свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 43 Уральский автомобиль Вторник, 26 апреля 2005 г.

Мы навсегда сохраним в сердце своём этот край

   Пходы выходного дня становятся доброй традицией для работников инженерных служб ОАО «АЗ «Урал»: в ноябре любители экстремального отдыха покоряли Двуглавую сопку хребта Большой Таганай, в марте совершили восхождение на перевал хребта Сука’ в национальном парке Зюраткуль. Впечатлениями о последнем походе делится один из его участников.

   Нпросто было выбрать маршрут традиционного похода выходного дня, организованного профсоюзной организацией инженерных служб — хотелось закончить зимний сезон на мажорной ноте, чтобы впечатления от зимних походов не смазались, чтобы все мы с нетерпением ждали следующей зимы. Цель похода — восхождение на Уйташ (900 м) и, если повезёт, на хребет Нурали (750 м). Район хребта Нурали и горы Уйташ идеально подходит для этого: красота этих гор не оставит никого равнодушным; к началу пешей части похода есть, по крайней мере на карте, подъезды (рассчитываем, что наш вахтовый автобус «Урал» не подведёт, невзирая на последние весенние снегопады). Кроме того, учитывая разный туристский стаж и возраст участников похода (младшему — 7 лет, старшему — 65, кто–то в походе впервые, а кое–кто побывал на Алтае и Северном Урале) маршрут позволял каждому взять свою высоту: подножье (зимой и это не просто) или дойти до вершины.

   Вскресное утро, сбор у инженерного корпуса. Проверка списочного состава, ждём опоздавших десять минут. Невероятно — 31 человек! Жаль, что не все с лыжами. Плюсовая температура и бурные весенние ручьи в городе сыграли злую шутку — многие решили, что в апреле достаточно экипироваться бахилами. Хотя на организационном сборе договаривались брать с собой лыжи, палки, мазь, бахилы, 2–3 пары обуви…

    Первый этап похода — заброска в район деревни Кожаево (г. Миасс —

   Утиново — Ильчигулово — Старобайрамгулово — Шарипово). За рулём «Урала» (за автомобиль особое спасибо начальнику ЭИП С. А. Клепову) в оче- редной раз водитель ЭИП с многолетним стажем Сергей Попов, с ним не пропадём. Погода отличная, с утра лёгкий морозец. Небо синее–синее, снег переливается на солнце. Весна осталась в городе, кругом сугробища!

   Вт и граница с Башкирией. С пограничниками и таможней проблем нет (по причине их отсутствия), всё идёт по плану. Свернув с основной трассы, попадаем в царство зимы. Очень красиво. Слева тянется хребет Кумач (680 м), справа — хребет Нурали, прямо перед нами — гора Аушташ (850 м) — раздолье для любителей фрирайда, но ни сноубордистов, ни лыжников не видно. Вообще никого не видно, только заячьи следы на снегу.

   Древня Шарипово. Глухомань. Дорога становится с трудом проезжей даже для «Урала», очень глубокий снег. А ведь была надежда на маломальскую дорогу для лесников и лесорубов вдоль подножья горы. Остаётся уповать на проходимость автомобиля и мастерство водителя. После 20 минут движения становится ясно, что к подножью Уйташа можно будет добраться только на лыжах, и, может быть, пешком. У нас уже есть подобный опыт — восхождение на хребет Сука’ в национальном парке Зюраткуль. Паркуемся, т. е. освобождаем санно–тракторную трассу (более точное определение для данной дороги) для проезда. Глубина снега — по пояс. Денёк обещает быть жарким.

   Дже подход к подножью горы стал серьёзным испытанием не только в физическом, но и психологическом плане. Часть группы «встала» на лыжи и под предводительством нашего проводника и самого опытного туриста Василия Заушицина ушла гуськом на разведку и проложила маршрут для основной части группы — тех «пешеходов», кто понадеялся на авось и оказался без лыж. При движении даже лыжники иногда проваливаются по колено и глубже, кто–то жалуется на «подлип» снега к лыжам, кто–то на «отдачу». При такой глубине снега наша затея с восхождением на вершину кажется нереальной. Поэтому сказочный зимний лес, окружавший нас, не особенно радовал.

   Чстно сказать, мы стали перед нелёгким выбором: отменить восхождение и всем вместе, разбив поблизости лагерь, провести день здоровья, или всё–таки рискнуть и постараться, буквально прорывая туннели в сугробах, пройти 2–2,5 км по снежной целине до подножья и уже там определиться с дальнейшими планами. Все понимали, что эти 2–2,5 км кому–то покажутся 15–20–ю километрами, сил после них может остаться только на обратную дорогу. А если не останется? Что испытали «пешеходы» за эти три часа «битвы» со снежными метрами и сантиметрами (до 2500 м по длине и до

   100 см по глубине), о чём они думали, что сказали вслух, не берусь описать. Но именно благодаря их решительности и настрою, их желанию не сдаваться и идти до конца запланированный маршрут был пройден, все получили массу впечатлений и огромный заряд положительных эмоций. Позже с коллегами можно будет поделиться искусством, как правильно выпрыгивать из сугроба, как правильно в него впрыгивать, как правильно упасть и т. д. А младшие дети, за которых мы больше всего опасались, быстро освоили новый вид передвижения по снежной целине. Двигаясь в авангарде, они показывали пример и задавали темп основной группе.

   Тм временем лыжники дошли до запланированного базового лагеря. Место очень удачное: живописная полянка, рядом родник, вокруг сухостой. Развели костёр. Вскипятили чай. Понимая, что всё равно придётся разделиться с «пешеходами», не теряя времени подкрепились. Солнце уже высоко.

   Псле прихода в лагерь основной группы договариваемся о дальнейших планах: лыжники уходят дальше в горы, остальные отдыхают и действуют по обстановке: можно ещё часа три потратить на подъём, а затем — вернуться. Кто–то остаётся в лагере. Назначаем время сбора у машины для возвращения домой.

   Пследующие часы для всех участников похода не были скучными и однообразными: кто–то боролся с «отдачей» и искал лыжными палками опору под толщей снега, а потом, когда начались скалы, кроме рюкзака нёс ещё и лыжи; кто–то в лагере оттачивал мастерство в лепке снеговиков; кто–то до последней минуты шёл на приступ в неравной борьбе со снегом и высотой…

   Кнечно, наибольшее удовлетворение получили те, кто покорил Уйташ. Мы на вершине. Выше — только звёзды и ветер, сильный ветер. Время подъёма —

   3 часа 30 минут. Надолго в памяти останется великолепный вид на хребет Нурали и гору Аушташ с одной стороны, и на хребты Алабия, Уреньга и Нургуш — с другой. Видимость отличная, на горизонте в дымке — величественная гора Большой Иремель (1600 м). Жаль, что этой зимой мы не успеваем отметиться и на её склонах. Сегодня мы закрываем зимний сезон–2004–2005.

   Н обратном пути торопимся (отстаём от графика), стараемся идти кратчайшим путём — почти по линии ската. В начале спуска очень крутой склон. Поочерёдно проваливаемся в сугробы. Ещё хуже получается, если тебя догоняет микролавина, которую ты сам только что подрезал. Хорошо, что разогнаться лавинам не дают деревья и скалы. При этом происходит следующее: масса снега вначале роняет тебя в сугроб, чаще всего опоры для рук нет (лыжные палки уходят в снег по самые рукоятки). После «присугробливания» ещё и рюкзак в дополнение нежно, но веско вдавливает тебя в снеговую перину. А в завершение движущийся снег (тяжёлый, по–весеннему влажный) так утрамбовывает ноги, что поше- велить не можешь ни лыжами, ни ботинками. Со стороны посмотреть — картинка! Выбираться приходится поэтапно: снял рюкзак, подтянулся к верхней (относительно поверхности) ноге, откопал ногу и лыжу, откопал вторую ногу и лыжу, кувыркнулся через голову (чтобы ноги оказались ниже головы), поискал палками опору под снегом, оперся на палки и встал на лыжи. Проверил крепления лыж, надел рюкзак, выбрал направление движения, чтобы вновь не попасть в снежный плен. Да, пожалуй, лучше преодолеть ещё один подъём, чем такой экстремальный спуск. Минут через 30–40 склон стал положе, падения прекратились, но расслабляться всё равно нельзя — густой лес.

   Вт и лагерь. «Пешеходы», как и договаривались, ушли к машине, судя по остывшему костру, давно. Нужно торопиться, иначе можем не успеть выйти из леса засветло. Дорога «домой» прошла без происшествий. На месте встречи нас ждали тёплый фургон и друзья. Все устали, но никто не жалеет об участии в походе.

   Змний сезон завершён, но мы надеемся ещё не раз встретиться на туристской тропе.

   


С. БИЖОВ,

   руководитель похода, начальник КБ прочности.



назад


Яндекс.Метрика