свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 44 Уральский автомобиль Четверг, 28 апреля 2005 г.

Он был связистом на войне

   Плночный час, столы на четырёх человек, за которыми юные бойцы,

   познающие науку связистов, старательно выстукивают ключом шифровки, — так учились курсанты радиотелеграфической школы.

   Сло Никиткино Камышлинского района Куйбышевской области. Здесь 27 июля 1923 года родился Павел Мамонов. В 1929 году в их селе был организован колхоз, родители Павла — Максим Николаевич и Прасковья Андреевна первыми туда вступили. Сдали лошадь, а корову–кормилицу, овец и кур себе оставили — детей–то растить надо. Вскоре при колхозе детский сад открыли. Да только Паша с братьями Сидором, Ильёй, Петром и Модестом и друзьями, сызмальства к воле привыкшие, надолго там не задержались.

   Свосьми лет пошёл Павел в сельскую школу, где закончил четыре класса. Затем продолжил обучение в селе Старое Семёнкино, в 35 километрах от дома. Там и жил в течение учебных лет, лишь четыре раза в году наведываясь домой, на каникулы да по праздникам. Закончил семилетку, решил дальше учиться, на механизатора, но не довелось. Успел немного поработать помощником комбайнёра, и — грянула Великая Отечественная война.

   Првым, на третий день войны, забрали на фронт брата Петра. Павла же оставили на его месте, кладовщиком. Вскоре ушли воевать Илья и Сидор (он не вернулся с войны). Осенью, когда Павлу исполнилось 18 лет, его взяли на воинский учёт, а 6 февраля 1942 года мобилизовали. Запомнил он, как выступал военком, призывая мужчин постоять за Родину. 14–летний Модест остался в доме за старшего (отец умер перед самой войной).

   Пвла вместе с товарищами направили учиться на радистов в радиотелеграфическую школу Самары. Здесь они изучали морзянку и флаговые знаки. Тренировались и по ночам. Некоторые курсанты за минуту успевали передать по 15–16 групп зашифрованного текста (в одной группе — пять знаков). Через три месяца был сформирован отдельный полк связи. Павел оказался в кабельно–шестовом батальоне, занимающемся временной связью («временщики»). Солдаты тянули провода, закрепляя их на специальных шестах высотой в четыре метра. Через несколько дней снимались, а вслед за ними шли «постоянщики», налаживая на столбах в шесть–семь метров постоянную связь.

   Дкабрь 1942 года, Воронежский фронт. В феврале полк двинулся в наступление в сторону Харькова. Бойцы тянули связь между полком и дивизией. Ох, и нелёгкой была эта задача. Сначала пехота идёт, танки, артиллерия, а вслед за ними взвод, в котором Павел служил — связь налаживают. Когда проводили связь, с собой брали винтовки, гранаты, да ещё катушку с проволокой катили — весом аж в 70 килограммов. Впереди один идёт — провод тянет, позади двое — его разматывают. Бывало, за один раз до 15 километров провода прокладывали. Протянут сколько–то, «точку контрольную» сделают, дальше тянут. Втроём проверяют качество связи: «Первый! Как слышишь?» Если повреждение на линии, бежит боец неисправность устранять. Зимой непросто приходилось — руки с ножом или плоскогубцами моментально на морозе стыли. Второй спит в это время, а третий пищу готовит. Так до Харькова и дошли.

   — Жестокие бои там шли. Харьков горел вовсю, так, что страшно было. И всё же взяли мы его, — вспоминает Павел Максимович.

   Оступая, немцы взрывали мосты, жгли сёла. Как–то бойцы вместе с жителями деревушки тушили амбар с зерном.

   Санция Погодуговка Харьковской области. Март, распутица. Наступление.

   — У бойцов снаряды на исходе, еды совсем нет, три дня одним воздухом питались, и не потому, что продуктов не давали, а потому что кухни не доезжали до нас, — рассказывает Павел Максимович.

   Виюле 1943 года полк пошёл в наступление на Курской дуге. Пехота, артиллерия, танки, самолёты… С 5 июля по 23 августа длилось кровопролитное сражение.

   — Земля горела под ногами. Стояла невыносимая жара, дым от взрывов и залпов орудий был такой, что хоть топор вешай, — вспоминает Павел Максимович.

   Кугом лежало столько убитых и раненых, что связисты с трудом прокладывали себе путь.

   Псле битвы воинская часть Павла двинулась на Харьков, вновь занятый немцами, и освободила его во второй раз. Вступили они в Донецкую область, дошли до Полтавской. Затем их кабельно–шестовую роту отправили на отдых до ноября 1943 года.

   Пинято считать, что война — это сплошь сражения, но случались и редкие дни затишья. Павел Максимович вспоминает, что в это время солдаты писали письма домой, до сих пор в его памяти адрес: полевая почта 22187, часть 1356, отдельная кабельно–шестовая рота связи. Павел и сам одно время почтальоном был, почту верхом на лошади возил. А ещё к ним в часть приезжали артисты с концертами и один раз фильм показывали. И встречи неожиданные на фронте случались: как–то Павел отправил письмо двоюродному брату. Как–то вызывает его старшина, и видит Павел — стоит перед ним брат. Много радости было от негаданной встречи.

   В1944 году рота Павла стояла в обороне под Ковалем. Отсюда его направили в десятидневную командировку в сапёрную часть — изучать сапёрное дело. После этого на одном из заданий Павел лично разминировал 16 противотанковых мин.

   З годы войны Павел Максимович был ранен только раз. В 1945 году их часть перешла границу Германии. Случилось ему как–то ночью вместе с товарищами через реку переправляться. Вдруг чувствует — спине тепло и влажно стало — осколок снаряда в правую лопатку попал. И друг, Илья Вишневецкий, был тяжело ранен. Павел на месте сделал ему перевязку и в госпиталь доставил. Здесь оказали помощь обоим, но Павел был ранен нетяжело и смог вернуться в часть, где его радостно встретили — не чаяли уже ни его, ни друга живыми увидеть.

   Хтя война близилась к концу, шли ожесточённые бои. Случилось как–то под шквальным огнём, к тому же во время грозы, на кукурузном поле устранять обрыв. Провода не хватило, не помог и брючный ремень. И тогда выручила солдатская смекалка: обрывки проводов Павел соединил с помощью… кукурузного стебля.

   Дшли до Эльбы, где тянули последнюю линию связи. Уже в конце апреля было получено распоряжение маршала Георгия Жукова: огонь не открывать. 9 мая запомнилось Павлу Максимовичу на всю жизнь, как день безграничной радости, День Победы. Объятия, пальба в воздух. Старшина отправился на базу и привёз дополнительные продукты и по 100 граммов спирта на человека.

   П пути домой Павлу удалось побывать на одном из немецких танковых заводов, где, видимо, для образца, стояли и наши танки. Дальше — до Бреста. И всюду, где прошла тяжёлой поступью война, были разрушенные города и сёла, обнищавшие и обездоленные люди, потерявшие своих близких.

   Пчти одновременно с Павлом вернулись с войны и братья — пехотинец Илья и шофёр Пётр. В родном селе на танцах Павел познакомился с симпатичной девушкой по имени Лена, на которой вскоре женился. Как участник войны Павел без экзаменов поступил в межрайонную школу зоотехников, но учиться так и не пришлось — нужно было кормить семью. Тут как раз в село вербовщик приехал и предложил хороший заработок на Сахалине. Мамоновы туда и перебрались, стал Павел лес валить. Здесь они жили в течение восьми лет. Четверо детей родилось у Павла Максимовича и Елены Петровны: Виктор, Любовь, Раиса и Валентина. Теперь и внуки с правнуками есть — семеро, да ещё четыре правнучки.

   С временем Модест посоветовал брату перебраться в Миасс. В 1957 году Павел устроился на Уральский автомобильный завод. Семья Мамоновых обзавелась уютным домиком, в котором Павел Максимович живёт и поныне. В моторный цех N№ 1 его взяли станочником на притирку клапанов. Четыре года трудился здесь Павел, хотел устроиться в термический цех — не пустили: мол, хорошие работники нужны и нам. Павел Максимович всю душу в работу вкладывал, оттого и ценили его на заводе. Со временем ушёл на заливку в литейный цех N№ 3 и проработал там до октября 1973 года.

   — Работу свою я любил, — говорит Павел Максимович. — И люди замечательные рядом были. К примеру, начальник плавильного участка Василий Петрович Шляхтин, мастер Виктор Сергеевич Самигуллин и другие.

   Зкончив рассказ, Павел Максимович ненадолго вышел в соседнюю комнату и вернулся преображённым — блестели на его пиджаке награды: ордена Отечественной войны I степени и Красной Звезды, медали «За отвагу», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», юбилейные. А также орден Ленина и знак «Победитель социалистического соревнования 1974 года» — это уже за трудовые победы. И все эти награды одинаково дороги ветерану.

   


Алёна СТАТОВА



назад


Яндекс.Метрика