свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
Суббота, 20 октября 2001 г. № 119 | ||
КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ БОГАЧЕВА Недавно в нашей газете были опубликованы воспоминания руководителя металлургической службы Ф. Ковалева, который в настоящий момент живет в Москве. В ответ на высланные газеты вот такое письмо получила редакция. «Уважаемые коллеги — автозаводцы! Спасибо за присланные мне и моим товарищам видео- и газетные материалы, в которых описана часть нашей жизни. Недавно, во время проведения V Международного автосалона, на стенде УралАЗа мы (В. А. Гурушкин, Н. Г. Жугин, А. И. Титков и я) встретились с В. В. Пановым. У нас — бывших автозаводцев — в жизни был только один завод, а потом работа в центральном аппарате Минавтопрома. Мы об этом долго говорили, вспоминали поистине родной для нас завод. Кпостановке на производство «Урал-375» имели прямое отношение практически все службы и производственные подразделения завода. Но об одном из направлений работы следует сказать особо. Вконструкции старых, до «Урала-375», автомобилей, практически не было стальных отливок. Все базовые детали нового автомобиля (картера мостов, кронштейны и др.) были выполнены из стали. Но на заводе не было производства стальных отливок. В строительстве, освоении мощностей, создании новых технологических процессов, получения сложных стальных отливок большую работу провел Николай Васильевич Богачев, о котором хочется сказать несколько теплых слов в преддверии 60-летия завода. Нколай Васильевич сделал очень много полезных, важных и творчески интересных дел. Псле окончания автомеханического техникума был оставлен работать на заводе по личному указанию А. К. Рухадзе, бывшего в то время директором предприятия. Пойдя хорошую школу технолога на участке ремонтного литья, на участке плавки и отжига белого чугуна, одновременно учился на вечернем отделении Миасского филиала Челябинского политехнического института, одним из организаторов которого был С. И. Бернштейн. С участием И. Е. Петриди, И. Б. Шафтана Николаю Васильевичу удалось сократить цикл отжига белого чугуна, внедрить новую отжигательную печь, внедрить силикатную колошу и новые модификаторы для белого чугуна. Гавный металлург С. И. Бернштейн направляет Н. В. Богачева на ряд заводов страны для проработки чертежей деталей автомобиля «Урал». Ответ технологов Волгоградского завода был неутешительным — из стали такие заготовки получить очень трудно. Но находить выход было необходимо. Николай Богачев включается в техбюро спецвидов литья и продолжает технологические разработки. Сначалом строительства цеха ремонтного литья Н. В. Богачев работает над созданием технологических планировок цеха, а потом — некоторое время заместителем главного металлурга, а с 1964 года — заместителем начальника строящегося литейного цеха № 4. Н этой работе в полной мере проявились способности Н. В. Богачева, как творческого инженера-литейщика. Он был непосредственным участником, а в ряде случаев инициатором и разработчиком принципиально новых технологических процессов, которых ранее не было в литейных цехах с конвейерным производством. Достаточно назвать такие разработки, как переход на заливку форм из чайниковых ковшей вместо традиционных стопорных. Эта принципиальная разработка была осуществлена вместе с замечательным специалистом, вначале сталеваром, а впоследствии — начальником участка плавки Станиславом Николаевичем Бельковым. Внедрение чайниковых ковшей позволило уйти от тяжелых несчастных случаев, сократить потери металла, сократить брак и т. д. Этот переход был осуществлен блестяще! Н В. Богачев сумел внести огромные изменения в проект Гипроавтопром, которые позволили превратить бесфонарное здание в хороший цех, насыщенный вполне современным по тому времени смесеприготовительным, формовочным, термическим и очистным оборудованием. Цех и группа специалистов завода (и Н. В. Богачев) были удостоены премии Совмина СССР! Влика роль Н. В. Богачева вместе с его коллегами (А. И. Зарецким, В. И. Чинфулиным, А. И. Грехневым, В. И. Петуховым, Г. Сурначевым и многими другими) в освоении технологий гранулирования электропечных шлаков, «улучшения» стальных отливок, «душирования» отливок после выбивки для облегчения отламывания литников и т. д. Дмаю, что заслуги Николая Васильевича Богачева в становлении металлургического — в особенности — сталелитейного производства Уральского автозавода по-настоящему велики. Дмаю, что из большого количества замечательных специалистов и организаторов литейного производства Уральского автозавода особо следует выделить А. И. Зарецкого и П. В. Маштакова. Если получится, попробую написать несколько слов и о них. Буду рад, если мои короткие воспоминания окажутся для вас полезными. Готов ответить на ваши возможные вопросы.
Ф. Ковалев».
|
назад |