свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 69 Уральский автомобиль Четверг, 7 июля 2005 г.

Нарисовал «Урал» и подарил музею

   8 Июля для автозаводце, всё равно что для французов, к примеру, день взятия Бастилии. Дата столь же значимая и известная каждому. Столь же священная. Хочется чувствовать себя причастным к истории. Не случайно именно накануне дня выпуска первого уральского автомобиля посетителей в музее больше, чем в остальное время. Бывает, что люди от душевных щедрот пополняют фонды. Заведующая музеем Елена Коновалова принимает подарки с благодарностью. Помощник генерального директора ОАО «УралАЗ–Энерго» Александр Овинов преподнёс в дар хранилищу пять экземпляров книги «Дающие жизнь» — о становлении и развитии энергетического производства. Начальник ОЦ «Тургояк» Мария Сибагатуллина также передала в музей несколько экспонатов, в том числе миниатюрную копию скульптуры воина–освободителя: памятник с послевоенных времён стоит в берлинском Трептов–парке. А ветеран завода Сергей Гужавин принёс две своих картины. На одной из них катит по дороге груженный лесом мощный лесовоз («Трудные километры»). А на другой он простым карандашом нарисовал ставший реликвией послевоенный «УралЗИС–355».

   Сргей Владимирович ушёл на пенсию в 55 лет. Как тогда говорили, «по горячей сетке». Это только кажется, что, попрощавшись с коллективом, человек словно отсекает прожитые годы. Младшее поколение, которое живёт лишь днём сегодняшним, нередко забывает ветеранов с праздником поздравить, не говоря уж о том, чтобы навестить их. А они перебирают в памяти то, что когда–то было дорого, что волновало, что составляло смысл жизни.

   Сргею Владимировичу по возрасту не довелось присутствовать на том митинге, когда люди встречали сошедшую с конвейера полностью сделанную руками уральских автомобилестроителей машину. На завод он пришёл в середине шестидесятых, поработав водителем и отслужив в армии. Завод привлекал молодёжь неплохими по тем временам заработками, возможностью получить жильё. А поскольку Сергей Гужавин к тому времени уже обзавёлся семьёй, и то, и другое ему было крайне необходимо. Выросший в труде, он никакой работы не боялся. Устроился в первую литейку чистильщиком фасонного литья.

   Звод шестидесятых — радикальная реконструкция и модернизация. В то время на очистке литья галтовочные барабаны и пескоструйные камеры заменили дробемётные камеры и барабаны непрерывного действия. Но всё равно труд литейщиков, впрочем, как сейчас, оставался самым тяжёлым на заводе. Обдавали жаром раскалённые докрасна отливки. Лишь ненадолго утоляла жажду газированная вода со льдом. Зато всевозможные ОРЗ подтачивали здоровье. Но энтузиазма и желания сделать «Урал» лучшим грузовиком в мире заводчанам было не занимать. Именно в те годы завод выпустил последний автомобиль «Урал–355М» и вышел на международный рынок с новым грузовиком «Урал–375». Первая партия была изготовлена для Монголии, две последующих отправлены в ГДР. Развернулась реконструкция главного конвейера, рассчитанного на выпуск крупногабаритных автомобилей. Кардинально менялось всё производство. Разрабатывались автомобили новых модификаций, внедрялись новые принципы организации труда. На этой волне появлялись инициативы, призванные увеличить производительность труда и улучшить качество машин. Ко всем этим процессам были причастны и литейщики. Сергей Владимирович помнит тех, кто работал с ним в одной бригаде — Виктора Малкова, Владимира Чащина, мастера Михаила Фёдоровича Шамонова.

   — Мы сработались так, что друг друга понимали без слов, — говорит о своей бригаде С. Гужавин.

   Вработав «горячий» стаж, Сергей Владимирович перешёл работать в котельную ТЭЦ машинистом–обходчиком. Как нитка за иголкой вместе с ним из первой литейки сюда ушла и его жена София Григорьевна, водитель электрокара.

   З труд на заводе Сергей Владимирович заслужил немало благодарностей. Не раз поощряли его премиями. Всё это уже в прошлом, но в памяти живо настолько, как будто было вчера. Потому и пришёл бывший заводчанин в музей истории, чтобы встретиться с годами своей молодости. Внимательно осмотрел стенды, отметил, как изменилось предприятие за последнее время, и подарил музею свои картины.

   Сбственно, художником Сергей Владимирович себя вовсе не считает. Может быть, и вышел бы из него неплохой художник, если бы он относился к своему увлечению серьёзно. Ведь было же рисование в школьную пору его любимым предметом, заполнял он листы в своём альбоме машинами, танками. Повзрослев, начал копировать картины классиков — И. Шишкина, И. Айвазовского, А. Дейнеки… Друзьям и родственникам, которым он запросто раздарил все плоды своего вдохновения, его картины нравились. Хотя у него никогда даже мысли не было по поводу участия в художественных выставках. «Уралы» изобразил и отдал свои творения в музей вовсе не славы ради, а исключительно из ностальгии по заводу, в знак восхищения мощными машинами.

   Сйчас ветеран коротает время на пенсии — листает семейный альбом со снимками детей и внуков, кормит кота Тошку, ходит в библиотеку. Очень уважает исторические романы, книги о природе. Большое впечатление, например, на него произвёл роман В. Арсеньева «Дерсу Узала», а сейчас на его столе документальная повесть «Кио Ку Мицу» — о легендарном разведчике Рихарде Зорге. Очень его привлекают неординарные, отважные люди, способные на необычные, смелые поступки. Может быть, даёт о себе знать давняя приверженность к огненной профессии, позволившая вписать свою строку в летопись родного завода.

   


Ольга БЕЛЯКОВА



назад


Яндекс.Метрика