свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 114 Уральский автомобиль Четверг, 20 октября 2005 г.

«Уралам» долгое служенье

   Пзавчера в кабинете генерального директора АЗ «Урал» Виктора Кормана произошло событие, которое заслуживает того, чтобы рассказать о нём подробнее. Первый руководитель предприятия в присутствии группы топ–менеджеров автозавода тепло поздравил с 75–летним юбилеем Михаила Осиповича Рязанова, вручил ему памятный подарок, адрес и огромный букет цветов. В своём приветствии Виктор Христофорович назвал Михаила Осиповича человеком–легендой, живой историей Уральского автомобильного завода. И вот почему. В трудовой книжке М. О. Рязанова значится лишь одна запись в графе «место работы» — Уральский автомобильный завод. Менялись должности, шёл карьерный рост, неизменным оставалось одно — верность автозаводу, «Уралам» долгое служенье.

   Всудьбе Михаила Осиповича Рязанова много значит октябрь. Время поздней осени. Когда шуршат под ногами листья и вечереет так рано. Давно ли всё началось? Как саночки с горки промчались годы. 18 октября 1930 года — день рождения. 13 октября 1948 года — первый день работы на Уральском автомобильном. В неполные восемнадцать лет паренёк из башкирского села стал токарем моторного цеха № 2. Конечно, в тот октябрьский день, выйдя после трудовой смены из проходной завода, он не знал ещё и не ведал, что будет возвращаться сюда вновь и вновь бессчётное число раз, станет завод его судьбой, а «Уралы» на долгие десятилетия не отпустят от себя. 75. Столько лет сегодня Михаилу Осиповичу. А теперь давайте поменяем цифры местами. И получится 57. Столько лет он работает на Уральском автомобильном. Это про таких, как Михаил Осипович, говорят: сам свою жизнь, как дом, построил, украсил, больших вершин достиг. Рождённый в многодетной семье, с раннего детства к труду приобщённый, он много и упрямо учился. Долгих девятнадцать лет. И всё вечерами, отработав смену у токарного станка. Окончил без отрыва от производства десятилетку, автомеханический техникум, Челябинский политехнический институт. И вот получен диплом инженера–механика. Молодой, знающий производство не понаслышке специалист начинает быстро расти, набираясь опыта и всё новых знаний. Технолог, старший инженер–технолог, начальник сектора подготовки производства, заместитель начальника проектно–технологического отдела. В 1975 году Михаил Осипович становится главным технологом автозавода. Ещё через год — главным инженером. И вот вершина его карьерного роста — генеральный директор производственного объединения «УралАЗ» с 1983 по 1988 год. Это было непростое время для предприятия. А когда легко бывало в России? Так и движемся вперёд, вечные трудности преодолевая. В 1983 году с ленты главного конвейера начал сходить «Урал–5557», названный в народе «сельхозником». В эту же пору был запущен в эксплуатацию новый главный корпус завода, огромный, размерами похожий на лётное поле. При директоре Рязанове начали заниматься разработкой четырёхосного красавца «Урал–5323». А ещё раньше, в 60–70–е годы теперь уже прошлого столетия, Михаил Осипович внёс свой вклад в разработку проектов реконструкции и строительства цехов механосборочного производства, принимал участие в постановке на производство автомобилей «Урал–375» и «Урал–377», снегоболотохода «Урал–5920». И первый автомобиль с дизельным двигателем «Урал–4320» тоже мимо него не прошёл. Вот и получается, что на глазах М. О. Рязанова рождался весь известный модельный ряд семейства автомобилей «Урал». В 1948 году, когда он впервые встал у станка, автозавод выпускал газогенераторный «ЗИС–21А». Сегодня страна узнала про последнюю удачную разработку миасских автомобилестроителей — седельный тягач «Урал–6464», названный лучшим грузовиком на выставке «Мотор–шоу–2005».

   Хеб генерального директора производственного объединения лёгким, конечно же, не назовёшь. Огромная ответственность перед многотысячным коллективом. Постоянное напряжение. Что ни день, то проблемы. Сильные автомобили «Урал», как и большие люди, всегда рождались непросто. И в эпоху плановой экономики, и сегодня, когда балом правит рынок. Взявшись за нелёгкую ношу руководителя ПО «УралАЗ», Михаил Осипович Рязанов большое внимание уделял наращиванию объёмов выпуска «Уралов» (в 80–е годы с ленты главного конвейера сходило в сутки по сто и более внедорожников), заботили генерального и проблемы освоения новых образцов автотехники, реконструкции предприятия, улучшения условий труда, реструктуризации производства. И надо было очень любить своё дело, иметь волю, сильный характер, знания и управленческий талант, чтобы успешно управлять таким огромным кораблём, как УралАЗ, в состав которого тогда входили пять заводов и один институт. И после того, как Михаил Осипович покинул капитанский мостик, продолжилось его служение «Уралам». С 1988 по 1992 год он работал заместителем генерального директора ПО «УралАЗ» по внешнеэкономическим связям. Затем более десяти лет был директором представительства ОАО «УралАЗ» в Египте. Пожалуй, это единственное время, когда М. О. Рязанов надолго уезжал из Миасса, чтобы продвигать продукцию автомобилестроителей в дальнем зарубежье. А ведь бывали времена, когда звали Михаила Осиповича и на ВАЗ, и на Кам-АЗ, в большие города, престижные должности сулили. Никуда не поехал. К Миассу, к родному заводу сердцем прикипел. Здесь все свои ордена и медали заработал.

   — Мне просто–напросто в жизни повезло. Работа на заводе всегда была связана с внедрением чего–то нового, интересного.

   Ощаясь с Михаилом Осиповичем, я не мог не задать ему вопрос: наверное, непросто в таком почтенном возрасте продолжать трудиться? И зачем ему это надо, когда одногодки сидят на лавочке, стучат костяшками домино? На что собеседник совершенно искренне ответил:

   — С детства приучен к труду. Когда началась война, я учился в четвёртом классе. Всех мужчин забрали на фронт. Остались женщины, старики и дети. И мы, мальчишки, на лошадях и пахали, и боронили, и сено косили. Вот с той поры, с войны и тружусь по мере сил. Жизнь — это и есть работа, каждодневная, непрерывная…

   Зания, трудовая закалка, огромный производственный опыт Михаила Осиповича Рязанова и сегодня востребованы автомобильным заводом «Урал». Знаете, куда отправился 75–летний ветеран предприятия после завершившихся в его адрес поздравлений? С восьмого этажа инженерного корпуса, из кабинета генерального директора АЗ «Урал», он спустился на пятый. И сегодня Михаил Осипович в строю автомобилестроителей, являясь главным специалистом проектно–технологического управления дирекции по развитию АЗ «Урал».

   А по утрам через заводскую проходную к месту работы в агрегатном производстве идёт ещё один Михаил Рязанов, инженер–технолог УГТ. Старший внук.

   


Владимир ЗУБКОВ



назад


Яндекс.Метрика