свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 62 | Вторник, 21 июня 2005 г. | |
Без «Уралов» Россия неполна Чть более года тому назад, в апреле 2004 года, решением руководства холдинга «РусПромАвто» на должность главного конструктора АЗ «Урал» был назначен Игорь Геннадьевич Смирнов. Ему 53 года. И. Смирнов родился в г. Галич Костромской области. После окончания Московского автомеханического института более 30 лет проработал на ОАО «КамАЗ». И. Смирнов — кандидат технических наук, имеет более 20 авторских свидетельств и патентов на изобретения, автор многих научных статей. В пору назначения перед новым главным конструктором ставилась задача модернизации серийной продукции и работа над новым продуктом АЗ «Урал» — дорожным автомобилем. Что было сделано за прошедший год? Чем заняты конструкторы УГК сегодня? На эти и другие вопросы отвечает главный конструктор АЗ «Урал» Игорь СМИРНОВ. — Игорь Геннадьевич, как известно, в принятой продуктовой стратегии дивизиона «Большегрузные автомобили» учитываются потребности рынка и пожелания потребителей выпускаемой в Миассе автотехники. В связи с этим такой вопрос. Какие сегодня существуют главные направления в развитии семейства автомобилей «Урал»? — Автомобильный завод «Урал» имеет давние традиции и большой опыт по проектированию, производству автомобилей высокой проходимости для работы в экстремальных дорожных и климатических условиях, является основным производителем таких автомобилей. Первоначально эти машины были спроектированы для нужд армии, но оказались также незаменимы в различных отраслях народного хозяйства, особенно в районах Урала, Сибири, Крайнего Севера и других районах с неразвитой дорожной сетью. В настоящее время на АЗ «Урал» сформирован модельный ряд автомобилей класса грузоподъёмности до 18 тонн полной массой до 29 тонн, оснащённых двигателями «ЯМЗ» мощностью от 230 до 300 л. с. В семейство входят автомобили колёсной формулы 4х4, 6х6 и 8х8 с короткой и длинной колёсными базами, включая спецшасси 8х8, грузоподъёмностью 18–20 тонн, с кабиной, расположенной перед двигателем, и, соответственно, уменьшенной до 2800 мм высотой автомобиля по кабине. Коме того, на заводе выпускаются автобусы специальные на шасси 6х6, с короткой и длинной колёсными базами на 20 и 22 посадочных места в салоне соответственно. Потребителям известен и вахтовый автобус на шасси 4х4, имеющий 20 посадочных мест в салоне. Ещё есть грузопассажирские версии этих автобусов с грузовым отсеком внутри салона и грузопассажирский автобус на шасси 4х4 с грузовой платформой и салоном на 8 посадочных мест. Все эти автомобили характеризуются высокой степенью унификации внутри семейства, что позволяет создавать технику с минимальными затратами под любые задачи и требования потребителей. — Как говорится, покупатель всегда прав. Потребители «Уралов» всё чаще и чаще требуют увеличения грузоподъёмности серийных автомобилей. Что делается в этом направлении? — Конструкторами проводится работа по модернизации серийных автомобилей с доведением их параметров до уровня современных требований сертификации, увеличением надёжности и безопасности узлов и агрегатов, улучшением ремонтопригодности и эксплуатационной технологичности, повышением удельных тягово–динамических показателей, комфортабельности, улучшением эргономики, а также обеспечением нормативных показателей вибронагруженности и плавности хода. Увеличение массы устанавливаемых надстроек привело к необходимости повышения грузоподъёмности серийных автомобилей. В рамках этой работы за последние годы были внедрены в производство: задние мосты под нагрузку 8 тонн, передний управляемый мост под нагрузку 6,5 тонны, колёса и шины под нагрузку 4 тонны. Это позволило довести грузоподъёмность самосвала при определённых условиях до 13 тонн, длиннобазового шасси до 15 тонн, серийного шасси 8х8 до 18 тонн. Сприменением на автомобилях «Урал» двигателей ЯМЗ–236НЕ2, соответствующих нормам Евро–2, появилась необходимость повышения долговечности трансмиссии. С этой целью разработана и внедрена конструкция модернизированных главных передач мостов. Кроме того, разработана и внедрена новая раздаточная коробка, рассчитанная на больший крутящий момент, чем серийная. — Игорь Геннадьевич, несколько слов о повышении эксплуатационных качеств «Уралов». — Для повышения проходимости на сегодняшний день все автомобили оснащены блокировкой межосевого дифференциала. Также внедрена в производство и может быть установлена на любой автомобиль по требованию заказчика блокировка межколёсного дифференциала. Многим потребителям для работы навесного оборудования требуется стопроцентный отбор мощности двигателя при работе на стоянке. Сейчас на АЗ «Урал» освоена усиленная коробка отбора мощности, позволяющая производить стопроцентный отбор. Передаваемый этой коробкой крутящий момент увеличился до 500 кгс.м, то есть более чем в два раза по сравнению с серийной. Работа коробки возможна как при нейтральном положении муфты переключения передач, так и включённой передаче, то есть при движении автомобиля. — Надо полагать, о повышении комфортабельности рабочего места водителя конструкторы тоже не забывают? — В течение многих лет существующая конструкция кабины автомобиля «Урал» принципиально не изменялась, а требования по обеспечению комфорта у потребителей растут. В связи с этим ведутся работы по модернизации серийной кабины в части улучшения эргономических параметров. На сегодняшний день существует три типоразмера кабин для автомобилей «Урал» капотной компоновки: короткая (серийная) кабина, удлинённая (с местом для отдыха), сдвоенная (четырёхдверная, шестиместная). Освоено производство этих кабин с пластиковыми крышами увеличенной высоты. «Высокие» пластиковые крыши отвечают требованиям Правил ЕЭК ООН в отношении защиты лиц, находящихся в кабине при опрокидывании и столкновении. Одновременно с «высокими» крышами осуществляются следующие изменения: улучшенный интерьер кабины за счёт новых улучшенных обивок; установка передней потолочной панели с ящиками для мелких вещей, гнездом для размещения акустической системы, прикуривателем, современными осветительными приборами; улучшенная вентиляция кабины за счёт расположения в крыше люка; более мощная термошумоизоляция для снижения внутреннего шума. Ве эти кабины могут быть оборудованы такими опциями, как дополнительный независимый отопитель, подрессоренное сиденье водителя, электрообогреваемые чехлы, ремни безопасности, электрообогреваемые зеркала. П требованию покупателя возможна установка кондиционера и холодильника типа «Вояж». Кроме того, в настоящее время можно заказать комплектности автомобилей для эксплуатации в холодных районах с двойным остеклением, улучшенной теплоизоляцией кабины, улучшенным уплотнением дверей, окон, форточек. — Какие ещё перспективные изменения в «Уралах» могут произойти в 2005–2006 годах? Например, в кабинах? — Мы понимаем, что серийные кабины морально устарели. Поэтому на базе серийных автомобилей ведётся разработка семейства автомобилей как капотной, так и бескапотной компоновки с применением модернизированных узлов и агрегатов и, что необходимо подчеркнуть, кабины повышенной комфортности увеличенного объёма, которая до этого устанавливалась на автомобилях с колёсной формулой 8х8. Кбина, существующая в двух исполнениях — со спальным местом и без него, оснащается сиденьями производства «Пилот–Россия» с ремнями безопасности, причём пассажирские сиденья могут быть установлены как в более простом и дешёвом «статическом» исполнении, так и с подрессориванием. Новая панель приборов, мощный отопитель, электрообогревамые и электроуправляемые зеркала. Наличие таких опций, как независимый отопитель, кондиционер, холодильник, делают более комфортабельным рабочее место водителя. Н автомобилях с колёсной формулой 6х6 планируется устанавливать более мощный двигатель ЯМЗ–23БЕ2, с новой коробкой передач ЯМЗ–336, усиленную раздаточную коробку, электропневмоуправление коробкой передач, в перспективе разработка гидромеханической трансмиссии, также может быть установлен двигатель ЯМЗ–7601 мощностью 300 л. с. В 2004 году на АЗ «Урал» освоен выпуск автомобилей, самосвалов и седельных тягачей в капотном варианте с кабиной повышенной комфортности и пластиковым оперением, а также сделан образец автомобиля бескапотной компоновки. Таким образом, семейство автомобилей «Урал» теперь разработано в капотном и бескапотном вариантах. — Только за последние десять лет на базе автомобиля «Урал» создано около 900 видов и модификаций спецтехники для различных отраслей промышленности. Кому в основном поставляется эта техника? — Это горнодобывающая и лесодобывающая отрасли промышленности, строительство, дорожно–коммунальные службы и, конечно же, нефтегазодобывающий комплекс. На базе семейства шасси «Урал» колёсной формулы 4х4, 6х6, 8х8 совместно со смежными предприятиями создана система машин специальных и специализированных для выполнения работ по разведке, разработке и эксплуатации нефтяных и газовых промыслов. Это семь видов мастерских, агрегаты для обслуживания и ремонта скважин, автокраны грузоподъёмностью 15–25 тонн, автоцистерны и автотопливозаправщики, пожарные машины, каротажные подъёмники, подъёмные вышки, автобусы специальные и многое другое. Автомобильный завод «Урал» сотрудничает с большим количеством предприятий, изготавливающих спецтехнику. Только за период 2002–2004 годов было согласовано применение шасси «Урала» более чем в 250 видах изделий спецтехники для нефтегазодобывающего комплекса. В настоящий момент успешно преодолены трудности, возникшие в связи с массовыми согласованиями с заводами–изготовителями спецтехники при переходе АЗ «Урал» на установку двигателей, соответствующих нормам Евро–2. — Расскажите, Игорь Геннадьевич, о последних разработках конструкторов. Сегодня у всех на слуху «Уралы» дорожной гаммы. — С целью диверсификации и расширения объёмов производства, повышения устойчивости предприятия при колебаниях спроса на грузовые автомобили и, учитывая требования потребителей, ОАО «АЗ «Урал» принял решение о начале производства грузовых автомобилей, предназначенных для эксплуатации на дорогах. Семейство дорожных автомобилей включает в себя полную гамму модификаций автомобилей с колёсными формулами 4х2, 6х4, 8х4, закрывающих выполнение любой транспортной задачи на дорогах у потенциальных потребителей. Основными модификациями указанных автомобилей являются: бортовой автомобиль и седельный тягач для региональных перевозок (колёсная формула 4х2), бортовой автомобиль, самосвал, шасси для размещения специального оборудования (колёсная формула 6х4), самосвал и шасси для размещения специального оборудования (колёсная формула 8х4). В2004–2005 годах ОАО «АЗ «Урал» изготовил опытные образцы бортового автомобиля с колёсной формулой 4х2 и самосвала с задней разгрузкой с колёсной формулой 6х4, седельный тягач 4х2 и четырёхосный самосвал 8х4. Изготовлена опытно–промышленная партия самосвалов в количестве десяти штук. Пи проектировании автомобилей основное внимание было уделено повышению эффективности использования автомобиля для перевозки грузов; улучшению эргономики рабочего места водителя; повышению надёжности узлов и агрегатов автомобилей; снижению трудоёмкости технического обслуживания и увеличению сроков периодичности его проведения. Автомобили имеют оптимизированную для эксплуатации на дорогах компоновку: кабина над двигателем. Имея одну или несколько «передних частей» (в зависимости от используемого двигателя) и две «задние части», одиночную ось и свободную тележку, можно, меняя базу автомобиля, получить большое число модификаций, каждая из которых будет в наибольшей степени соответствовать конкретным задачам потребителя. В качестве базового варианта на автомобилях применены двигатели Ярославского моторного завода: ЯМЗ–236БЕ2, ЯМЗ–7601, ЯМЗ–7511. Они соответствуют требованиям Евро–2. Для выполнения требований Евро–3 на ЯМЗ уже имеются модификации этих двигателей: ЯМЗ–656 и ЯМЗ–658. Диапазон мощностей указанных двигателей составляет от 250 до 450 л. с., что позволяет создавать автомобили для выполнения любых транспортных задач, как в качестве одиночного транспортного средства, так и в составе автопоездов. — При знакомстве с дорожниками все сразу обращают внимание на кабину… — Для дорожных автомобилей был проведён рестайлинг кабины повышенной комфортности. При сохранении силового каркаса кабины удалось значительно улучшить параметры рабочего места водителя. Уменьшена высота мотоотсека и его ширина в зоне расположения кресла водителя и пассажира, что позволило сдвинуть к центру кресла рулевое колесо, обеспечив слева от водителя гораздо больше свободного места для управления автомобилем. Новая панель приборов позволила разместить климатическую установку, обеспечивающую выполнение современных требований по вентиляции и отоплению, в том числе и в условиях Севера. Оной из задач при рестайлинге кабины было изменение внешнего вида автомобиля и придание ему характерных очертаний, отличных от других автомобилей. Установленный передний буфер, обтекатели, противосолнечные козырьки позволяют при ограниченном наборе основных деталей собирать различные варианты облицовки кабины, подходящей как для самосвала, предназначенного для эксплуатации в тяжёлых дорожных условиях, так и для автомобилей, эксплуатирующихся, в основном, на хороших дорогах, например, седельных тягачей. Сстемы управления автомобилей построены на современном техническом уровне с использованием передовых схемных и элементных решений. При проектировании автомобилей большое внимание было уделено упрощению и сокращению объёма технического обслуживания. В подвеске автомобиля использованы резинометаллические шарниры, не требующие обслуживания. В конструкцию автомобилей заложены большие возможности по их дальнейшему совершенствованию и развитию, в том числе применению высококачественных и эффективных отечественных и импортных комплектующих. Взаключение хочу сказать, что поставленные руководством ОАО «АЗ «Урал» задачи по модернизации серийной продукции и созданию новых образцов автомобильной техники выполняются в соответствии с утверждёнными планами.
Владимир ЗУБКОВ
|
назад |