий труда признаются при условии выполнения работ аккредитованной в системе Госстандарта лаборатории. Контроль условий труда — одна из довольно значимых составных частей области аккредитации. Она необходима для решения вопросов по льготному пенсионному обеспечению персонала завода, назначению спецпитания, определению размера доплат за вредные условия труда, предоставлению дополнительных отпусков.

   Вэтом году были проведены две проверки природоохранной деятельности предприятия. Одна из них — Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по Челябинской области, в конце июня. По всем выявленным несоответствиям на заводе проводится работа. Вторая проверка воздухоохранной деятельности предприятия осуществляется городским экофондом. По результатам проверки оформлен акт, будут разработаны мероприятия.

   Её одно важное дело, которым в настоящее время занимается наш отдел и которое не имеет аналогов в городе, — это разработка проекта санитарно–защитной зоны завода. Эта работа проводится по предписанию главного государственного санитарного врача по Челябинской области, с мая нынешнего года.

   Врезультате будет уточнена граница санитарно–защитной зоны. Сейчас оценивается воздействие ОАО «АЗ «Урал» и всех находящихся на его промплощадке предприятий на окружающую среду — в части выбросов в атмосферу и загрязнения атмосферного воздуха на территории так называемой нормативной санитарно–защитной зоны. Кроме того, оцениваются физические воздействия. Например, шум.

   — Вы не могли бы пояснить, что входит в понятие «нормативная санитарная защитная зона»? Термин этот для нас, непосвящённых, непривычен.

   — Такая зона определена нормативными документами Минздрава и генеральным планом города. Она составляет 500 метров от периметра завода. Наша цель — привести санитарно–защитную зону в соответствие с фактическим воздействием на территорию, прилегающую непосредственно к заводу. Мы сейчас сотрудничаем с проектной организацией Челябинска «Корэн–2. Экология», выигравшей тендер. Поскольку мы в этом деле первопроходцы, нам приходится нелегко.

   — Но ведь в этом случае у вас наверняка есть возможность поучиться где–то вне города — у кого–то перенять опыт.

   — Пока мы только пытаемся попасть на семинар. Подали заявки в ведущие учебные центры страны. И даже есть предварительная договорённость с одним из них. Семинар по этой тематике планируется провести в конце года под эгидой Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Свердловской области.

   — Как известно, на заводе существует план природоохранных мероприятий. Давайте поговорим о том, как идёт их реализация.

   — Одно из мероприятий предусматривает дооборудование карт площадки временного хранения отходов. Второе — ввод в эксплуатацию установок очистки газа в третьем литейном цехе. Там много проблем, связанных с несовершенством самих систем газоочистки. Специалистам завода пришлось устранять недочёты совместно с разработчиком. Сейчас занимаемся поиском организации, которая могла бы выполнить пусконаладочные работы.

   Тетье мероприятие рассчитано на дооснащение лаборатории нашего отдела в соответствии с требованиями государственных контролирующих органов, предъявляемыми к автомобильному заводу «Урал». Приборы, которые мы приобрели, как раз этим требованиям и отвечают. В настоящее время практически решён вопрос приобретения виброизмерительного комплекта, который в первую очередь предназначен для оценки воздействия предприятия на санитарно–защитную зону, на жилой массив, который в эту зону входит. И, естественно, для оценки условий труда во всех подразделениях завода. Эта аппаратура будет также использоваться для проведения предсертификационных испытаний автомобилей, выпускаемых заводом. Эти предварительные испытания проводятся перед отправкой «Уралов» на Дмитровский полигон.

   Коме того, заводские экологи задействованы в проведении плановых испытаний автотранспортных средств совместно с управлением технического контроля, конструкторами. Мы проверяем воздействие автомобиля на персонал и на окружающую среду. Если в ходе предсертификационных испытаний выявляются какие–то несоответствия, конструкторы их устраняют.

   — Экологические требования, предъявляемые к компаниям, производящим автомобильную технику, нынче достаточно высоки. В рекламе, которая сопровождает выпуск новых моделей на известных заводах за рубежом, эти высокие параметры обычно подчёркиваются. А что вы со своей точки зрения можете сказать о наших машинах?

   — В европейских странах свои национальные стандарты. Автомобили «Урал», предназначенные для эксплуатации в России, как правило, соответствуют российским национальным стандартам. Другое дело, что происходит с техникой в процессе эксплуатации. Самые напряжённые характеристики у нас, пожалуй, шумовые.

   — Кстати, о шуме. Он существенно докучает заводчанам и в цехах.

   — Да, в ряде цехов у нас наблюдается превышение предельно допустимого уровня шума. Это касается цехов прессовых, нормалей, литейных — на выбивке и формовке. Для защиты органов слуха есть индивидуальные средства, другое дело, что рабочие их не всегда используют. Но там, где показатели шума не соответствуют санитарным нормам, введена материальная компенсация в виде доплаты за вредные условия труда. Кроме того, для цехов, где используется не самое современное технологическое оборудование, разра батываются планы по улучшению условий труда, как правило, затратные, дорогостоящие.

   Н есть и мероприятия, реализация которых не требует значительных финансовых средств и времени. В первую очередь, рациональная организация рабочего места. Это касается воздействия не только физических, но и химических факторов, в частности, запылённости. Там, где используются элементарные средства индивидуальной защиты, соблюдается технология и эффективно работает вентиляционное оборудование, проблема не стоит так остро.

   П всем фактам несоответствий, которые выявляются в процессе измерений, мы даём предписания в подразделения и начинаем с ними вплотную работать. Там, где, на взгляд специалиста, проблема не требует значительных финансовых расходов, намечаются краткосрочные мероприятия с целью устранения всех отмеченных недостатков. А если затраты всё же необходимы, то появляется соответствующий пункт в плане природоохранных мероприятий и мероприятий по улучшению условий труда. Наиболее важные пункты включаются в заводскую программу.

   Чо касается условий труда, мы также работаем по заявкам из подразделений и по жалобам автозаводчан. Сейчас на заводе проводится большая работа по аттестации рабочих мест. И если по результатам аттестации рабочее место не будет соответствовать санитарным нормам, по каждому такому рабочему месту специалистами подразделений будут разработаны мероприятия по улучшению условий труда, а до реализации этих мероприятий предусмотрены льготы за вредные условия труда.

   — Лидия Викторовна, как–то в одной из наших с вами бесед шла речь о том, что некоторые заводские проекты входят в областную экологическую программу. Какова их судьба?

   — Если точнее, программа эта функционирует под названием «Оздоровление экологической обстановки в Челябинской области». Она утверждена областным Законодательным собранием. И там действительно есть пункт, касающийся ввода в эксплуатацию газоочистки третьего литейного цеха. Газоочистная установка смонтирована и введена в эксплуатацию, теперь предстоит работа по её доведению, поскольку на стадии ввода в эксплуатацию было обнаружено, что её проектные параметры не обеспечивают должной степени очистки.

   Ршением этой задачи занялись специалисты литейного производства совместно с фирмой «Чистый воздух» из Свердловской области, где работал автор установки. В настоящее время ведётся поиск пусконаладочной организации, которая помогла бы эту работу завершить. К сожалению, в Челябинской области отсутствует механизм компенсации за выполненные природоохранные мероприятия, и все затраты по реализации мероприятий несёт предприятие. Срок действия нынешней областной экологической программы истекает в 2005 году. На следующие пять лет мы вновь подали предложения в областную экологическую программу заместителю губернатора Геннадию Подтёсову.

   Вновую программу включены такие мероприятия, как реконструкция станции нейтрализации третьего термического цеха, дооборудование карты для хранения гальваношламов на площадке временного хранения отходов производства, приобретение оборудования для оснащения лаборатории отдела экологии, продолжение работ по разработке проекта санитарно–защитной зоны автозавода, утилизация ПХБ–содержащего оборудования.

   — Что предстоит сделать заводскому отделу экологии до конца нынешнего года?

   — Во–первых, необходимо выполнить все графики — по контролю объектов окружающей среды, условий труда. Объёмы работ очень большие, но для нас это задача номер один, поскольку находится в центре внимания государственных контролирующих органов. В марте 2006 года заканчивается срок аккредитации лаборатории, предстоит большая работа по повторной аккредитации.

   Нобходимо обеспечить получение разрешений на нормированное природопользование на следующий год. В Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору необходимо получить разрешение на выброс загрязняющих веществ, без которого все наши экологические платежи увеличиваются в 25 раз, новые лимиты на размещение отходов на 2006 год. С этой целью мы должны предоставить в федеральную службу полный отчёт о природоохранной деятельности завода за отчётный период, выполнении мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду. И, конечно же, мы должны завершить всю государственную статистическую отчётность на 2005 год по всем направлениям природоохранной деятельности.

   Н позднее февраля 2006 года мы должны получить федеральную лицензию на право выполнения работ с микроорганизмами третьей и четвёртой групп патогенности. Это необходимо для осуществления контроля качества питьевой воды в разводящей сети завода. С целью получения указанной лицензии нам выделено новое дополнительное помещение, где ведутся ремонтные работы. К сожалению, слишком медленно. Если они до февраля не будут завершены и мы не сможем получить лицензию, то заводу придётся обращаться в Центр госсанэпиднадзора и платить большие суммы за контроль качества питьевой воды.

   — В связи с тем, что на заводе сейчас редкое рабочее место инженерно–технических работников не оборудовано компьютером, не могу не спросить, что предпринимает отдел по экологии с целью обеспечения безопасности их использования?

   — Конечно, мы занимаемся оценкой воздействия компьютеров на персонал. На каждом рабочем месте пользователя ПВМ обязательно проводятся замеры электромагнитного излучения, даются рекомендации. Хочу подчеркнуть, что, как правило, компьютеры нового поколения, которые поступают на завод, практически безопасны. Более опасны с этом смысле бытовые компьютеры, а также те, что стоят в игровых залах — за ними нет практически никакого контроля.

   — В каких отношениях заводской отдел экологии с городским экологическим фондом?

   — Поскольку наш завод — предприятие федерального значения, мы подконтрольны Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Но, учитывая, что мы находимся на территории муниципального образования «Город Миасс», природоохранную деятельность завода контролирует Миасский городской экологический фонд. Как я уже говорила, недавно закончилась проверка воздухоохранной деятельности завода. Отношения — нормальные, деловые. Все возникающие вопросы решаются в рабочем порядке, каждодневно.

   — В последнее время объектом хлопот городской власти стал бывший заводской парк. Два года назад старые аттракционы сломали, а год спустя и челябинская фирма свернула свой развлекательный комплекс. Сейчас, похоже, парк окончательно заброшен. Говорят, в связи с экологическими проблемами.

   — На генеральном плане города лесной массив, находящийся с восточной стороны, не имеет статуса парка. Размещение аттракционов на этой территории является нарушением СанПиН «Санитарно–защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в соответствии с которыми запрещается размещать аттракционы в санитарно–защитных зонах предприятий. Существующие места размещений аттракционов — это СЗЗ завода. Ликвидация аттракционов — это не каприз завода, это требование государственных контролирующих органов в соответствии с нормативными документами Минздрава.

   


Ольга БЕЛЯКОВА



назад


Яндекс.Метрика