свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 108 Уральский автомобиль Четверг, 6 октября 2005 г.

Большие закрома завода: всё движется

   ЦЗЧ. Эта мудрёная на первый взгляд буквенная аббревиатура объясняется очень даже просто — цех комплектации запасных частей. Вот место, где тихо бывает разве что глубокой ночью. То и дело подъезжают «ЗиЛы», «КамАЗы», «МАЗы», «Уралы», гремит загружаемое в многотонные фуры заводское литьё, юркие погрузчики развозят по определённым местам поступившую тару с редукторами и штангами, карданными валами и ступицами, кран–балки расставляют как надо тяжёлые мосты, кабины и рамы. ЦКЗЧ совершенно справедливо называют одним из самых больших складов предприятия. Именно сюда доставляются запасные части, ежедневно изготавливаемые в цехах АЗ «Урал». Первоочередной функцией цеха комплектации запасных частей, который является одним из структурных подразделений завода и непосредственно находится в подчинении директора по производству АЗ «Урал», является приём, консервация и отгрузка в упакованном виде потребителям запасных частей. ЦКЗЧ занят тем, что собирает воедино, обрабатывает, хранит до поры, а потом и выдаёт Торговому дому «АвтоУрал» предназначенные для продажи запасные части к большегрузным автомобилям семейства «Урал». Номенклатура поступающих и хранимых здесь изделий исчисляется списком в три тысячи наименований, начиная от невесомой шайбы и заканчивая тяжеленным мостом. Словом, из всей находящейся в ЦКЗЧ металлической сути можно запросто собрать новый «Урал», если, конечно, такую цель поставить и двигатель подвезти. А уж для капитального ремонта миасских вездеходов здесь точно всё имеется.

   Пощадь цеха комплектации запасных частей вполне годится для предприятия средней руки — 15 тысяч квадратных метров. Четырёхэтажное серое здание невдалеке от заводских литейных цехов, на нём аршинные буквы из металла — ЦКЗЧ. Хорошо знакомое место для водителей–дальнобойщиков из Челябинска, Ярославля, Саранска, Омска, Арзамаса, Новоуральска, Кургана… Дилеры ТД «АвтоУрал» продают запчасти к миасским вездеходам по городам и весям России, ближнего и дальнего зарубежья. Но не только автомобилями развозится хранимое и реализуемое в ЦКЗЧ богатство. Когда надо и в контейнеры его помещают, и в вагоны загружают. С ноября 2004 года ЦКЗЧ возглавляет Иван Рыженьков. До этого Иван Ефимович работал в отделе учёта продаж централизованной бухгалтерии автозавода, имел самое непосредственное отношение к процессу реализации запасных частей. И занимаемый им сегодня служебный кабинет тихой гаванью никак не назовёшь, впрочем, начальник в нём подолгу не находится, его всё больше в цехе надо искать, где приёмка–отгрузка ведётся, где каждый день подбрасывает новые проблемы.

   — Наш цех как раз и является тем местом, куда чаще всего обращаются клиенты автозавода. Встретить их, обслужить, проводить. Чем быстрее это произойдёт, тем лучше: значит, цех работает хорошо. А ещё без долгих заминок надо взаимодействовать и с внутризаводскими поставщиками, улучшая оборачиваемость запасных частей.

   Цх комплектации запасных частей структурно подразделяется на складское хозяйство, участки ЗИП, консервации, кооперации и упаковки. Всё нужное, всё важное. В цехе трудится всего 96 работников, из них — 72 женщины. Грузчики, кладовщики, диспетчеры, упаковщики… Понятное дело, что и ЦКЗЧ не обошли стороной происходящие на АЗ «Урал» процессы по реструктуризации производства и оптимизации численности работающих. На 40 человек сократилось количество работающих в ЦКЗЧ. Но при этом объёмы реализуемой продукции по сравнению с прошлым годом увеличились. При этом надо ещё учесть тот факт, что впереди ещё три месяца работы до окончания 2005 года. Сам собой напрашивается вывод, что определяющее значение имеет не количество работников, а качество выполняемого дела. Активно взялись в ЦКЗЧ и за внедрение «бережливого производства». И многого уже добились. Рассказывает заместитель начальника цеха по подготовке производства Юрий Николаевич Вавилов, лидер практикума по «5S»:

   — Всё началось с упаковки. Этот участок мы сделали пилотным по развёртыванию инструмента «5S». В течение двух недель осуществили на участке первые шаги по выполнению практикума «5S». Создали программу по внедрению «5S» во всём цехе, составлен план работы до 1 июня 2006 года. Согласно этому плану постепенно включаем в процесс обучения весь персонал цеха. В настоящее время развёртывание инструмента «5S» помимо упаковки коснулось ещё трёх участков — упаковки кооперации, термовакуумирования, кооперации складского хозяйства.

   ВЦКЗЧ не случайно начали внедрять «бережливое производство» именно с участка упаковки. Работа этого подразделения имеет определяющее значение для цеха. Упакованные, обёрнутые бумагой запасные части укладываются в ящики, отгружаются потребителям. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Чтобы воочию убедиться в происходящих переменах по организации рабочего пространства, корреспонденты «Уральского автомобиля» отправились на производственную площадку ЦКЗЧ, где растекалась обычная трудовая смена. Заезжали автомобили, гружённые только что произведенными в цехах АЗ «Урал» запасными частями, под самой крышей катались, перетаскивая тяжести, кран–балки, пахло промасленной бумагой. Цех очень длинный, разной всячиной к «Уралам» наполненный. Чтобы всё внимательно осмотреть, немало времени надо потратить. Но вот что сразу бросилось в глаза. Как небо и земля, ещё издали отличаются между собою участки, где уже проведена работа по инструменту «5S» и где ещё она только предстоит. Участок термовакуумирования. Здесь «запаивают» в специальную плёнку рабочий инструмент, который просто необходим водителям при эксплуатации «Уралов». Перед началом практикума ставилось достижение следующих целей. Улучшить на 50 процентов условия труда, разработать стандарты уборки и чистки, улучшить использование площади, внедрить визуализированный менеджмент. Покрашены полы, кругом чисто, ни одной бумажки обронённой. Упаковщица Любовь Михайловна Зинченко, более 30 лет работающая в ЦКЗЧ, имеет возможность сравнить с тем, что было и что есть сегодня:

   — Светлее стало, уютнее. Всё сами делали, теперь будем следить за порядком.

   Нузнаваемо изменился участок кооперации. Появились тележки для инструмента и запасных частей, деревянные подставы под ящики, сделана разметка на полу. Обёрточная бумага теперь устанавливается только на специальных приспособлениях. Есть и уголок отдыха. Ещё более существенные перемены произошли на участке упаковки, откуда и началось шествие по цеху «бережливого производства». Так же чисто и уютно. В специально отведённых местах хранятся съёмные грузозахватные приспособления, инвентарь для уборки участка. А вот этот чёрный квадрат на полу зачем нарисован? А это знак для погрузчика, чтобы дальше не заезжал, колёсами краску на бетонном полу не царапал.

   Зпомнилась и такая деталь при знакомстве со стендом с документацией практикума по инструменту «5S» на участке упаковки. Очень часто в процессе работы возникают проблемы. Они фиксируются на стенде, определяется ответственный за их устранение. А завтра новый день настанет, он опять заботы принесёт. Верно подмечено, что процесс улучшений бесконечен. Это как обживание дома. Сначала побелил стены, затем захотелось покрасить полы, потом настал черёд к двери более удобную ручку прибить, а вскоре потребность возникла чисто–чисто оконные стёкла вымыть, чтобы белый свет ещё светлее являлся. Вот и в цехе комплектации запасных частей не собираются останавливаться на достигнутом. Стоит только начать внедрять «бережливое производство», как захочется сделать нечто новое ещё и ещё, чтобы условия труда улучшались и снижались затраты. Совсем недавно начальник ЦКЗЧ Иван Рыженьков и ведущий специалист отдела планирования и реализации цеха Елена Романова прошли обучение в агрегатном производстве по программе семинара «Основы Кайзен». Учёба даром не прошла. Теперь в ЦКЗЧ поставили цель — в ближайшее время наладить более тесные производственные связи между участками, увеличить транспортные потоки. Вот конкретный пример. В ЦКЗЧ через одни и те же ворота производится завоз и вывоз запасных частей. Разгруженным автомобилям тоже никак не миновать единственные рабочие ворота. Не трудно догадаться, что так быть не должно. Появилась новая задача, над реализацией которой предстоит потрудиться в ближайшее время. Если улучшатся транспортные потоки, то снизится время выполнения заказа, тогда будет доволен потребитель запасных частей, отпускаемых ЦКЗЧ.

   


Владимир ЗУБКОВ



назад


Яндекс.Метрика