свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 92 Уральский автомобиль Вторник, 30 августа 2005 г.

Великий поэт природы

   Ме красота покоя не даёт,

   Иу её, как ищет археолог

   Зтерянный дворец из года в год,

   Вков приподнимая мрачный полог.

   Д Филимонов

   Вражение «левитановская осень» давно уже стало крылатым. «Золотая осень» живописца–передвижника Исаака Ильича Левитана. Юон называл его «великим поэтом природы». Левитан родился 30 августа 1860 года в местечке Кибартай бывшей Ковенской губернии. Ещё в детстве вместе с родителями он переселился в Москву, где поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Уже тогда в его работах чувствовался огромный талант. Нестеров вспоминал, как однажды Левитан, придя в натурный класс, написал в течение трёх дней прекрасный этюд обнажённой натурщицы. У других на это потребовался бы месяц упорной работы. В период учёбы этюды Левитана удостаивались наград, ему присуждались Малые серебряные медали. Учителями начинающего художника были Саврасов, Перов, Поленов.

   В1885 году Левитан сблизился с Чеховым. Они своим творчеством поддерживали в людях веру в конечную победу высоких идеалов гуманизма. Близки были Левитан и Чехов и в своём отношении к природе, которую оба воспринимали лирически. Тёплые чувства были у художника к сестре писателя Марии Павловне, но семьи он так и не создал.

   Рсцвет творчества Исаака Левитана совпал с концом 1880–1890–х годов. Основным направлением его творчества стала пейзажная лирика. В его картинах чарует особая одухотворённость и человечность.

   Пирода — вечно живая, созвучная человеческому чувству. Она полна то светлой, тихой радости, то глубокой скорби, то, наконец, торжествующей и всепобеждающей силы жизни. Прекрасен пейзаж Левитана «Плес. После дождя». В нём всё окутано серебристо–серой пеленой влажного воздуха, сквозь тучи пробиваются первые радостные лучи солнца. Тишина и таинственность картины «У омута». Глубокие философские раздумья о смысле жизни, обречённости человека и величии природы выражены в картине «Над вечным покоем», которую сам Левитан особенно ценил. Овеяна печалью «Владимирка» — дорога, по которой, звеня кандалами, прошли в Сибирь тысячи ссыльных. Хмурое небо, выжженная солнцем трава, придорожный крест — всё в этой картине созвучно тем скорбным песням, которые сложил о Владимирке народ.

   В1895 году Левитан написал ослепительно солнечную, искристую картину «Март», полную радостного чувства пробуждения природы и столь же полную надежд картину «Свежий ветер», где так замечательно передана могучая красота великой русской реки Волги. Последняя картина художника «Озеро» (1900) — наиболее оптимистическая из работ Левитана. Художник задумал её как обобщённый образ родины.

   Иконечно же, неповторимая «левитановская осень». В «Золотой осени» Левитан использовал декоративную манеру письма, сопоставляя прозрачную голубизну осеннего неба с пылающим на солнце золотом листвы берёз, переданной широкими мазками. Это тонкое цветовое восприятие осенней красоты русской природы в сочетании с широкой, смелой живописью вносит в картину бодрое, жизнерадостное настроение.

   Нпротив, какой–то деликатной сдержанностью и благородной красотой колорита отличается картина «Осень. Солнечный день». Вечерние серые тени на ещё освещённом солнцем золотисто–сером поле. Вдали — красновато–рыжее золото берёзовой рощи, перебиваемое серо–зелёными пятнами елей.

   А ещё дальше, у самого горизонта, чуть заметны дома деревушки на фоне сереющего неба. Тёмно–зелёная хвоя косматых еловых лап подчёркивает глубину пространства, усиливая ощущение непреднамеренно выхваченного из жизни куска живой природы.

   Сприродой одною он жизнью дышал,

   Рчья разумел лепетанье,

   Иговор древесных листов понимал,

   Ислышал он трав прозябанье.

   Кртины И. Левитана способны взволновать ценителей искусства и пробудить в их сердцах ту «безграничную любовь к своей родной земле», которую художник пронёс через всю свою жизнь. Чаще бы нам от мирской суеты уноситься в мир прекрасного.

   Ожизни и творчестве живописца вы можете прочитать в книгах:

   Мльцева Ф. С. «Мастера русского реалистического пейзажа». М., 1959;

   Пытков В. А. «Любимые русские художники». М., 1963;

   «Мастера советского искусства о пейзаже». М., 1963;

   Грина Т. Н. «Русское искусство второй половины XIX века». М., 1962.

   Ои есть в фонде библиотеки–филиала N№ 6 заготовительного производства, а также в центральной библиотеке профкома.

   М. Шерстнёва, библиотекарь заготовительного производства.



назад


Яндекс.Метрика