свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 95 Уральский автомобиль Вторник, 6 сентября 2005 г.

Вместо родителей — опекун

   Чо нужно детям? Конечно, можно перечислить целый список — от конфет до шубы, но это всё–таки не главное. Главное — родители, которые могли бы этой конфетой угостить и в шубу в мороз завернуть, а ещё наставлять, учить и просто любить. Это в идеале, но так бывает не всегда. Порой в дело приходится вступать отделу опеки и попечительства, защиты семьи и детства администрации Миасского городского округа, о деятельности и функциях которого мы беседуем с инспектором Людмилой Спиридоновой и исполняющей обязанности начальника Ольгой Мурдасовой.

   Внастоящее время под опекой находятся более 500 детей, на 312 из них опекуны получают соответствующие положенные государством выплаты, порядок которых строго определён законом. Кому же они положены и в каких случаях?

   — В первую очередь, — рассказывает Ольга Владимировна, — устанавливается опека над ребёнком, статус родителей которого мы определяем. Или они лишены родительских прав, недееспособны, больны определёнными заболеваниями, или один из них или оба умерли, или находятся в местах лишения свободы, на инвалидности 1–2 группы, пропали без вести или находятся в розыске. Тогда ребёнку назначается опекун — чаще всего им становится кто–то из родственников — и ему назначается пособие на ребёнка, сейчас оно составляет 2472 рубля ежемесячно. В случае смерти одного или обоих родителей ребёнку назначается ещё и пенсия. Но выплаты не полагаются, если родители живы и добровольно дали согласие на установление опеки над ребёнком другими лицами — тогда опекун имеет право взыскать с них алименты на содержание.

   Нзначение пособий предусматривает немало условий. Например, если родитель находился в местах лишения свободы и вернулся, в отдел опеки положено сообщать об этом в течении трёх дней, и выплата пособия приостанавливается. Правда, не все сознательно следуют этому правилу, и порой сотрудники отдела узнают об этом через несколько месяцев. Ещё немаловажным является тот факт, что пособие выплачивается до достижения ребёнком 16 лет, а после — только при предоставлении справок, что он обучается в школе, на дневном отделении колледжа, техникума или института. Или поступил в учебное заведение на бюджетной основе, где, в соответствии со статусом опекаемого, попал на полное государственное обеспечение и получает питание, одежду, канцтовары, материальную поддержку — в этом случае выплата пособия прекращается. Не выплачивается оно и в случае, если ребёнок бросил учёбу и нашёл работу — он способен содержать себя сам.

   — А как быть с теми детьми, у кого «не пошло» с учёбой, и работы пока нет — её же не так просто найти?

   — Таких детей мы отправляем в центр занятости населения, они ведут с ними работу — ставят на учёт как безработных, предлагают выбрать профессию и пройти обучение у них, в центре. Во время учёбы ребёнок получает очень высокую стипендию, порой превышающую среднюю зарплату по городу, и после обучения центр находит ему работу. Вообще, как только подростку исполняется шестнадцать лет, мы приглашаем его вместе с опекуном и разговариваем о дальнейшей судьбе, разъясняем, что нельзя вообще бросать учёбу, и выявляем его предпочтения: или десятый–одиннадцатый класс школы, или училище, или направляем в центр занятости. Бывает, дети просто бросают учиться и не показываются нам на глаза — ни они, ни их опекуны, но мы стараемся такие семьи контролировать особо.

   — Опекун, конечно же, имеет определённые обязанности?

   — Да, если говорить не совсем официальным языком, опекун заменяет ребёнку родителей — проживает с ним, заботится о его благополучии, воспитании, лечении, обучении, жилье. С той лишь разницей, что всё это осуществляется под нашим контролем — два раза в год опекун предоставляет отчёт о расходовании средств на одежду, игрушки, канцтовары, другие необходимые покупки. К тому же мы имеем право в любой момент навестить семью, где проживает опекаемый. Контроль осуществляют и школы, передавая сведения нам.

   Храктерно, что опекуны практически ни под какую категорию льготников не подпадают. Полностью оплачивают коммунальные услуги, телефон, газ, свет. Разве что те опекаемые дети, которым полагается пособие, бесплатно посещают детские сады. Им выделяется некоторое количество путёвок в санатории и детские оздоровительные лагеря — нынешним летом около 150 детей сумели отдохнуть по таким путёвкам.

   А что касается санкций, то порой приходится применять их к нерадивым опекунам, лишая их права на опекунство, подбирая детям новых опекунов или помещая их в государственные учреждения. По поводу таких случаев в отделе опеки раздавались звонки. Соседи, например, жаловались на ненадлежащее поведение опекуна двоих маленьких детей. Вообще–то отдел опеки не обязан принимать анонимные сообщения. Но, понимая, что дыма без огня не бывает, старается проверять и такие сигналы по мере возможности. В данном случае детей пришлось забрать, а опекуна права опекунства лишить. У нас в редакции тоже раздался такой звонок — женщина, представившись, (но я не успела записать её имени) рассказала о подростке, назовём его Мишей, который не работает, не учится, с опекуном не проживает. Вроде там накоплен большой долг по квартплате за Мишину квартиру, который опекуна не беспокоит, и не потеряет ли её ребёнок, став совершеннолетним — нескольких десятков тысяч рублей ему, скорее всего, негде будет взять…

   — Мне понятно, о ком идёт речь, — рассказывает Людмила Васильевна. — Мы снова будем говорить с Мишей и опекуном. Пособие не выплачиваем, потому что Миша не учится. Если вы хотите взять ситуацию под свой контроль, вам нужно с Мишей пообщаться, возможно, прийти с ним к нам. Постараемся организовать его обучение через Центр занятости, тогда он будет получать там пособие. А что касается квартиры, опекуну Миши, или ему самому с вашей помощью или без, надо взять в ЖКХ справку о задолженности, и о том, какая её часть была накоплена при жизни родителей, когда они там проживали. Тогда мы будем готовить ходатайство о списании долга в соответствующие организации. Кстати, часть долга с этой квартиры мы уже списали таким образом. А если окажется, что опекун не вносил квартплату, будем беседовать с ним.



назад


Яндекс.Метрика