свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 78 Уральский автомобиль Четверг, 28 июля 2005 г.

Германский опыт — на российскую землю

   С25 июня по 1 июля в образовательном центре профсоюза ИГ Металл Бад Орб (Германия) состоялся VI российско–германский семинар из серии «Тенденция развития и представительство интересов работников в германской и евро-

   пейской автомобильной промышленности».

   Сроссийской стороны в семинаре приняли участие представители профсоюзных организаций предприятий и организаций автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, с германской — представители профсоюза ИГ Металл и Фонда имени Фридриха Эберта в РФ. От Челябинской отраслевой профсоюзной организации в семинаре приняла участие заместитель председателя профкома ОАО «АЗ «Урал» Людмила Валерьевна МОЧАЛКИНА. Вот что она рассказала.

   — Тематика семинара была интересной и познавательной. В Германии мы познакомились с тем, как обстоят дела на предприятиях автомобильной промышленности. Остановлюсь на некоторых наиболее значимых моментах семинара.

   Пежде всего, хотелось бы рассказать об учебном центре. Нам удалось пообщаться с заведующей центром Юттой Кайзель. В Германии, как и в России, очень важное значение придаётся обучению профсоюзного актива и повышению квалификации работающих. Из уст выступающих звучали такие, на мой взгляд, важные слова, как: «Обучение, повышение квалификации — очень значимые аспекты. В это надо вкладывать больше средств. Человек должен учиться всю свою жизнь. Знания — наш основной фактор. Через знания выше прибыль. Мы требуем большего участия коллектива в управлении производством…» Считаю, что всё это приемлемо и для нас. Профсоюз ИГ Металл имеет пять образовательных центров, в одном из которых мы имели приятную возможность заниматься. Это комфортабельное, уютное здание, расположенное в одном из живописных мест Германии. Впечатляют высокая культура обслуживания, быт местных жителей, их желание общаться. В течение года в образовательном центре Бад Орба проходят обучение до четырёх тысяч человек. Центр функционирует с 1982 года. За двадцать с лишнем лет он никогда не пустовал. Не в диковинку здесь присутствие русских групп, которые на протяжении последних десяти лет делятся опытом профсоюзной работы с немецкими коллегами.

    По сравнению с российским в Германии более высокий уровень жизни, хорошая заработная плата, в связи с чем несколько отличаются задачи профсоюзов двух стран. Мы получили огромное удовлетворение от посещения одного из автомобильных предприятий фирмы «Даймлер Крайслер» в Растштадте, которое было построено в 1992 году. Это предприятие по производству легковых автомобилей марки «Mercedes–Bens», полностью автоматизированное, с высоким уровнем культуры. Мы посетили два производства: сварочное и сборочное. Через каждую минуту 22 секунды с конвейера сходит комфортабельный автомобиль, в течение смены собирается 330 машин. Производство работает в трёхсменном режиме при пятидневной неделе. В третью смену работают только добровольцы, которые имеют надбавку за работу в ночное время. Средняя заработная плата составляет 2900 евро плюс надбавки. Средний возраст работающих: 36 лет 7 месяцев. Наблюдается довольно спокойный, размеренный ритм работы. Все изменения труда работодатель обсуждает с производственным советом. Производственный совет — выборный орган, избираемый на четыре го-да. 93 процента рабочих — члены профсоюза, из числа служащих — 56 процентов. Очень широкий рынок сбыта на мировом уровне и, как прозвучало, несмотря на то, что автомобиль достаточно дорогой (его стоимость от 22 до 40 тысяч евро), проблем со сбытом нет. Интересно то, что в процессе осмотра сборочного производства, мы встретились с группой, которая также знакомилась с технологией сборки автомобиля, и на наш вопрос: «Что это за группа?», нам ответили: «Это клиенты, желающие купить автомобиль непосредственно через предприятие».

    Довольно содержательной и интересной была и теоретическая часть семинара. Мы обсудили вопрос глобализации, узнали о работе Европейского производственного совета, об актуальной ситуации и тенденции развития в автомобилестроении Германии, познакомились с тарифной политикой, разобрали два примера проведения реструктуризации на автомобильных предприятиях «Даймлер Крайслер» и «Дженерал Моторс GM».

   Нсмотря на то, что уровень жизни в Германии довольно высок, от проблем немецкие наёмные работники не ушли. Профсоюзам приходится активно отстаивать их интересы. Например, работодатель требует увеличения рабочей недели с 35 до 40 часов, без дополнительной оплаты, и сокращения значительной части средств социального страхования: пособий по безработице, пенсионных и медицинских субсидий. Если в этой части профсоюз не пойдёт на уступки, то работодатель закроет предприятия и просто переведёт производство из Германии в те страны, где рабочая сила дешевле. Для того, чтобы уберечь рабочие места, профсоюзам Германии приходится идти на некоторые уступки. Одна из важнейших задач на современном этапе: сохранить работникам заработную плату и социальные гарантии, которые они имеют в настоящее время.

   — Хотелось бы немного подробнее остановиться на одном практическом и наиболее ярком примере противостояния руководства и профсоюза на предприятии «Даймлер Крайслер», которое включает в себя 11 заводов, 38 филиалов, пять исследовательских центров. На ряде заводов существовала угроза вывода их из страны, со стороны администрации поступило требование пересмотреть общее тарифное соглашение, в результате чего пришлось бы сократить 100 тысяч рабочих мест. Чтобы защитить коллектив, профсоюз вынужден был пойти на организацию и проведение массовой акции протеста, которая широкой волной прошла в ряде городов. Организаторы старались широко информировать коллективы через листовки и средства массовой информации.

   П итогам проведения акции был снят небольшой фильм, просмотр которого оставил хорошее впечатление у каждого участника семинара и в очередной раз стал доказательством того, что вместе мы сила и, объединившись, можем добиться реального результата. На улицы вышли не только работники предприятия, но и жители городов. «Защитим то, что имеем. Мы не позволим себя шантажировать» — таковы были основные лозунги акции. В результате длительных переговоров, профсоюз добился согласия совета директоров сохранить инвестиции до следующего проекта, сохранить все заводы и филиалы, не допустить массового увольнения работающих до 1 декабря 2012 года. Было обещано, что все учащиеся после обучения будут обеспечены рабочими местами, что будут выработаны и приняты специальные программы по досрочному выходу на пенсию, по сокращению рабочего времени для пожилых коллег, подписано новое рамочное соглашение о заработной плате. Достигнута договорённость о сохранении надбавок за работу в ночное время, технологических перерывов, рождественских премий, дивидендов по итогам работы, продолжительности рабочей недели и так далее. Но пришлось искать компромисс и пойти на некоторые уступки: отказаться от увеличения заработной платы, которое предполагалось произвести в течение двух лет; при приёме новых работников их заработная плата при одинаковой квалификации в течение двух лет должна быть ниже той, которую имеют работающие, и т. п.

   — Что касается глобализации и работы Европейского производственного совета (ЕПС), мы все понимаем, что в России пока не созданы условия для вступления во Всемирную торговую организацию, но рано или поздно она это сделает. Практика деятельности мощного профсоюза немецких металлистов показывает, что мы должны активно думать о будущем и уже сейчас ориентировать мышление профсоюзов, как в национальном, так и в мировом масштабе. Необходима новая стратегия, выработанная профсоюзами разных стран, и один из инструментов — Европейская организация представительства трудящихся. Мы встречались и беседовали с представителем ЕПС Марикой Варга, которая в течение девяти лет является членом правления профсоюза ИГ Металл. Исходя из опыта работы, она в очередной раз подтвердила, что необходимо совместно решать проблемы, выходящие за рамки государства. ЕПС объединяет в своём составе представителей 28 стран и имеет большой опыт, который необходимо переносить в другие страны.

   — Считаю, что семинар прошёл плодотворно. Мы получили много новой информации. Необходимо и важно для работы постоянно находиться в курсе дел, происходящих и на международном уровне, для того, чтобы не растеряться и правильно ориентироваться в реальной действительности.



назад


Яндекс.Метрика