свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 100 Уральский автомобиль Суббота, 17 сентября 2005 г.

Смотрите, всюду становится лучше

   Сстема карточек «канбан». Логистический шкаф. Супермаркет. Согласователь. Мизуцумаши. Система вытягивающего потока. Время производственного такта… Помнится, впервые побывав на одном из теоретических занятий состоявшегося в апреле этого года на АЗ «Урал» пятидневного практикума «Производственная логистика», услышав эту и другую терминологию TPS, никак не мог уразуметь для себя, ну как это быстро понять и осмыслить, применить на практике? Оказывается, можно. С февраля 2005 года инструменты производственной логистики действуют в цехе главный конвейер автосборочного производства. Одолели автозаводцы теорию, и на практике на оплошали.

   Гавный сборочный конвейер АЗ «Урал» продолжает двигаться в первых рядах подразделений предприятия, где уверенно и настойчиво внедряется «бережливое производство». Этого не заметить просто нельзя. Здесь всё меняется в лучшую сторону и с калейдоскопической быстротой. Вот совсем недавно запустили линию по сборке кабины «Р». Право слово, главная сборочная лента поражает таким многоцветием красок, что её в пору сравнить с ярко наряженной новогодней ёлкой. Стены и колонны выкрашены в бело–синий корпоративный цвет, полы тоже глаз радуют — бордовые и зелёные. Рамы к «Уралам» чёрные, а кабины — оранжевые, белые, синие, цвета хаки и песочного. Есть ещё один доминирующий цвет, отныне прописавшийся у ленты, где собираются миасские вездеходы — жёлтые тележки, на которых транспортировщики подвозят к рабочим местам метизы, детали, комплектующие и прочую сущность, необходимую для сборки «Уралов». Нет, мудрёное и длинное японское слово «мизуцумаши» вряд ли войдёт в лексику автозаводцев. И всё потому, что в русском языке есть свой синоним этому термину, простой и понятный — транспортировщик. Впрочем, дело не в названии. Главное в том, что на автозаводе приживается и даёт реальные результаты производственная система «РПА».

   Днь как день, середина сентября, время движется к обеденному перерыву. Неостановимо вращается лента, продвигая собираемые «Уралы». Разнокалиберные гайковёрты перекличку ведут, подъёмники мосты подвозят, на глазах меняет облик чёрная рама, превращаясь в изящную, полную силы конструкцию. И вот сегодня, к завершению рабочей смены, тридцать шесть только что склёпанных

   в АСП рам станут частью оживших

   «Уралов». Вместе с начальником планово–производственного бюро цеха главный конвейер Татьяной Скокиной идём вдоль движущейся ленты, чтобы более детально посмотреть, как работает система карточек «канбан», в чём заключается суть маршрутов транспортировщиков, какие перемены произошли в цеховой кладовой метизов и на рабочих местах операторов.

   Првый сборочный участок. Именно отсюда в феврале всё и началось — стандартизация рабочих мест, внедрение инструментов «канбан». На этом участке устанавливаются почти все трубопроводы к «Уралам», крепится тормозная аппаратура, прикручиваются передний, средний и задний мосты, присоединяется карданный вал. Ещё и года не прошло с той поры, как на главном конвейере можно было наблюдать такую картину: с утра пораньше, пока не включилась лента, каждый из операторов спешил в кладовую, чтобы побольше набрать болтов, гаек, шплинтов, граверов, шайб, клиньев и других металлических изделий. Вот и получалось, что оператор, пришедший раньше всех, набирал метизов впрок столько, что не доставалось другому, который чуток промедлил. И тогда мастера с бригадирами ходили вдоль ленты, просили всех поделиться.

   Тперь у операторов отпала необходимость работать по старинке. Каждый из них, знакомый с основополагающими принципами «бережливого производства», знает, что запас метизов на его рабочем столе не должен превышать двух часов сборочного времени. За эту пору на ленте «проходит» восемь «Уралов». И в кладовую оператор теперь за пополнением метизов не побежит. Всё, что необходимо для работы, ему доставят транспортировщики. Но как они узнают, что подошла пора с нагруженной тележкой отправляться по установленным маршрутам? Об этом подадут сигналы карточки «канбан». На сборочной линии они синего цвета, в кладовой метизов — зелёного. Каждая из карточек хранит в себе следующую информацию: номер рабочего места, бригады, участка, применяемость и наименование изделия, зона выдачи, номер ячейки на складе… Заканчиваются, скажем, у оператора карданные болты с мелкой резьбой, берёт он тогда карточку «канбан» и помещает её в специальную ячейку. Это сигнал — нужны метизы. Транспортировщик, в обязанность которого входит доставлять детали к рабочим местам операторов, через определённое время делает обходы, собирает карточки и доставляет всё необходимое без промедления. Посмотрите, сегодня на движущейся ленте не найдёте ни одного оброненного болта. Если попадётся изделие с дефектом, то оператор не выбросит его, сохранит и обменяет, потому что всё выдаётся по счёту, тютелька в тютельку, с небольшим страховым запасом. «Бережливое производство» приучило поступать именно так — хранить, рачительно распоряжаться материальными ценностями.

   Вкладовой метизов цеха главный конвейер на видном месте помещены графики расхода поставки комплектующих на рабочие места по четырём основным маршрутам. Первый начинается от расположенного неподалёку участка изготовления трубопроводов. Второй — от кладовых метизов и нормалей. Третий — доставка изделий, хранимых в таре эталонной экспедиции. И последний — транспортировка изделий, взятых в кладовой дирекции по закупкам. И всё названное находится под одной крышей, рядом с движущейся лентой главного конвейера. Удобно и выгодно, всё под рукой. Снижаются затраты, связанные с доставкой, сокращается время ожидания. Это и есть «бережливое производство» в действии. Рассказывает Татьяна Викторовна Скокина, принимавшая непосредственное участие во внедрении инструментов производственной логистики, которые сегодня успешно действуют на главном конвейере.

   — Пока действие карточек «канбан» распространяется на рабочие места первого сборочного участка. На других же участках задействован так называемый тарный «канбан». Но со временем карточки будут использоваться на всех рабочих местах цеха главный конвейер, включая и участки изготовления трубопроводов, сборки кабин и дорожных автомобилей.

   Крточки «канбан» с февраля 2005 года начали помогать производственному процессу сборки «Уралов». И за это время уже несколько раз вносились коррективы в действующую систему, чтобы она ещё лучше функционировала. Не оставались в стороне и операторы, их дельные советы всегда учитываются при принятии решений и проведении улучшений.

   Днь ото дня на главном конвейере появляются новшества, связанные с внедряемым «бережливым производством». Они способствуют повышению безопасности труда, увеличению эффективности технического обслуживания оборудования, выравниванию потоков создания ценностей, снижению затрат и объёмов незавершённого производства. И ещё один большой плюс имеется. На порядок улучшилась культура производства, кругом чистота, исчезли громоздкие столы, скамейки, нагромождения узлов и деталей.

   Пбывали мы в тот день и на участке изготовления трубопроводов, который в апреле нынешнего года переехал под крышу АСП и стал структурным подразделением цеха главный конвейер. Сегодня на участке проводится практикум «Производственная логистика», в ходе которого команде удалось навести порядок в расстановке оборудования, хранения деталей и заготовок. В дальнейшем планируется перейти на выпуск изделий только с учётом задания сборки и количества модификаций собираемых «Уралов». Сразу бросился в глаза стеллаж, на котором были размещены несколько видов «трубок». К вечеру стеллаж будет пуст. А на завтра что? Новые сделают, опять же с учётом задания сборки на смену.

   «Бережливое производство» шаг за шагом всё основательнее внедряется на главном сборочном конвейере АЗ «Урал». Как отмечала в беседе с нами Татьяна Викторовна Скокина, мастера и бригадиры второго, третьего и последующих участков, где пока используется тарный «канбан», просят, чтобы у них тоже поскорее карточки ввели. Ведь они позволяют вести производственный процесс без применения административных рычагов и постоянных прорывных. Разве это не похвальное слово «бережливому производству»? Впрочем, давайте спросим у оператора, который занят на сборке «Уралов». Первый участок, первая бригада, рабочее место N№ 11. Здесь уже не один год трудится на установке переднего моста Эдуард Корякин.

   — Конечно, лучше стало. Меньше суеты. Каждый из нас знает — всё, что необходимо для работы, привезут, не забудут. Светло, просторно, чисто. У нас же появилось больше времени уделять качеству производимых операций.



назад


Яндекс.Метрика