свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 92 Уральский автомобиль Вторник, 30 августа 2005 г.

Бегом по России. Вместе с «Уралами»

   Мждународный супермарафон «Великий Русский путь» продолжает своё движение по дорогам России. От города к городу, от посёлка к посёлку. Достаточно быстро и уверенно. Марафонцы теперь уже в Европе. Вот осталась позади Уфа. Следующая большая остановка намечена в Казани, отметившей тысячелетие. «Великий Русский путь», стартовав 28 мая во Владивостоке, 8 сентября финиширует в Санкт–Петербурге. Дистанция — пятнадцать этапов общей протяжённостью одиннадцать тысяч километров. Как уже сообщалось, АЗ «Урал» выступил одним из основных спонсоров «Великого Русского пути», выделив два вахтовых автобуса — «Урал–6361» и «Урал–32552». Водители этих новеньких внедорожников Александр Жмаев и Владимир Найман (на снимке крайние справа с бегунами из Великобритании) во время короткого отдыха в Миассе, встретившись с репортёром «Уральского автомобиля», рассказали об увиденном в долгом пути. Так и появились на свет эти заметки.

   О залива Петра до града Петрова

   Цнтральная площадь Владивостока — Борцам за власть Советов. Отсюда 28 мая и был дан старт супермарафону. В тот день город, где расположен Тихоокеанский пограничный округ, отмечал День пограничника, поэтому жаждал быстрее избавиться от обузы с бегунами. Владивосток омывается заливом Петра Великого. И Питер известно кто построил. Вот ведь какая связь получается знаковая. Спасибо, великий государь, ты был очень умён, строил флоты, ставил города, окно в Европу прорубил. И вот через это окно к нам в Россию за экзотикой приезжают иностранцы, платят большие деньги, чтобы увидеть, как говорит писатель А. Солженицын, «нутряную Россию», попробовать разгадать её тайну. А россияне на этом зарабатывают деньги. Ведь каждый километр «Великого русского пути», преодолённый участниками, оплачивается спонсорами. Заработанные таким образом деньги останутся в России, пойдут в качестве благотворительных взносов на нужды детских больниц, домов, приютов. Вот и получается, что не зря наши предки без устали прибавляли и прибавляли к империи всё новые земли. Это сколько же можно заработать, если пробежать столько вёрст!

   Дрога, дорога, ты знаешь так много…

   Пиморье, Хабаровский край. Дороги, можно сказать, сносные. На «четвёрку». Но вот после Биробиджана начались чертыханья у бегунов. Англичане, привыкшие к автомагистралям, такого чуда ещё не видели. Одно дело бежать по ровному асфальту и совсем другое — запинаться на раздолбанных большаках, просёлках и пыльных трактах. Этого добра было в избытке, когда пересекали территорию Приамурья. Город Белогорск, Свободный, Шимановск… Ещё можно бежать. А вот отрезок дороги от Сковородина до Могочи недаром окрестили «чёртовой дырой». Болота, топи, плавуны… Сыпят, сыпят камни на дорогу, а они все куда–то проваливаются. Водители–перегонщики стараются эти места на поездах преодолевать, погрузив машины на платформы. Однако, недавно появились предпосылки того, что скоро мучения закончатся. Военные строители возводят автомагистраль «Амур» от Читы до Находки. Как отмечали водители АЗ «Урал» Александр Жмаев и Владимир Найман, в знаменитых отсутствием всяких дорог местах ведутся масштабные работы, строятся мосты, наращивается полотно, срезаются склоны. Верим, и в этих угрюмых местах появятся асфальт, комфорт и скорость. А что же говорили подданные Её Величества, глядя на убожество российского захолустья, заброшенные поля, разбитые фермы, спившихся мужиков, пацанов–побирушек? О чём думалось им, когда пробегали по мостам через Амур, Уссури, Бурею, Архару, Зею, Ангару… Или когда опускали ладони в чистейшую воду Байкала? История об этом умалчивает. А какие мысли в вашей голове рождались бы, коль довелось бы бежать марафон, скажем, по ухоженным дорогам графства Йоркшир? Вот то–то и оно. Всё познаётся в сравнении. А когда не видел ничего, нигде за «бугром» не бывал, то и завидовать нечему, и столетняя яма малой родины очень даже сердцу милой покажется.

   Осянка, сэр!

   Чго, чего, а вот экстрима бегуны–англичане хлебнули вдоволь. О наших говорить не будем, они привыкшие ко всему. В Приамурье британцев безжалостно кусали оводы, комары, мошки. Бурятия встретила немилосердной жарой. Забайкалье — бездорожьем и клещами. Одна из кровожадных букашек изловчилась впиться в весьма состоятельного англичанина прямо на бегу. Ситуация осложнилась ещё и тем, что клещ оказался с вирусом. Пришлось уложить посланца туманного Альбиона в бедную участковую больничку. Земляки марафонца побежали дальше по бескрайним дорогам. Дней через десять объявился и больной, догнал своих на поезде. Вот собрались вечером русские с англичанами в кружок, давай отставшего не по своей воле расспрашивать, как мол, тебе в больнице российской показалось. А тот чуток по–нашему говорить научился. Кололи много, лекарства давали, люди кругом добрые, только кормили плохо — всё овсянка и овсянка, в рот не лезет. Так и сказал под дружный хохот всех бегунов–побратимов. Да, овсянка — еда не для сэров, только у нас, дорогой Джон, её, родимую, варят повсюду — в армии, лагерях, больницах. Ничего, живём.

   Овремена, о нравы!

   Збайкалье запомнилось всем бегунам не только запустением, необжитостью и местами былой каторги. Есть там городок Чернышевск, названный в честь известного демократа, который когда–то звал Русь к топору. Есть городок Петровск–Забайкальский, куда декабристов ссылали. А вот случай из новейшей истории. В одном из забайкальских посёлков марафонцев обокрали. Во время стоянки кто–то вскрыл фургон «Урала–6361» и похитил дюжину ярких мешков с личными вещами путешественников. Володя Найман, водитель вахтового автобуса, не стал об этом в милицию сообщать. Обратившись к местной учительнице, он получил исчерпывающий ответ. Зная повадки всех своих учеников, она как в воду глядела — украсть могут Васька, Петька и Мишка. И что вы думаете? Всё сошлось. От скорых на ногу марафонцев пацаны далеко убежать не могли, они даже мешки выпотрошить не успели. И ничего, англичане не обиделись. Только посмеялись понимающе. Прав же был незабвенный Глеб Жеглов — в Англии тоже воруют. Главное — вовремя поймать на руку нечистых. В этом и есть главная суть национального характера. На том стоим. Правда, воров у нас от этого меньше не становится.

   О «Уралах» и уральцах

   Да вахтовых автобуса — трёхосный «Урал–6361» и «Урал–32552» с колёсной формулой 4х4. Без них трудно представить успешный финиш супермарафона «Великий Русский путь». За рулём первого находится мастер спорта Владимир Найман, вторым управляет чемпион Европы–2002 по триалу на грузовых автомобилях Александр Жмаев. Жаль, что водители не ведут дневниковых записей — впечатлений, полученных в дороге от Владика до Питера, им бы хватило на целую книгу. Впрочем, им не до литературных изысков. Подъём в 5 утра, отбой — после полуночи. Володя Найман перевозит в вахтовке продукты, воду, личные вещи марафонцев. Как отмечал в Миассе один из руководителей супермарафона Александр Буслаков, через руки Наймана за время пути прошли сотни тонн груза. Общаясь в Миассе с признанным асом карусельных гонок, я не мог не спросить — тяжело, наверное, ему, любителю больших скоростей, плестись за бегунами. И мастер автогонок ответил так: «А мы тоже быстро ездим». Однажды водитель Найман не удержался и решил тоже пробежаться. Сначала четыре километра, потом восемь, вскоре и на десятку замахнулся. И что же труднее, торить дорогу колёсами «Урала» или собственными ногами?

   — Всё непросто, если стараться и не отставать от других.

   ВКрасноярске Володю Наймана встретил его друг Андрей Китаев, руководитель местного клуба «Экстремал». Андрей три года подряд приезжал в Миасс, чтобы на своём «ГАЗ–66» принимать участие в соревнованиях по триалу на грузовых автомобилях. Он познакомил миасских водителей с Красноярском, показал красоты Енисея и окрестной тайги.

   Александр Жмаев в «Великом Русском пути» занят выполнением другой задачи. Он на своей вахтовке перевозит отдыхающих марафонцев. Отъезжает от основной группы на десять километров и поджидает бегунов. После смены эстафет вновь отъезжает. Потом опять поджидает. И так до самого Питера. Вахтовый автобус «Урал–32552» участники супермарафона полюбили сразу. Его внутреннее убранство способствует путешествиям, хоть в кругосветку отправляйся. Есть холодильник, газовая плита, душ, спальные места.

   — За всю дорогу никаких поломок не было. Только раза два пришлось менять проколотые колёса на участке от Биробиджана до Читы. Это для бегунов из Англии экстрима на дорогах хватает. А для «Уралов» ничего страшного нет. И не такое видели. На любую кручу заберёмся.

   Ве узлы и агрегаты «Уралов» ведут себя в дороге отлично. Подливай только горючее, масло и — вперёд. Александр Жмаев имеет при себе специальный журнал, куда записывает все нюансы дорожного поведения «Уралов». Вот вернётся в Миасс и отдаст все записи конструкторам. Англичане были просто восхищены мощностью «Уралов», их способностью преодолевать все преграды. На жалеют о столь длительной командировке и водители АЗ «Урал». В дороге они обрели новых друзей, увидели, как живёт российская глубинка. И ещё об одном наблюдении. В Приморье миасцам встречные «Уралы» не попадались, там только одни иномарки на дорогах. Только в Хабаровском крае, рядом с леспромхозами, начали встречаться, причём старых марок лесовозы. А в Тюменской области и вовсе курьёз вышел. Подошёл крутой мужичок и говорит: «Что, из Японии иномарки гоните?» А стоящая рядом старушка отвечает: «Глаза протри, это же «Уралы» новые». Посмеялись и дальше поехали.

   Дша открытая, неизъяснимая

   Бегущих по дороге англичан больше всего поражали огромные просторы, скверные дороги, брошенные поля, дешёвое пиво, обилие китайцев, спившихся русских мужичков и странствующих беспризорников… Представители сытой Великобритании порой для себя в России открывали очевидные для себя вещи. Александр Жмаев рассказывал, как однажды англичанин спросил у него, увидев живого индюка, что это?

   — Индюк, вы же их на Рождество едите.

   — Да, но только без перьев.

   И удивляли наши огороды–спасители, необжитые места, придорожные побирушки, пьяные водители, тучи комаров. Они научились понимать русские слова и бегать в придорожные кусты. Они стали привыкать к русской еде и пить пригоршнями воду из холодных ручьёв. Только разгадали ли загадку России?

   Вех участников проекта, и русских, и англичан, по сей день удивляют тёплые приёмы, оказываемые бегущим марафонцам. Причём, везде повторяется одно и то же. Чем беднее посёлок, чем проще люди — тем встреча радушнее. В Тюменской области был такой случай. В одном селе решили наши пилигримы помыться, а бани–то общественной нет, давно сгорела. И тогда местные бабушки пошли по дворам и наказ дали — всем топить баню. А ещё они оладушков напекли, подорожников, одаривая ими потом гостей. Зачем, почему, кто их просил? В городах и селениях марафонцев встречали хлебом и солью, для них пели песни, доставались из шкафов баяны и гармошки. И столько приветливой радости на лицах людей, будто какую родню встречают. Эту загадку, думаю, заморские гости тоже не разгадали. Помнится, в Миассе, у памятника «Захару», отставной британский военный Стив Флавелл всё кивал и кивал головой: «Да, да, огромная страна. Такая жара была. Но больше всего в Англии я буду вспоминать гостеприимство россиян. Такое не забывается никогда!»

   Владимир ЗУБКОВ



назад


Яндекс.Метрика