свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 106 Уральский автомобиль Суббота, 1 октября 2005 г.

Пусть станет цех чистым и уютным

   Её и года не прошло с той поры, как в структуре службы главного инженера АЗ «Урал» появилось новое управление «УралРемонт», в состав которого входят два цеха — модернизации и ремонтно–механический. Чем призвано заниматься вновь созданное управление уже отчасти понятно из его названия. Производить ремонт и модернизацию заводского оборудования, изготавливать детали для нужд цехов основного производства и ещё многое–многое другое. Так вышло, что рождение «УралРемонта» совпало с периодом интенсивного внедрения на автозаводе «бережливого производства». Понятное дело, мимо только что созданного управления приживающаяся на автогиганте новая производственная система РПА пройти никак не могла. Ремонтники, они такие, люди сплошь мастеровые, пытливые, если поставят цель какую, то горы свернут, но сделают.

   Цх модернизации оборудования (ЦМО). Ещё недавно, до декабря 2004 года, он имел совсем другое название — цех станкостроения и средств автоматизации (ЦССА), входил в состав станкостроительного управления. В ходе проведённой на предприятии реструктуризации уже совсем с другим именем этот как бы заново рождённый цех вошёл в состав управления «УралРемонт» службы главного инженера. Не только вывеска стала другой, изменился вектор производственной направленности: способствовать тому, чтобы всё имеющееся на заводе и модернизированное оборудование исправно и долго служило «Уралу».

   Ситается, что театр начинается с вешалки. А цех производственный, где гудят станки и неустанно металл по металлу грохочет, откуда начало берёт? Конечно, с заготовительного участка. Здесь даётся старт всему производственному потоку. Корреспонденты «Уральского автомобиля», побывавшие вчера в самом начале последней сентябрьской рабочей смены в ЦМО, увидели такую картину. Кругом чисто, уютно, покрашенные станки, яркий свет на рабочих местах. Только дверь в цех открыли, сразу — стеллажи заготовительного участка, пройти мимо них, не заметив перемен, просто никак нельзя. На одном длинномерные заготовки круглого металла своего часа дожидаются. На другом — листовой металл хранится. Указана марка стали и толщина листа. Рядом, на специально отведённом месте, развешаны грузозахватные приспособления.

   — Вот отсюда мы только одного металла около двухсот тонн перевезли на центральный склад службы главного инженера. Зачем здесь лишнее? Остался запас заготовок на два–три месяца, а раньше тут гора лежала на целую пятилетку.

   Птр Николаевич Плеханов, начальник управления «УралРемонт», чувствуется сразу, доволен переменами в ЦМО, произошедшими в ходе проходящих практикумов по инструментам «5S» и автономного оборудования. Начало есть. «Бережливое производство» становится явью, плюсы очевидны. И остановок делать никто не собирается. Ведь процесс улучшений бесконечен. Много чего можно достичь, если поставить высокие цели и стремиться к их достижению. Вот пять шагов организации рабочего пространства, известные всем «5S»: сортируйте, сложите по местам, содержите в чистоте, стандартизируйте, постоянно улучшайте. Ведь если убрать все детали теории, то останутся всем знакомые вещи. Дружи с чистотой на рабочем месте, полюби порядок вокруг. И всё остальное придёт как должное. Работники цеха модернизации оборудования убрали всё лишнее, отмыли, очистили, покрасили станки и бетонные полы, сделали разметку, начали проводить автономное обслуживание оборудования... И все заметили разительные перемены. Если постараться и цех можно сделать вторым домом, ведь здесь же проходит немалая часть жизни работников.

   Всостав ЦМО помимо заготовительного входят ещё механический, сварочный и механосборочный участки. Приметы «бережливого производства» и там тоже заметны. В тот день мы познакомились с Игорем Заигралиным, бригадиром слесарей механосборочного участка. Он был занят ремонтом трубоотрезного станка, доставленного сюда из заготовительного производства, чуть поодаль стоял ещё один «захворавший» станок, спецшлифовальный, прибывший сюда из агрегатного производства. Можете не сомневаться: придёт время, и умолкнувшие станки оживут, ремонтники ЦМО не позволят им долго бездельничать. Вопрос другой. А что меняет «бережливое производство» в трудовом ритме? И меняет ли?

   — Ещё как. Металл теперь никто на пол не ставит, специальные подставы есть. Перепланировку на участке сделали, удобнее так работать. Освещение улучшилось. Кругом всё покрасили, веселее же. Разве этого мало?

   Бригадиру Игорю Петровичу Заигралину много разговаривать недосуг, со станком затихшим надо разобраться. И мы не стали ему мешать.

   Кгда на пилотном, заготовительном участке начинали проводить свой практикум по инструменту «5S», то ставились такие цели. Улучшить условия труда на 50 процентов. Научиться лучше использовать площади участка. Разработать стандарты чистки и уборки. Теперь можно вполне определённо сказать, что получилось. А дальше что, ставится точка? Вопрос к лидеру практикума по «5S» на заготовительном участке Валерию Павловичу Звездину, ведущему специалисту цеха по организации производства:

   — Люди стали понимать, что всё делается для них. Замечают перемены, участвуют в них, поддерживают чистоту. И дальше будем двигаться по пути улучшений. Каждый день появляются новые задумки. Приходите к нам месяца через два, цех ещё краше станет, вот увидите.

   Кбинет начальника ЦМО Валерия Ивановича Москвитина поднят на такую верхотуру, что из его окна вся производственная площадка как на ладони видна. И место это тихой гаванью никак не назовёшь. Отчётливо слышно, как работают станки и молотки стучат по металлу. Последняя в сентябре смена только–только началась, и тишина сразу умчалась прочь. А как же шум, не мешает?

   — Нисколько. Привык. Если в цехе нет тишины, значит, работа есть для всех. Занимаемся капитальным ремонтом, модернизацией оборудования, изготавливаем запасные части, оснастку. Более 70 процентов от всего объёма производства цеха приходится на выпуск деталей и узлов для «Уралов», в том числе и автомобилей дорожной гаммы. Наш цех в состоянии изготовить электроприводы и сделать монтаж в цехах завода.

   Рссказывая о делах, планах и заботах цеха, начальник ЦМО В. Москвитин, конечно же, не мог обойти стороной людей, которые выполняют очень нужную для АЗ «Урал» работу. Репутацию грамотных и надёжных специалистов имеют инженеры–технологи Юрий Николаевич Нелюбин, Людмила Карловна Русакова, старший диспетчер Нина Михайловна Медведева, мастера Анатолий Викторович Волокитин, Александра Павловна Стенникова. Любую, самую сложную работу выполняют бригады, которые возглавляют Игорь Петрович Заигралин, Анатолий Борисович Солдатов, Григорий Кияметдинович Айметдинов, Светлана Александровна Куликова.

   Активно внедряя «бережливое производство» у себя, коллектив ЦМО помогает и другим подразделениям завода достигать результатов по развёртыванию новой производственной системы РПА. На одном из участков цеха модернизации оборудования изготавливают тележки для перевозки деталей, спецтару, поворотные столы, конвейеры, столы, тумбочки, подставы, мойки, склизы для цехов агрегатного, автосборочного, прессово–сварочного и других производств.

   Впоследний день сентября в ЦМО кроме капитального ремонта и модернизации нескольких станков велись ещё работы по изготовлению галтовочного барабана по заказу литейного производства, электропривода для подвесных конвейеров агрегатного производства, приспособления для кантователя и стоек главного конвейера под раму дорожного автомобиля.

   


Владимир ЗУБКОВ



назад


Яндекс.Метрика