свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
Вторник, 19 февраля 2002 г. № 19 | ||
АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ – ЧЕТКИЕ ПРИОРИТЕТЫ В декабре 2001 года состоялись парламентские слушания, посвященные проблемам российской автомобильной промышленности. Они предшествовали заседанию правительства РФ, которое в марте рассмотрит тот же самый вопрос. Итерес, проявляемый к судьбе автопрома на столь высоком уровне, вполне объясним. Россия активно готовится к вступлению во Всемирную Торговую Организацию. Однако до сих пор не ясно, какую же цену заплатит страна в целом и автомобильная промышленность, в частности, за членство в ВТО. Беспокойство, которое испытывают сейчас отечественные производители автомобилей, не лишено оснований. Сможет ли отечественная техника составить конкуренцию зарубежным аналогам, если импортные пошлины будут невысокими, еще вопрос. Зместитель министра экономического развития и торговли РФ Михаил Медведков полагает, что опасности для российского Автопрома нет. Наши автомобили дешевле и к тому же незаменимы в условиях отечественного бездорожья. По мнению заместителя министра, «пока мы не построим дороги другого уровня, Автопрому ничего не грозит». Пезидент инвестиционно-промышленной группы «Сибал» Олег Дерипаска, напротив, считает, что «сначала необходимо принять стратегию развития страны и лишь потом, оценив результаты собственной работы, обсуждать вступление в ВТО». Кким бы ни было будущее взаимоотношений между Россией и ВТО российскому Автопрому прийдется доказывать свою конкурентоспособность. Деятельность «РусПромАвто» как вертикально интегрированного холдинга позволяет не только аккумулировать силы и средства российского автопрома, но и привлекать инвестиции. По словам генерального директора холдинга Дмитрия Стрежнева, задачи у РПА вполне конкретные: «Научиться за два года производить технику, полностью соответствующую требованиям России, стран СНГ, третьего мира и Восточной Европы». Вобсуждении проблем российского Автопрома касаются и «АЗ «Урал», неотъемлемой части «РусПромАвто». Сегодня мы предлагаем вашему вниманию доклад генерального директора автозавода Владимира НОВИКА, представленный на парламентских слушаниях в Госдуме. Сгодняшнее рассмотрение в Государственной Думе проблем автомобилестроения подтверждает важность для России этой отрасли экономики, играющей ключевую роль для развития многих отраслей промышленности и экономики России в целом. Ве автозаводы в полной мере испытали последствия спада экономики в стране, резкого снижения объемов выпуска, сокращения поставок ресурсов, разрыв производственных связей и многих других негативных факторов. Эо обострило социальные вопросы особенно там, где предприятия автомобилестроения являются градообразующими. Пеодолев ряд отрицательных последствий, российское автомобилестроение добилось относительных успехов в 1999-2000 г.г., но наметилось некоторое снижение объемов производства грузовых автомобилей. Качественные показатели автотехники были улучшены многими предприятиями, но должного уровня пока не достигли. Ивестиционные и оборотные средства автомобильных не позволяют реализовать новые технологические процессы в требуемом объеме. Отсутствует производство двигателей, отвечающих современным техническим и экологическим требованиям. Крайне ограничен типаж производства коробок передач, недостаточно динамично развиваются поставки комплектующих и современных компонентов для сборки автомобилей. Ршением общественного совета по проблемам развития российской автомобильной промышленности от 2.10.01 г. даны ряд поручений по специализации выпускаемой предприятиями продукции, по поэтапному выполнению действующих стандартов по экологии и безопасности, по разработке ряда нормативных документов и типоразмерного ряда грузовых автомобилей на период до 2005 года. ВСНГ грузовики общим весом 26 т и выше выпускают на автозаводах МАЗ, КрАЗ, СП «Ивеко-УралАЗ». Ситаю необходимым рассмотреть предпосылки производства таких автомобилей и на УралАЗе, что потребует инвестиционных и других решений. Н наш взгляд, основными причинами, сдерживающими развитие автомобилестроения, являются: 1. Отсутствие государственной поддержки и крайне ограниченные инвестиции в этот сектор экономики, что сдерживает обновление производства и насыщение рынка грузовых автомобилей. 2. Низкая покупательская способность значительного числа промышленных предприятий и транспортных организаций страны. Ообую важность эти вопросы приобретают в связи с подготовкой вступления России во Всемирную Торговую Организацию. Необходимо отметить, что комплекс вопросов, связанных с этим процессом в автомобилестроении, оценка негативных и позитивных последствий должны быть дополнительно проработаны. Оновные направления развития отечественных грузовых автомобилей заложены в проекте федеральной целевой программы до 2005 года. Необходимо начало скорейшей реализации этой программы. Пловина парка грузовых автомобилей полностью амортизирована и эксплуатируется более десяти лет, обновление этого парка составило в 2000 году только 5% при нормативе 10%, в то же время списано 15% машин. В2001 году в России сформировалось несколько крупных промышленных групп, объединивших ведущие автозаводы страны. Но собрать предприятия — полдела. Главная задача — сделать их рентабельными. Плагаю необходимым включить в рекомендации парламентских слушаний: Пи присоединении к ВТО должны быть четко определены приоритеты в автомобильной промышленности. Стратегия развития отрасли должна быть направлена на создание конкурентоспособных производств, в том числе с иностранным участием. Необходимы временные меры по ограничению импорта автомобилей, и одновременно шаги по стимулированию модернизации внутреннего производства. При присоединении к ВТО следует сочетать меры по защите внутреннего рынка и стимулированию экспорта. Врезолюцию слушаний по автомобильной промышленности включить следующее: 1. При сложившихся условиях отечественные автомобильные предприятия не имеют достаточных ресурсов для модернизации производства и повышения конкурентоспособности. Для импорта к 2005 году достигнет по грузовым автомобилям 23-26 %, по автобусам – 28-30 %, что будет означать потерю сегментов рынка. Врезультате отечественные производители грузовых автомобилей и автобусов столкнутся с острой проблемой сбыта и остановки производства, аналогичной середине 1998 года. 2. Введение таможенных пошлин на срок 8-10 лет является принципиальным условием модернизации российской автомобильной промышленности. Врамках переговоров с ВТО должна быть сохранена возможность увеличить средний тариф до уровня 20-35 % на новые автомобили и 70-200 % на автомобили, бывшие в эксплуатации, в том числе по грузовым автомобилям. Вслучае применения этих тарифов можно ожидать повышение темпов роста производства автомобилей в России до 7-8 % в среднем за год в 2002-2005 годах и рост производства, пропорциональный увеличению спроса в 2006-2010 годах 3. Приход новых собственников и образование крупных холдингов в отрасли создают предпосылки к проведению медернизации отрасли. Сенились цели функционирования предприятий – от простого поддержания выпуска и занятости к удовлетворению потребностей рынка. Повысилась прозрачность и наметились тенденции к финансовому оздоровлению предприятий. Увеличивается экспортное присутствие и развитие отечественных сборочных производств в России и за рубежом. Рзумная защитная политика должна сочетаться с мерами, направленными на развитие конкурентной среды отрасли. Это создаст необходимые условия для заинтересованных иностранных компаний в переходе от ввоза готовой продукции к организации производства в России, в сотрудничестве с отечественными предприятиями. |
назад |