свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 53 Уральский автомобиль Суббота, 28 мая 2005 г.

Проверить, подсказать, помочь

   25 мая, среда. Обычный день в Миассе. Сначала палило солнце, потом дождь прошёл. Казалось бы, ничего особенного и не было. Однако на АЗ «Урал» в этот день произошло одно нерядовое событие, которое автозаводцы ожидали и к которому готовились. Один факт. С 3 по 15 мая, в пору больших весенних каникул, только на механическом переделе автозавода было проревизировано более пяти тысяч единиц оборудования, из них 1300 станков и прессов покрашено, перевезено 146 единиц оборудования, проводилась большая работа по инструментам Кайзен. И всё это делалось для того, чтобы на высоком организационном уровне провести внедрение первых двух шагов системы 5С «бережливого производства». 25 мая состоялся повторный промышленный аудит. В качестве проверяющих к нам приезжали более полусотни представителей топ–менеджмента холдинга «РусПромАвто», главных специалистов ОАО «ГАЗ», «Автодизель», Ярославского завода топливоподающей аппаратуры и Тверского экскаваторного. Группу возглавил генеральный директор ОАО «ГАЗ», заместитель генерального директора — исполнительный директор холдинга «РусПромАвто» Алексей БАРАНЦЕВ.

   Аудит. Большой толковый словарь русского языка даёт такое объяснение: «Проверка финансовой и производственной деятельности предприятия». Говоря другими словами, наши партнёры по холдингу «РусПромАвто» учинили миасским производителям «Уралов» строгую проверку по всем направлениям бизнеса и, прежде всего, степени внедрения системы «бережливого производства». Впрочем, проверяют текущее состояние дел не только у нас. За день до приезда в Миасс специалисты ОАО «ГАЗ» подвергли аналогичной пристальной проверке Курганский автобусный завод. А из нашего города их путь лежал в Челябинск, в цеха и службы завода строительно–дорожных машин.

   Педставьте: в ваш дом заходят люди со стороны, осматривают всё сущее и говорят потом — здесь не так и там не то… Но задумаемся вот над чем. Порою пристальный и беспристрастный взгляд специалистов со стороны позволяет увидеть вещи, которые в ежедневной производственной суете и не замечаются. Ведь промышленный аудит партнёрами по холдингу затевается не для того, чтобы побольше «накопать негатива», порадоваться чужим недостаткам, а потом отправиться восвояси. Нет, не для того. Проверить, чтобы потом подсказать пути устранения недостатков, помочь найти инструменты, позволяющие исправить ситуацию. Побывавшие на АЗ «Урал» в качестве временных аудиторов представители ОАО «ГАЗ» на целых два года раньше, чем миасские автозаводцы, начали внедрять у себя «бережли-

   вое производство», они уже прошли тот путь, который ещё предстоит преодолеть нашему заводу. Кому, как не создателям «ГАЗелей», «Волг», «Баргузинов» и «Соболей», поделиться накопленным опытом, указать партнёрам по холдингу, как обходить рифы на пути бизнеса, от чего надо без промедления избавиться, чтобы «бережливое производство» как можно быстрее приносило свои плоды.

   Проверяются люди, станки, прессы и печи…

   25 мая, 8 часов утра. АЗ «Урал» уже включился в работу. У здания старого заводоуправления стоят «под парами» десятка три легковых автомобилей и микроавтобусов. Инструктаж, про-

   ведённый Алексеем Баранцевым в конференц–зале, был очень коротким. Специалисты из числа проверяющих разбиваются на мобильные группы по направлениям, рассаживаются по машинам и разъезжаются по цехам автозавода. Пристальная блицпроверка коллегами по автопрому АЗ «Урал» на предмет выполнения всех направлений бизнес–плана началась. Репортёры «Уральского автомобиля» и «Экран–ТВ» примкнули к мобильной группе, которую лично возглавил Алексей Баранцев, генеральный директор ОАО «ГАЗ», исполнительный директор холдинга «РусПромАвто». В её составе: генеральный директор АЗ «Урал» Виктор Корман, исполнительный директор Виктор Кадылкин, директор по развитию производственной системы Ни-колай Руденко. И тут нелишним будет вспомнить вот что. 16 декабря 2004 года группа специалистов ОАО «ГАЗ» уже проводила на АЗ «Урал» промышленный аудит. И тогда были обнаружены недостатки в области техники безопасности труда, хранения и учёта мате-

   риалов, выпуска и реализации продукции и по другим показателям, которые должны соответствовать философии, принципам и стандартам «бережливого производства». Особенно много претензий было высказано в адрес вновь обретшего самостоятельность прессово–сварочного производства. Нетрудно было догадаться, что Алексей Георгиевич Баранцев повторит свой прошлогодний маршрут и проверит, изменилось ли что в лучшую сторону за пять прошедших месяцев в ПСП. Кавалькада из пяти микрогрузовиков делает первую остановку. Надев белые каски (таково требование безопасности, которое чётко выполняется даже высокопоставленным лицом), проверяющие начинают обход с производственной площадки прессового цеха N№ 1. Пояснения давал управляющий ПСП Олег Дудоров. Генерального директора ОАО «ГАЗ», исполнительного директора холдинга «РусПромАвто» А. Баранцева интересовало всё, поэтому он больше спрашивал, чем слушал. Задавал вопросы кладовщикам, слесарям–ремонтникам, наладчикам, мастерам… Каков суточный расход металла? Сколько заго-

   товок хранится в таре? Как проводится обслуживание 160–тонного пресса?

   Н обошёл Алексей Георгиевич Баранцев стороной и склад № 30 ЦПХМ, где штабелями лежит листовой металл. Какая в нём потребность была в мае? Каков остаток? Есть ли страховой запас? Далее путь мобильной группы пролегал к участкам тяжёлых прессов, штампов и инструментального хозяйства. Надев хлопчатобумажные перчатки, высокий гость перебирал штампованные изделия в таре, осматривал их качество. Опять спрашивал у операторов, сколько заготовок хранится в таре, сличал ответы с журналом учёта. Требовал, чтобы все замеченные недостатки прибывший из Нижнего Новгорода оператор тут же фиксировал видеокамерой. Это были масляные подтёки на прессах, завышенный отход делового металла, отдельно — грязные штампы, отсутствие паспортов к ним и наруше-

   ния в их хранении. В сварочном цехе ПСП управляющий прессово–рамного производства «ГАЗа» Константин Грибов обратил внимание на такую деталь. Слишком тяжёлые петли прикручиваются к дверям кабины, много металла расходуется на это изделие. Однако в целом посещение ПСП оставило у проверяющих благоприятное впечатление. Здесь, действительно, очень много изменилось в лучшую сторону за время, прошедшее с предыдущего аудита. Появился экспедиционный склад, пункт мойки штампов, помыты и покрашены все пресса, наведён порядок в учёте и хранении материалов, появилась спецтара и карточки. В марте 2005 года в ПСП прошёл практикум по переналадке оборудования. Время одномоментной замены штампа сократилось с 32 до 8 минут. Все это, конечно же, не осталось незамеченным в ходе проверки. Высокую оценку проверяющие дали и состоянию дел в литейном производстве АЗ «Урал», сразу после ПСП побывав в литейном цехе N№ 3. Здесь они ознакомились с работой шихтового двора, участка специальных чугунов, автоматической формовочной линии «Георг Фишер».

   Зтем микроавтобусы затормозили у ворот цеха главный конвейер АСП. В тот день здесь проходила плановая сборка 35 «Уралов». Осмотр производственной площадки (гемба), где генеральный директор АЗ «Урал» проводит ежедневные совещания, эталонного первого участка, спецтары, эталонной экспедиции. Главный кон-

   вейер — гордость АЗ «Урал». Здесь очень многое сделано на пути внедрения «бережливого производства». Действует система карточек канбан. Транспортировщики подвозят к месту сборки «Уралов» всё необходимое. Так и казалось: вот здесь–то проверяющие не найдут ничего негативного. Кое–кто из газовцев фотографировал рабочие места и стенды, чтобы уже опыт миасских автозаводцев у себя использовать. Быстро обошла мобильная группа участки больших и малых кронштейнов МСЦ и окраски кабин АСП. Однако при «разборе полётов» замечания всё же прозвучали. И с одним из них трудно не согласиться. Во время работы под капотным пространством операторам приходится забираться на приличную высоту, примостившись на крыльях и облицовке. И это, мягко говоря, небезопасно. Весьма резонно прозвучало предложение соорудить специальную эстакаду.

   И Кайзен–Институт поможет нам

   Тк уж совпало, что в один день с аудитом на АЗ «Урал» проводился очередной заводской практикум — по TQM (всеобщее управление качеством), кстати, седьмой по счёту с начала 2005 года. Место проведения занятий — учебный класс и участок сборки мостов агрегатного производства. И ещё. Учитывая большой объём проделанной за короткое время работы по внедрению «бережливого про-

   изводства», руководство холдинга «РусПромАвто» решило провести 25 мая на базе АЗ «Урал» управляющий комитет по развитию производственной системы совместно со швейцарским Кайзен–Институтом. Такие управляющие комитеты отныне будут проходить один раз в месяц поочерёдно на трёх пилотных предприятиях холдинга — АЗ «Урал», «Ярославские топливоподающие системы» и «Тверской экскаватор». И первый по счёту управляющий комитет по развитию «бережливого производства» прошёл на нашем заводе. Тем самым подчёркивается вклад АЗ «Урал» в продвижение новой производственной системы. Сразу после осмотра цехов прессово–сварочного, литейного и автосборочного производств, без передышки на обед, в конференц–зале старого заводоуправления более часа работал управляющий комитет, на котором были обсуждены результаты уже проведённых практикумов в подразделениях АЗ «Урал» и дальнейшие шаги по развёртыванию новой производственной системы до конца 2006 года. В работе управляющего комитета приняли участие генеральный директор ОАО «ГАЗ», исполнительный директор холдинга «РусПромАвто» Алексей Баранцев, генеральный директор АЗ «Урал» Виктор Корман, консультанты Кайзен–Института (Швейцария) Мартин Тиерри и Раду Деметреску, топ–менеджмент нашего предприятия. А третий консультант, Кристиан Дэниэл, в это время проводил занятие практикума в агрегатном производстве.

   Сянваря 2005 года на АЗ «Урал» действует дирекция по развитию производственной системы, состоящая всего из девяти главных специалистов, закреплённых за технологическими переделами. Как образно сказал на заседании управляющего комитета Мартин Тиерри, эта маленькая по сути консалтинговая компания за короткий срок проделала большую работу. Николай Руденко, директор ДРПС, более подробно рассказал собравшимся в зале о некоторых итогах пройденного пути. «Бережливое производство» в цехах АЗ «Урал» внедряется с мая 2004 года. Первый практикум по созданию картографии потока ценностей прошёл в феврале 2005 года. Применение этого инструмента позволило найти участки, на которых впоследствии стали проводить другие практикумы. Что это дало? Многое. Вот результаты лишь одного практикума — «Производственная логистика», проведённого на участке сборки мостов агрегатного производства. На 25,5 тысячи рублей снизилось незавершённое производство. Вывод из технологического процесса трёх рабочих позволил сэкономить 176 тысяч рублей. Повысилась производительность труда на 25 процентов.

   Вступивший на управляющем комитете Алексей Баранцев отметил большую работу, проведённую на АЗ «Урал» по внедрению «бережливого производства» с участием Кайзен–Института.

   Оин из основополагающих принципов «бережливого производства» звучит так: «всё внимание на производственную площадку». Поэтому не стоит удивляться тому, что большая часть работы управляющего комитета прошла на гембе, в цехах агрегатного производства, на участках обработки 120–й шестерни и сборки мостов. Здесь лидеры прошедших практикумов, главные специалисты ДРПС Николай Крайнов, Анатолий Феськов и Юрий Гредякин рассказали о проделанной работе и полученном экономическом эффекте.

   «Бриллианты» на дороге, или Аплодисменты от проверяющих

   Пчти восемь часов, без обеденного перерыва продолжался промышленный аудит на АЗ «Урал». Целая рабочая смена. И он завершился подведением итогов там, где и начинался — в конференц–зале старого заводоуправления. Руководители мобильных групп по очереди стали рассказывать о том, что видели в производствах. Причём доклады делались в строгом соответствии с философией «бережливого производства». Первый доклад был посвящён проверке действующей на автозаводе технике безопасности. Далее темы выступлений главных специалистов «ГАЗа» были посвящены состоя-

   нию дел в области качества, «бережливого производства», технологических процессов, сборки автомобилей, литейного производства, деревообработки, транспорта, закупок, службы безопасности, работы с персоналом, финансов, бухгалтерского учёта.

   Пдводя итоги напряжённого дня аудита, Алексей Баранцев отметил, что на АЗ «Урал» за пять месяцев, прошедших после предыдущего аудита, была проделана плодотворная работа, ситуация по внедрению «бережливого производства» значительно изменилась в лучшую сторону.

   — Конечно, перед вами ещё стоят большие и сложные задачи, которые надо незамедлительно решать. Продолжайте двигаться вперёд, а мы вам будем помогать, останавливаться нельзя. У вас сегодня есть все инструменты для достижения высоких целей. Все мы сегодня видели, как с помощью новой производственной системы можно влиять на процессы. Вы находитесь на верном пути.

   Ксаясь отмеченных недостатков и замечаний, Алексей Георгиевич Баранцев отметил, что они и есть своеобразные «бриллианты», которые проверяющие дарят создателям «Уралов». Чем больше их поднимешь, тем больше прибыли получишь. И миасские автомобилестроители благодарны коллегам по холдингу за такой подарок. Руководство автозавода воспринимает все замечания как программу к действию. Об этом сказал генеральный директор ОАО «АЗ «Урал», директор дивизиона «Большегрузные автомобили» Виктор Корман.

   Витоговой части состоявшегося промышленного аудита была озвучена целая обойма целей и задач, решать которые предстоит нашему заводу в первую очередь. Снижать себестоимость производимой продукции, незавершённого производства, количество «Уралов» на складах. Исправить все отмеченные в докладах замечания и недостатки по технике безопасности, качеству, деревообработке, в закупках и продажах материалов. Прозвучало такое предложение: почему не ввести, например, фирменную упаковку для выпускаемых запасных частей.

   Ипоследний штрих того непростого дня 25 мая, когда на АЗ «Урал» проходил промышленный аудит. Алексей Баранцев предложил всем аплодисментами отметить всё, что было сделано на Уральском автомобильном заводе генеральным директором АЗ «Урал» Виктором Корманом, его командой единомышленников и всем трудовым коллективом предприятия. Никто не возражал. Право слово, аплодисменты от проверяющих всегда дорогого стоят.

   


Владимир ЗУБКОВ



назад


Яндекс.Метрика