свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 60 Уральский автомобиль Четверг, 16 июня 2005 г.

Спасибо тебе, уральская земля

   В1941 году наша семья переехала в Челябинск, и с этого времени моя жизнь тесно связана с южноуральским краем.

   В1954 году я окончил школу № 10. Прошло полвека, но я до сих пор с благодарностью вспоминаю нашего классного руководителя, преподавателя русского языка и литературы Евгению Сергеевну Рудольскую. Она — уникальный человек и педагог (в декабре прошлого года отметила своё 80–летие) сыграла в жизни многих из нас, и в том числе в жизни моей семьи, большую роль. Хочу сказать тёплые слова и о других наставниках: А. И. Александровой, В. Н. Иваницком, М. С. Тушевой, педагогах из пединститута З. Е. Зубаревой, Р. Ф. Брандесовой, А. Р. Саксоне.

   Егении Сергеевне удалось сделать из нашего классного «сборища» дружный коллектив. Мы проводили общешкольные вечера «Сатира Маяковского», «Химия пластмасс», ходили в туристические походы по уральскому краю, участвовали в общешкольной самодеятельности. Жизнь была бедной и голодной, но интересной, полнокровной. Из нашего «А» класса шесть человек окончили школу с медалями. Не попав по зрению в Ленинградское высшее инженерно–техническое училище ВМФ, я вернулся в Челябинск и поступил в ЧПИ на металлургический факультет.

   Ршающую роль в выборе профессии сыграли слова профессора Черногорова: «Как можно сомневаться в том, что профессия литейщика — профессия на всю жизнь, очень интересная и многогранная. Вы никогда не пожалеете о своём выборе», — сказал Павел Васильевич. И он имел право на эти слова. До прихода в ЧПИ он работал главным металлургом Сталинградского и Челябинского тракторных заводов, главным инженером оборонного завода. П. В. Черногоров привлёк для работы на кафедре крупных специалистов с производства: А. В. Боброва, В. А. Фотеева, Н. П. Михеева и других. Спасибо им всем за хорошую школу!

   Гды в институте прошли быстро. Учиться было интересно. На производственных практиках посещали Московский и Горьковский автозаводы, Челябинский тракторный, поработали на Уралвагонзаводе, Уралмаше, Волгоградском тракторном. Уровень обучения в ЧПИ был высочайшим, а «шеф» — Павел Васильевич Черногоров — на долгие годы остался для нас советчиком, консультантом.

   Нш выпуск литейщиков был в институте самым первым. До сих пор я сохраняю деловые связи с кафедрой, которой в последние годы руководит профессор Борис Алексеевич Кулаков, тоже прошедший школу П. В. Черногорова.

   Винституте я всегда с увлечением занимался общественной работой, входил в состав институтского комитета ВЛКСМ, а на четвёртом курсе был секретарём институтского комитета комсомола. Все эти годы общался с лидерами челябинского комсомола К. И. Варламовым, П. Н. Решетовым, В. М. Старицким, В. Ф. Марачевским, Г. С. Праздновым.

   Пред самой защитой дипломных проектов мы сыграли студенческую свадьбу. Моей женой и подругой на всю жизнь стала Зоя Тарасова, сокурсница с автотракторного факультета. Две группы на свадьбе хорошо повеселились. А через две недели пришла пора распределения по местам будущей работы. Нам предложили Миасс, Уральский автозавод.

   — Завод готовится к переходу на новый автомобиль, предстоит серьёзная реконструкция. Вас ждёт интересная работа, — сказали нам.

   М с Зоей посмотрели друг на друга и, не промедлив ни секунды, сказали:

   — Мы согласны.

   Тк и начиналась наша самостоятельная жизнь в Миассе.

   Н Уральском автозаводе

   Пинимал нас (меня и моего институтского товарища Вадима Мраморова) бывший в то время главным металлургом УралЗиСа, как тогда назывался завод, Соломон Иосифович Бернштейн. В 1941 году он был эвакуирован в Миасс с Московского автозавода во главе первого эшелона литейщиков. С. И. Берн--штейн был организатором литейного производства в Золотой долине. Соломон Иосифович воспитал и научил работать в стиле требовательной московской системы огромный отряд миасских литейщиков. К этому отряду отношу себя и я.

   Шола литейщиков Уральского автозавода — отличная школа. Здесь мне довелось работать с такими «асами» литейного производства, как бывший москвич, начальник литейного цеха N№ 3 Аркадий Исаакович Зарецкий, руководители цехов и отделов П. П. Павлов,

   П В. Маштаков, Н. В. Богачёв («Коля–младший»), В. И. Чинфулин, М. А. Бараков, В. С. Карагодин, В. Г. Свиридов, С. И. Тихомиров.

   В1964 году я был избран заместителем секретаря парткома завода. Школа заводского парткома, особенно в период реконструкции, — это мощная школа управления. И моими учителями в этой школе были такие опытные руководители, как В. А. Бусс, Н. В. Богачёв (в эти годы — первый секретарь горкома), А. П. Ефимов,

   В М. Старицкий, Н. Н. Родионов, Е. М. Тяжельников.

   В1967 году я вернулся на производство начальником литейного цеха. Павел Васильевич Маштаков, работавший в это время начальником соседнего цеха, сказал мне:

   — Ты спал лёжа, а теперь будешь спать стоя.

   Дйствительно, эти слова были недалеки от истины.

   В1969 году по рекомендации «совета старейшин» директор завода В. А. Гурушкин назначает меня главным металлургом завода.

   Рбота главного металлурга — работа особая. Ты ответственен за всё, что делается в металлургическом производстве завода, а это — четыре литейных цеха, два термических, модельный и волочильный цехи, отдел главного металлурга с ЦЗЛ и другие подразделения.

   Оромную помощь в работе мне оказывали специалисты отдела

   Б. П. Желваков, М. Н. Трушников, В. Р. Балинский, З. М. Баранова, Н. П. Седов, Р. Г. Серебриер, Л. Н. Лебедева, Т. В. Торбеева, В. Н. Чекалов, М. Н. Овинова, десятки других. Всем им — спасибо!

   Хчу сказать несколько слов о других руководителях завода, с которыми приходилось общаться постоянно и которые оказали на меня наибольшее влияние. Прежде всего, это Виктор Алексеевич Гурушкин, директор завода, возглавивший всю работу по переходу на совершенно новую продукцию. Вместо «Урала–355М» — фактической модернизации «ЗИС–5» («Захар», как его называли во время войны) — необходимо было поставить на производство, довести на ходу конструкцию, создать технологию и осуществить реконструкцию всего предприятия, в том числе литейных и термических цехов, для выпуска трёхосного автомобиля высокой проходимости «Урал–375».

   Кллективу предприятия во главе с В. А. Гурушкиным это удалось. В эти годы главным инженером, а позже — директором завода работал Н. Г. Жугин. Тепло вспоминаю и других руководителей Уральского автозавода: В. В. Трубеева, А. И. Титкова, В. М. Когана, М. Д. Гойхмана и других.

   Ообо хочу сказать о коллегах по специальности — уральских литейщиках. Миасс до войны не имел литейного производства. Литейщики из Москвы — рабочие, мастера, технологи, руководители различных цеховых и заводских подразделений — привезли в Миасс опыт массового производства отливок, знание технологии, дисциплину. Всё это легло в хорошую почву. Жители Миасса и окружающих его посёлков, мужчины и женщины, не знали профессии литейщика, но характер уральцев, их серьёзность и основательность как нельзя лучше подходили для металлургии. Сочетание московского опыта и знаний с уральской добросовестностью дало хорошие результаты.

   Гворю это со знанием дела, потому что мне довелось участвовать в освоении производства в новых сталелитейных цехах N№ 2 и 4, в реконструкции литейного цеха ковкого чугуна, в создании нового модельного цеха…

   Сова благодарности землякам

   Н жизнь решила ещё раз повернуть мою судьбу. В 1976 году меня переводят на работу в аппарат Министерства автомобильной промышленности на должность заместителя начальника управления главного металлурга, т. е. на работу, которая постоянно связана с литейным производством всей отрасли.

   Сажу откровенно, что эта новая работа никак не смогла бы получиться, если бы за спиной не было 17 заводских лет, впитавших в себя весь полученный административный и технический опыт. И я безмерно благодарен родному для меня Уральскому автозаводу, всем — старшим и ровесникам — товарищам по совместной работе, вместе с которыми были прожиты эти годы.

   Мй орден «Дружбы народов», звание «Заслуженный металлург России» — в этих наградах заслуга всех тех, о ком я рассказывал.

   Вусловиях рынка пришлось учиться работать по–новому. Основным направлением нашей деятельности мы выбрали продвижение современных литейных и кузнечно–термических технологий в промышленность. Я часто вспоминаю добрым словом моих земляков–уральцев, которые дали мне знания и силу выстоять и в новых условиях. Мы работаем самостоятельно уже более двенадцати лет.

   Кждый год у меня появляются новые коллеги, новые товарищи по работе в самых различных уголках страны: Санкт–Петербурге и Ярославле, Кургане и Новосибирске, Екатеринбурге и Елабуге. Много коллег появилось в других странах индустриального мира. Но земляки — только на Южном Урале, в Челябинске и Миассе. И сегодня, встречаясь в Москве с теми, с кем довелось работать или хотя бы «соприкасаться» во время учёбы в Челябинске и работы на Уральском автозаводе, испытываю особое волнение. И чувство сопричастности к тому, что делается на дорогой для тебя земле, охватывает всякий раз.

   Сасибо тебе, челябинская земля!

   Т научила учиться, ты научила работать и жить, ценить людей, определять истинные ценности.

   


Феликс КОВАЛЁВ



назад


Яндекс.Метрика