свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 90 Уральский автомобиль Четверг, 25 августа 2005 г.

Профсоюзы и власть

   Подолжение. Начало в N№ 78, 79, 80, 83, 85, 86, 88, 89.

   Дятельность профсоюзов не замыкалась только на предприятиях. Они рассматривали и обсуждали планы экономического и социального развития всей страны, вырабатывали свои предложения. Весьма существенным участием профсоюзов в формировании органов власти была борьба с бюрократизмом. В ходе проводившихся в 30–е годы чисток госаппарата задачей профсоюзов было выдвижение новых кадров и обучение их работе на руководящих постах. Однако и сами профсоюзы не избежали чисток. В те годы многие профсоюзные лидеры, руководители ВЦСПС, ЦК профсоюзов, работники аппаратов были репрессированы.

   Нобходимо объективно признать, что роль профсоюзов в жизни предприятий, страны, в развитии отраслей постепенно возрастала. Причина тому — вовлечение профсоюзами широких масс трудящихся во все сферы управления экономикой. Ведь ещё В. И. Ленин выдвинул концепцию того, что за счёт развития самоуправления роль государства, её власти должна снижаться. Этим и объясняется всё большее расширение хозяйственно–организационных функций профсоюзов. Конечно, такое возможно только в условиях, когда средства производства обобществлены и практически почти отсутствовали иные формы собственности.

   Сгодня можно подвергать сомнению эффективность производства в такой системе. Критики её делают упор на имевшую место бесхозяйственность, на порождение иждивенческих настроений у части работников. Но нельзя не признать того факта, что в сложившихся в те годы условиях было наработано и много положительного, и работники, действительно, принимали самое широкое участие в управлении производством.

   Урата независимости,

   партийный диктат

   Онако помимо государственной, хозяйственной власти в стране была очень сильна власть партийных органов. И их влияние на деятельность профсоюзов становилось всё существеннее. Это было не просто влияние, а руководство. Партийные органы постоянно вмешивались в их работу, диктовали свою волю. Так, ещё на XVI съезде партии в 1930 году была принята резолюция «О задачах профсоюзов в реконструктивный период». В ней содержалось требование непосредственного участия профсоюзов в хозяйственном строительстве, поворота их «лицом к производству». Согласно этому документу, свою заботу об условиях труда, соблюдении социально–экономических и культурно–бытовых интересов работники профсоюзов должны были сочетать с организаторской деятельностью по развитию их производственной активности. В связи с этим основой деятельности профсоюзов в сфере производства должна была стать работа по организации социалистического соревнования и ударничества.

   Подолжение следует.

   Тким образом, партия, государство, его властные структуры ставили перед профсоюзами конкретные задачи, ставили в виде требований, не выполнить которые было невозможно. Одновременно с этим определялась и роль профсоюзов, их место и значимость в решении общих задач. При этом нарушались принципы самостоятельности и независимости организаций.

   Хрошо это или плохо? С одной стороны, тем самым профсоюзы не выключались из общих дел, не оказывались в стороне от них, а вместе с другими партийными, государственными и хозяйственными органами принимали активное участие в реализации этих планов, были в гуще событий.

   Н, с другой стороны, они оказывались обязанными выполнять те или иные функции, не совсем вытекающие из их природы выразителей и защитников интересов работников. Обязательства, налагаемые на профсоюзы партией, автоматически упраздняли их независимость, подчиняли их её воле. Профессиональные союзы становились одним из рычагов управления массами.

   Онако с помощью этого «рычага» делалось много полезного для самих работников. Так, при самом активном участии профсоюзов в годы первой пятилетки в стране была полностью ликвидирована безграмотность. Такого не было ни в одной другой стране мира.

   Васть использовала профсоюзы и в деле решения другого важного вопроса — подготовки квалифицированных кадров работников для развивающихся отраслей промышленности. За первую пятилетку только в школах ФЗУ было подготовлено 450 тысяч рабочих. А, кроме того, на предприятиях работали школы ученичества массовых профессий. Многие рабочие приобрели квалификацию непосредственно на производстве у станков так называемым индивидуально–бригадным методом обучения. Только за 1928–1932 гг. таким образом было подготовлено более 1,3 миллиона квалифицированных работников.

   Ткая деятельность профсоюзов, хотя и проводилась под руководством партии, была направлена на удовлетворение интересов самих работников, помогала им осваивать новые профессии, улучшать своё материальное положение и повышать культурный уровень.

   Пи самом активном участии профсоюзов государство решало сложнейшую задачу индустриализации производства. Они не только организовывали на фабриках и заводах поход за овладение новой техники, но и вовлекли массы трудящихся в выполнение пятилетних планов.

   Вто же время, председатель ВЦСПС М. П. Томский утверждал, что профсоюзы не могут одновременно участвовать в управлении предприятиями и быть защитниками интересов наёмных работников. Он не считал важным для профсоюзов вести политическое воспитание рабочего класса и борьбу с так называемым мелкобуржуазным влиянием в них. Он выступал против всеобщего хозяйственного уклона в профсоюзах, но допускал возможность проведения производственно–массовой работы.

   Пд давлением партии II пленум ВЦСПС (1929 г.) снял Томского с поста председателя ВЦСПС и вывел его и его сторонников из Президиума ВЦСПС. Тем самым была ликвидирована последняя группа профсоюзных деятелей, отстаивавших независимость профсоюзов от диктата партийно–государственного аппарата.

   Впоследующие годы этот диктат профсоюзы испытывали постоянно и об этом свидетельствуют многочисленные факты. Только в 1925–1929 годах было принято около десяти крупных партийных документов, обязывающих профсоюзы заниматься хозяйственной деятельностью. Им навязывается ответственность за выполнение промфинпланов.

   11. Профсоюзы — организаторы соревнования, борцы за производственную дисциплину

   Соим постановлением «О социалистическом соревновании фабрик и заводов» от 9 мая 1929 г. ЦК ВКП (б) непосредственное руководство социалистическим соревнованием возложил на профсоюзы, а общее руководство — на партийные комитеты. Профсоюзам рекомендовано было наладить контроль за ходом соревнования, изучать и обобщать передовой опыт.

   Нкоторые рассматривают это направление в деятельности профсоюзов как пример участия их в усилении эксплуатации работников. Но так ли это? Ведь участие в соревновании всегда было делом добровольным. В ходе него шёл обмен опытом, заинтересованное овладение работниками лучшими приёмами в труде, что способствовало не просто интенсификации труда, но и повышению его производительности не в рамках потогонной системы.

   Кнечно, бывали и издержки. Но соревнование сплачивало коллективы. Разве при этом серьёзно проигравшие? Если только полные лодыри. Выигрывали и государство, и предприятия, и сами работники — подавляющее большинство из них считали, что соревнование делает работу интереснее.

   В1933 году правительство приняло постановление «Об увольнении за прогул без уважительной причины». К работе по укреплению производственной дисциплины были привлечены и профсоюзы. Но здесь они применяли свои методы: организовывали шефство кадровых рабочих над молодыми, провели серию декад и месячников по укреплению дисциплины, с летунами и прогульщиками вели индивидуальную работу, разъясняли действующее законодательство.

   П поводу участия профсоюзов в укреплении производственной дисциплины также есть критики, считающие, что ужесточение дисциплины на производстве — это элемент дополнительного закабаления работников и профсоюзам не к лицу заниматься этой работой.

   Онако прогульщики, лентяи, люди недисциплинированные и безответственные, как правило, очень сильно подводят других работников. Из–за них происходят несчастные случаи, работники получают травмы и аварии, допускается брак в работе, нарушается её ритм. Вред от таких людей и их поступков тяжёлым бременем ложится на тех, кто работает добросовестно. Поэтому участие профсоюзов в работе по укреплению дисциплины — это защита остальных работников от тех, кто не хочет и не умеет работать.

   А, кроме того, и в международной практике такая позиция профсоюзов считается правильной. Профсоюз как представитель работников несёт ответственность за них в сфере трудовой дисциплины. Так что участие наших профсоюзов в выполнении правительственного решения можно рассматривать как нормальное явление.

   Впрос возникает в другом. И хозяйственные руководители и профсоюзы нередко допускали перегибы в этой работе. Дело ещё и в том, что постановление было чрезмерно суровым. Работника могли уволить за одноразовое случайно допущенное нарушение дисциплины, в том числе и по уважительным причинам. В этих случаях профсоюзы должны были выступать в качестве адвокатов работников, защищать от увольнений. Однако на деле они часто соглашались с действиями администрации.

   

   12. Профсоюзы и техническое творчество трудящихся

   Её одна важная государственная задача была возложена на профсоюзы — это развитие технического творчества трудящихся. Уже в годы первой пятилетки им было поручено осуществлять руководство творческими объединениями трудящихся. В 1927 году ВСНХ и ВЦСПС приняли совместное положение «О фонде содействия рабочему изобретательству и усовершенствованию». Это позволило создать материальную базу для развития этого движения и поощрения его участников. Когда в марте 1930 г. было создано Всесоюзное общество изобретателей (ВОИ), руководство им было поручено профсоюзам.

   Ндо сказать, что и здесь профсоюзы проявили себя с самой лучшей стороны. Их содействие развитию технического творчества трудящихся позволило только в годы первой пятилетки наладить выпуск самых разнообразных товаров собственного производства на сумму 200 млн. рублей, заменив ими импорт. При этом доля импорта машин сократилась с 30,4% до 12,7%, а к 1934 году народное хозяйство в основном освободилось от импорта машин.

   Эа тенденция по возложению на профсоюзы части государственных функций по привлечению трудящихся к техническому творчеству продолжалась и в последующие годы. Так, в 1954 году ВЦСПС и профсоюзы страны взяли на себя руководство деятельностью научно–технических обществ. Можно прямо сказать, что на уровне предприятий профсоюзным комитетам, в составе которых нередко оказывались в основном рядовые работники «от станка», в том числе и сам председатель профкома, такое руководство специалистами было чисто символическим и мало эффективным. Но, конечно, так было не везде. Кроме того, в это дело свою лепту вносили и партийные комитеты.

   

   13. Воспитание у работников чувства хозяина

   Нверно, к вопросу участия профсоюзов в развитии технического творчества масс можно относиться скептически. Считать, что и здесь они занимались не своим делом. Техническое совершенствование производства — чисто хозяйственная задача.

   Н администрация чаще всего идёт по пути приобретения новых машин, механизмов, технологий, на которые не всегда есть средства. А работники подходят к этому делу по–хозяйски, занимаются рационализацией и техническим совершенствованием производства для облегчения своего труда, создания более благоприятных для себя условий, для достижения более высокой результативности своей работы. Это, как правило, много средств не требует, а эффект получается существенный. Так что деятельность профсоюзов, содействующая развитию технического творчества, уж точно в интересах работников. В том числе и забота о поощрении людей, занимающихся рационализацией и изобретательством.

   Коме того, участие в рационализации производства позволяло работникам почувствовать себя на фабриках и заводах не маленькими «винтиками», а нужными людьми. Работники приобщали себя не только к своему рабочему месту, а к предприятию в целом. Производство было для них «свой» завод, «своя» фабрика.

   Вт это воспитание в работниках чувства «своего» предприятия было не побочным результатом деятельности профсоюзов, а одним из важнейших её направлений. Профсоюзы заботились о том, чтобы каждый работник не был отрешён от предприятия, а чувствовал себя соучастником в его деятельности, управлении, совершенствовании.

   Фрм участия работников, а вместе с ними и профсоюзов, в управлении производством было много. Помимо рационализации и изобретательства, большое количество работников из числа профсоюзных активистов участвовали в работе самых разнообразных комиссий, комитетов, секций, совещаний. Они обсуждали самый широкий круг вопросов, касающихся деятельности предприятий, вырабатывали предложения, контролировали работу администрации.

   Эо повышало ответственность руководителей разного уровня за выполнение намеченных планов, проводимых мероприятий.

   

   14. Профком на предприятии — был тоже властью

   Пофсоюзный комитет на предприятии, его лидер также чувствовали себя соучастниками руководства предприятием. Они тоже были властью, её важной составляющей частью. Их участие в принятии самых важных решений — от утверждения производственного плана до предоставления ребёнку работника места в детском садике предприятия — было обязательным. Под самыми разными документами, принимаемыми на предприятии, подпись председателя профкома была рядом с подписью руководителя предприятия. Она была обязательной, в том числе и на некоторых финансовых документах.

   Пэтому профсоюзный комитет и тем более его председатель были в курсе почти всех событий, происходивших на фабриках, заводах, стройках, учреждениях и организациях. Знал их финансовое положение, знал о планах технического перевооружения, освоения новой техники, технологии, продукции, знал о трудностях сегодняшних и предстоящих.

   Ткое знание помогало профкомам активно влиять на события, предвосхищать возможное отрицательное их развитие и последствия и эффективно помогать и производству и работникам. Тем более что профсоюзные комитеты имели право не соглашаться с деятельностью администрации и даже настаивать и требовать смены руководителя. Другое дело, что этим правом пользовались не многие.

   Оромную работу проводили профкомы по линии социального страхования работников на предприятиях от несчастных случаев и заболеваний, заботились об организации медицинского обслуживания, санаторно–курортного лечения и т. п.

   

   15. Профсоюзы и государственное социальное страхование

   Ситается, что передача профсоюзам в управление государственного социального страхования стало важным этапом в деле огосударствления профсоюзов. Известно, что до 1933 года это ведомство находилось в управлении Народного комиссариата труда (НКТ). Однако и тогда профсоюзы активно участвовали в процессе формирования страховых органов, которые выбирались на профсоюзных конференциях и съездах. Такая тесная связь с профсоюзными организациями была обязательным условием успешной и правильной работы страховых органов. НКТ отчитывался перед профсоюзами в своей работе с органами государственного социального страхования.

   Пэтому передача в 1933 году управления этими органами в ведение ВЦСПС не стало чем–то чрезвычайным. Профсоюзы приняли на себя обслуживание социальным страхованием рабочих и служащих страны, будучи уже хорошо знакомыми с этой работой. Они перестроили органы социального страхования по производственному принципу. Практическое руководство было передано отраслевым профсоюзам, их центральным, краевым и областным органам. Это значительно повысило роль профсоюзов.

   П рекомендации ВЦСПС на ряде предприятий и в учреждениях при ФЗМК были созданы советы и комиссии соцстраха. Они полностью заменили собой к концу 30–х годов платный аппарат государственного социального страхования.

   Пд профсоюзным контролем и управлением оказалась сеть лечебно–оздоровительных учреждений. Уже к концу второй пятилетки в распоряжении профсоюзов было 621 дом отдыха, 216 санаториев с пропускной способностью оздоровить в год более двух миллионов человек. Со временем лечебно–оздоровительная база профсоюзов существенно расширилась. Ежегодно профсоюзы тратили миллионные суммы на строительство, оборудование и содержание курортов и других оздоровительных учреждений.

   

   16. Переплетение государственных и социальных функций

   Вгоды Великой отечественной войны фактически на профсоюзы была возложена ещё одна важная государственная функция. В связи со сложным положением на фронте СНК и ЦК ВКП (б) приняли постановление «О создании Совета по эвакуации». Председателем этого совета в скором времени был назначен Первый секретарь ВЦСПС Н. М. Шверник. На этом посту он должен был выполнять две задачи: дислоцировать часть производственных мощностей из прифронтовых районов в глубь страны и создать условия для труда и жизни эвакуированных работников и их семей в этих районах. Таким образом, профсоюзы опять оказались в своей двоякой роли.

   Её одним примером принятия профсоюзами на себя государственных функций является, как это ни странно, колдоговорная работа в период с 1948 по 1987 год. Как известно, практика заключения коллективных договоров была прекращена в конце 30–х годов. И вот в 1948 году она была возобновлена по инициативе профсоюзов. Однако под влиянием партийных органов главным содержанием коллективных договоров стала основная хозяйственная деятельность администрации. Тем самым её деятельность по выполнению всех планов, диктуемых сверху, была поставлена под общественный контроль.

   Онако профсоюзы постарались, чтобы в колдоговорах были отражены и социально–экономические вопросы, касающиеся непосредственно законных интересов трудящихся и их семей. Но удельный вес их в общей массе был не велик и спрос за невыполнение мероприятий, касающихся этих вопросов, был менее суров.

   Тким образом, с первых лет своего формирования профсоюзы России, действуя в конкретных условиях, выполняли вполне конкретные задачи. При этом если до 1917 года движение профсоюзов было направлено на борьбу с государственной властью, то в последующие годы они уже самым тесным образом не только с не сотрудничают, но и принимают на себя ряд государственных функций.

   Спозиций сегодняшнего дня к этому можно относиться скептически, подвергать профсоюзы критике. Но думается, в тех конкретных условиях, в которых им приходилось действовать, в том не было их вины, а скорее беда.

   А может быть, и заслуга? Вместе со всей страной, участвуя в решении самых сложных и разнообразных задач, российские профсоюзы никогда не забывали о своих основных функциях: защитой, представительской, соуправленческой и контрольной.

   Кнечно, при этом допускались ошибки и оплошности, в чём–то заблуждения. Но нужно понимать и другое — все годы шёл поиск своего места, своей роли в условиях другого строя, иного, чем в других развитых странах. Такого опыта у зарубежных профсоюзов не было. До всего приходилось доходить самим.

   Вцелом можно отметить, что основные взаимоотношения у профсоюзов с органами государственной и хозяйственной власти определились в годы первых пятилеток. В последующие годы здесь мало что менялось до конца 80–х годов. И эти отношения можно в основном считать деловыми и партнёрскими.

   Свершенно иные отношения складывались с властью партийной. Как известно, профсоюзные организации в России начали создаваться по инициативе партии большевиков. И на протяжении долгого времени — в годы борьбы с царизмом, гражданской войны и в период восстановления разрушенного войной хозяйства интересы партии и профсоюзов во многом совпадали. Они действовали совместно.

   Н потом партийное влияние стало перерастать в диктат. Так, отчётно–выборная профсоюзная кампания, проходившая в 1938–1940 годах, велось под непосредственным контролем партийных комитетов. Они оказывали прямое давление и вмешательство в организаторскую работу профсоюзов. Это лишало последних самостоятельности и в работе, и в подборке и расстановке кадров.

   Впоследствие были периоды и менее сильного влияния партийных органов. Но в целом руководство деятельностью профсоюзов со стороны партии было весьма ощутимым и повседневным. Именно оно лишало профсоюзы самостоятельности, не позволяло более эффективно отстаивать интересы работников и их семей.

   

   17. Новое время — новые веяния и… трудности

   Эо во многом явилось причиной того, что в начале перестройки многие профсоюзы поспешили объявить себя независимыми. А, кроме того, эта несамостоятельность подорвала веру трудящихся в силу профсоюзов, что в известной степени мере спровоцировало кризисные явления в этом движении в последующие годы.

   Онако при всех издержках в своей работе в доперестроечный период профсоюзы представляли собой мощную общественную силу, с которой считались не только хозяйственные руководители предприятий и организаций, но командно–административная система государства в целом. Роль профсоюзов в жизни страны была важной, нужной, заметной.

   Нвая власть постаралась отстранить профсоюзы от выполнения не только чисто государственных функций, но даже и решения тех вопросов, которые непосредственно касаются защиты трудовых и социально–экономических интересов трудящихся. Профсоюзы были практически отстранены от участия в приватизации государственной собственности. Никто не учитывал их мнения по методам её проведения.

   Всамом начале перестройки профсоюзы поддерживали власть в деле намечаемых преобразований. Но политика «шоковой терапии», либерализация цен, откровенное ограбление государством личных сбережений граждан, разруха на производстве и нарастание безработицы, обнищание огромной массы трудящихся, вызванное проводимым курсом реформ, постепенно привело профсоюзы к оппозиции к правительству, к власти.

   Сачала они критиковали действия правительства, выдвигали свои требования. Потом были вынуждены перейти к силовым действиям — к организации коллективных акций протеста, забастовкам, в ходе которых в ряде случаев выдвигались даже политические требования — отставки правительства и смены курса проводимых реформ.

   Кнечно, они не сразу пришли к этому. Более того, при всём несогласии со многими действиями правительства, профсоюзы заинтересованы во взаимодействии с властью. На новом переломе истории они, вероятно, не всё делали правильно, допускали ошибки. Со временем это станет более очевидным.

   Оенивая события последних лет с позиций сегодняшнего дня, можно с сожалением сказать, что с приобретением своей независимости профсоюзы на всех уровнях потеряли во многом свою значимость. Сегодня взаимодействие профсоюзов с органами государственной власти в основном ограничивается совместной работой в Трёхсторонней комиссии. Профсоюзы утратили право законодательной инициативы.

   ВГосударственной Думе они представлены слабо. Даже в Государственной Думе царской России, когда профсоюзы были слабы и малочисленны, когда они ещё только начинали складываться, даже в то время в ней была профсоюзная фракция, а сегодня — нет. Связи региональных профсоюзных структур с местными органами власти складываются по–разному. Они не очень чётко закреплены законодательно, и всё зависит в основном от умения профсоюзных лидеров находить контакты с местными представителями власти.

   Сщественно изменилось к худшему и положение первичных профсоюзных организаций. Во–первых, теперь они имеются не везде. А там, где сохранились, довольно часто руководство предприятий, организаций, учреждений, представители администрации всеми силами стараются и близко не подпускать профсоюзный актив к участию в каких–либо делах.

   Сгодня представители профсоюзных организаций, как правило, не входят в коллегиальные органы управления. Они часто не принимают никакого участия в выработке решений, принимаемых руководством предприятий, в том числе по социально–экономическим вопросам, касающимся работников и их исконных интересов, хотя такое право у них есть — согласно статей Трудового кодекса и других правовых актов. Всячески игнорируется законное право профсоюзов на достоверную информацию. Даже по вопросам заработной платы!

   Вэтих условиях трудно говорить об участии работников в управлении предприятиями и организациями. Особенно это относится к организациям негосударственной формы собственности. Сегодня такое участие в ряде случаев звучит как миф.

   Администрация всеми силами старается ограничить интересы работников их конкретными рабочими местами. Больше того, теперь работники и сами не заинтересованы в техническом творчестве, в рационализации и совершенствовании производства — ведь это может повлечь за собой сокращение рабочих мест или снижение заработной платы.

   Нкто не приглашает не только рядовых работников, но даже и профсоюзный комитет, председателя профкома к рассмотрению планов развития производства. Администрация чаще всего не проявляет заботы о повышении квалификации работников, не оказывает им помощи в овладении новой техникой и технологией. Ей легче уволить тех, кто не имеет необходимой подготовки, и заменить на тех, кто её имеет. Она считает, что именно для этого и создан рынок труда.

   Тудностей в работе профсоюзов возникает сегодня много. Но всё же удалось добиться принятия ряда законов, касающихся прав профсоюзов. Поэтому всё острее встаёт вопрос о том, как, используя эти законы, строить свои отношения с органами власти всех уровней:

   Омежёвываться от неё, подчёркивать свою независимость?

   Всти с ней непримиримую войну, находиться в конфронтации?

   Ии сотрудничать, налаживать отношения социального партнёрства, постепенно определяя своё новое, но вполне весомое место в обществе?

   Вгод 100–летнего юбилея профсоюзного движения изучение прошлого опыта — это уроки для настоящего и будущего. Они очевидны в вопросах строительства отношений с государственной властью и властью хозяйственников.

   Н совсем не однозначны, как это может показаться на первый взгляд, отношения с политическими партиями. В совершенно новых условиях, когда однопартийность в политической жизни разрушена, полностью отрицать всякие контакты с партиями — не разумно. Не участвуя в борьбе за политическую власть, профсоюзы вправе взаимодействовать с теми партиями, программные положения которых совпадают с социально–экономическими интересами трудящихся.

   Эо может только содействовать укреплению влияния профсоюзов в обществе. Тогда и политические партии будут проявлять большую заинтересованность в поддержке со стороны профсоюзов, которые хотя и утратили во многом свои позиции, по–прежнему остаются мощной силой.

   Нучный центр профсоюзов, 2005 г.



назад


Яндекс.Метрика