свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 107 Уральский автомобиль Вторник, 4 октября 2005 г.

Чтобы станок работал как часы

   Пичудливы и непредсказуемы повороты судьбы. Разве мог выпускник бурового отделения геологоразведочного техникума Николай Харук предположить, что значительная часть его трудовой жизни пройдёт на Уральском автомобильном?

   Кгда Николаю Николаевичу задают банальный вопрос — чем он руководствовался при выборе будущей профессии, он, не задумываясь, отвечает: «Романтикой». И это для молодёжи его поколения типично. «За мечтою и за запахом тайги» ехали тогда многие его сверстники. Вполне в духе своего времени уроженец Казахстана принёс новенькое свидетельство об окончании девятилетки в приёмную комиссию геолого-разведочного техникума, на отделение техники разведки.

   Гд работы на Севере, куда он попал по распределению, спустил Николая с небес на грешную землю. Реальность оказалась круче и жёстче. Полевые условия. Продуваемый всеми ветрами щитовой домик. Буржуйку, чтобы хоть как–то сохранить тепло, приходилось топить круглосуточно. В таких условиях молодая жена ждала первенца. Не выдержал Николай, вернулись супруги в Миасс. Сомнений не было. Хорошую работу, стабильный заработок, какие–то социальные блага можно было получить только на самом большом заводе города — Уральском автомобильном. Сюда и устроились Николай и Валентина. Он — на участок чашки дифференциала в цех шасси, а она — в механосборочный цех, откуда перешла на участок лебёдки в агрегатный цех. 1968 год ознаменовался для них не только поступлением на автозавод, но и рождением старшей дочери Елены. Младшая, Ольга, появилась на свет пять лет спустя.

   Нставничество всегда было в традициях завода. Рабочему мастерству новичка учил кадровый производственник Иван Тимофеевич Бражников, человек в коллективе уважаемый. До сих пор Николай Николаевич, сам впоследствии ставший педагогом для молодых рабочих, вспоминает своего учителя с благодарностью. Он терпеливо объяснял начинающему рабочему устройство станков, учил замене режущего инструмента, шлифовальных абразивов, фрез, свёрл. Навыки работы на станке парень освоил быстро. Всё же на прежней работе уже имел дело с механизмами. Через два года его перевели в наладчики. Дело это поручалось самым способным и старательным рабочим. Три года спустя перспективного парня начальство решило двигать по карьерной лестнице. Перевели его мастером на участок картера редуктора, потом дежурным мастером. Он оставался во вторую и третью смены сразу на трёх участках — чашки, картера редуктора и 63–го кольца. И вскоре понял, что не по душе ему руководить людьми, даже с этой малой высотки. И пошёл он опять в рабочие. К тому времени ряд участков из шасси перевели в агрегатный. Из рабочих опять попал в наладчики.

   Тк Николай Николаевич и по сию пору наладчиком остался, год от года шлифуя своё мастерство. Теперь он бригадир–наладчик шестого разряда. С утра станки готовит к работе, занимается заменой инструмента. На участке три станка — два фрезерных и один сверлильный. Целый день они должны работать как часы. И Николай Харук такую гарантию оборудованию даёт. Ну, а потом сам становится за станок. Людей на участке не хватает. Это, конечно, явный негатив. Зато другое отрадно: в коллективе много молодёжи, она здесь преобладает. Просматривается перспектива. Будет ветеранам в чьи руки в недалёком будущем дело передать.

   — Николай Харук — очень хороший рабочий — квалифицированный, старательный. Молодёжь обучает. Коллектив его уважает, — говорит о своём подчинённом мастер участка картера редуктора Вадим Заварзин.

   Кллектив на участке дружный. Самые близкие для Николая Николаевича люди — наладчики Александр Чулошников, Андрей Глебов, рабочие Ринат Фазылов, Флорид Гирфанов. Да и со всеми остальными работниками у Николая Харука сложились хорошие отношения. Всем он старается помочь. Если, к примеру, материальная помощь требуется или с какой–то ещё просьбой необходимо в профком обратиться. Вот уже много лет Николай Николаевич — бессменный профгрупорг. На всё у него времени хватает: и на работу, и на семью. Дочки уже взрослые. Вот и внуки подрастают. Старшей, Кате, уже 16 лет, а есть ещё и двое младших — Оксана и Денис. Летом всё свободное время у Николая Николаевича занимает сад, заботы об урожае. А зимой он запоем читает книги. Одни люди марки собирают, другие значки коллекционируют, третьи рыбок разводят. А Николай Харук — книги покупает. Приличную домашнюю библиотеку собрал — более трёх сотен томов. Начал с отечественной и зарубежной классики, потом фантастикой увлёкся. Есть в его личном книжном собрании и детективы, хотя он их не особенно жалует.

   — Если бы у вас была возможность прожить жизнь сначала, вы бы ею воспользовались? — спрашиваю у собеседника.

   Ион отвечает точно так же, как и известный гайдаровский герой.

   — Нет, я доволен, как живу. Другой судьбы мне не надо, — ответ зрелого, состоявшегося в жизни человека.

   Н недавнем торжественном вечере в честь Дня машиностроителя под овации зала он шёл к сцене, где первый руководитель завода поздравил одного из лучших рабочих с присвоением звания «Почётный машиностроитель». За многолетний добросовестный труд в разные годы ему вручали значки «Ударник коммунистического труда», «Отличник социалистического соревнования», «Ветеран УралАЗа», орден «Знак Почёта». Теперь к этим наградам прибавилась ещё одна — министерская.

   


Ольга БЕЛЯКОВА



назад


Яндекс.Метрика