свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 31 Уральский автомобиль Вторник, 29 марта 2005 г.

Ремонтники — люди особой закалки

   Её недавно, в девяностые годы, крановое хозяйство ЖДЦ насчитывало почти пятьдесят единиц кранов: различные модификации башенных, железнодорожные отечественного и немецкого производства, гусеничные и пневмоколёсные, мостовые и козловые разных типов и заводов–изготовителей. Сегодня в хозяйстве осталось двенадцать кранов: козловые, мостовые, железнодорожные и спецкран–дрезина, находящийся в распоряжении путейских рабочих. Наступившие новые времена заставили большие и малые коллективы считать каждую копейку, выводить из процесса производства лишние механизмы и, соответственно, оптимизировать численность работников. Если раньше только на железнодорожных кранах работали двенадцать машинистов, теперь их осталось четверо. В прежние времена в отделе сбыта пятеро крановщиков работали круглосуточно и одновременно грузили автомобили на платформы двумя кранами. Также круглосуточно крановщики работали на крупных складах, на лесотарном участке. Сегодня на всех объектах работают меньшим составом и в одну смену, а на отдельных участках краны либо вообще законсервированы, либо списаны. В настоящее время численный состав кранового хозяйства сократился примерно на треть и составляет тридцать человек.

   Пжалуй, «главная скрипка» в работе этого сравнительно небольшого коллектива — ремонтная служба. От того, насколько качественно подготовлено к работе оборудование, зависит успех тех производств, которые обслуживают краны ЖДЦ. В немалой степени работа кранового хозяйства влияет на оперативную загрузку и выгрузку железнодорожных вагонов и платформ. А это очень важный показатель, т. к. несвоевременно произведённые погрузочно–разгрузочные работы приводят к большим суммам штрафов, предъявляемым МПС.

   Соро заводские ремонтники будут отмечать ставший уже традиционным профессиональный праздник — День ремонтника. В связи с этим к нам в редакцию позвонил начальник кранового хозяйства ЖДЦ Валентин Дмитриевич Бруенков и попросил рассказать о комплексной ремонтной бригаде своего подразделения. Возглавляет её мастер Игорь Евгеньевич Чванов.

   Рмонтники — люди особого склада характера. Как правило, скромные и немногословные. Им проще дело делать, чем рассказывать о нём. Именно ремонтники могут «вдохнуть» в любой кран жизнь. Они играют большую роль в системе жизнеобеспечения кранового хозяйства. Причём очень часто их работа сопряжена прямо–таки с экстремальными ситуациями. Например, однажды электрику, ремонтирующему кран, пришлось находиться в буквальном смысле в подвешенном состоянии, потому что иначе к месту поломки было не подобраться.

   — Особенно трудно нашим людям приходится зимой: на морозе руки стынут и металл плохо поддаётся, — говорит Валентин Дмитриевич. — Я ведь сам до начальствования двадцать лет электриком проработал. Не понаслышке знаю, каково это, когда на 25–градусном морозе болты–гайки тебя не слушают. Приходится плюнуть на палец, «приварить» его, например, к мелкой гайке и только после этого закручивать её на болт. К тому же прежде чем найти поломку в электрической части крана, электрику нужно правильно прочесть схему, всё прощупать руками, прозвонить каждую жилочку–проводок, открутить не один крошечный винтик. И делать это приходится нередко на морозе, ветру, под снегом или дождём. А впрочем, и летом работёнка — не сахар. Солнце накаляет металл так, что голыми руками не враз прикоснёшься. Но несмотря на все метеорологические препоны и трудности иного характера, коллектив у нас подобрался стойкий, закалённый холодом и ветрами, имеющий за плечами надёжные практические навыки и прочные теоретические знания. Высокая профессиональная подготовлен-

   ность людей появилась не сразу и не вдруг. Её электромонтёры приобретали повседневно от старших товарищей по работе. Прекрасными наставниками молодых были Виктор Михайлович Ерыкалов, Сергей Семёно-

   вич Сюткин, Пётр Павлович Кропачёв. У них учились многие из нынешнего поколения работников кранового хозяйства, которые теперь сами обучают новичков. Это электромонтёры Валерий Анатольевич Терентьев, Борис Михайлович Агарков.

   Втечение многих лет службы энергетика и механика были самостоятельными подразделениями. У каждой — свои традиции, свой подход к подготовке кадров. Например, бывший энергетик цеха Александр Григорьевич Солодянкин, проработавший на заводе 46 лет, понимал: чтобы воспитать классного электромонтёра, с первых дней за ним нужно закреплять опытного наставника, который и работе научит, и жизненную мудрость передаст. А это дорогого стоит. Первым помощником у Александра Григорьевича был бригадир Василий Михайлович Мишин. Это ему в 90–е годы за честную и добросовестную работу было присвоено высокое звание «Заслуженный энергетик России». В течение многих лет Василий Михайлович после Александра Григорьевича возглавлял цеховую группу энергетика, а достигнув пенсионного возраста перешёл снова работать бригадиром. Василий Михайлович, так же, как и его предшественник, не был кабинетным работником. Это очень подвижный, энергичный и скорый на работу человек. Будучи энергетиком, он не считал зазорным взять в руки, например, кирку и показать новичку, как нужно работать. «А работал он так, что в руках всё кипело, — говорит В. Д. Бруенков. — Если более старшие рабочие видели, что энергетик сам куда–то полез, то непременно стыдили молодого: посмотрел и будет, бери инструмент в руки, и сам попробуй повторить то, что показал тебе Василий Михайлович».

   Пдагогика у станка была явлением привычным в службе кранового хозяйства. Зимой светает поздно, поэтому ежедневно часов до девяти утра, опытные рабочие обучали молодых. В мастерской даже была сделана специальная доска, на которой разбирали электросхемы различного оборудования, конкретные случаи неполадок, спрашивали у новичков, как они поступят в той или иной ситуации, подсказывали, как проще и без лишних затрат устранить аварию. Всё это позволяло молодым быстро адаптироваться на производстве, повышать уровень квалификации.

   — Мы не только хотели побыстрее овладеть специальностью, но и друг перед другом старались, чтобы не выглядеть хуже, — говорит Валентин Дмитриевич. — Исходя из опыта, который перенял у старших товарищей, ежедневно по утрам провожу двадцати–тридцатиминутную сводку. На ней присутствуют все: кто отработал в ночь и кто заступает на смену. Первые отчитываются о том, как прошла смена, вторые получают задание на рабочий день. Здесь же напоминаю людям основные положения по соблюдению правил техники безопасности. Лучше лишний раз разобрать какую–то ситуацию, связанную с техникой безопасности, чем потом «махать руками». Мы не оставляем без внимания ни одного несчастного случая, связанного с работой крана и произошедшего на любом предприятии области. Обязательно обсуждаем его, чтобы в будущем избежать аналогичной ситуации. Тем более, что большая часть нашего оборудования давно уже отработала нормативные сроки, поэтому нужно быть особенно внимательными. Я считаю, что напоминать о соблюдении правил техники безопасности нелишне даже кадровым рабочим, у которых притупляется страх перед опасностью.

   Пеемственность поколений, когда по стопам родителей шли дети, многие годы в нашем обществе ценилась и поощрялась. Отцы старались передать своё дело сыновьям. Так произошло и с Солодянкиными. Александр Григорьевич давно уже на заслуженном отдыхе, его дело продолжил сын, тоже Александр. Придя после окончания профтехучилища N№ 38 в ЖДЦ, Александр Александрович вот уже двадцать пять лет верен ему.

   — Может быть, я никогда бы и не пришёл в железнодорожный, не доведись на каникулах поработать на главном конвейере, уж очень нужны были деньги на джинсы, — признаётся А. А. Солодянкин. — Посмотрел, как на конвейере люди крутятся, будто заведённые, и решил: это не моё. Механическая работа не давала возможности остановиться, подумать. А может быть, влияние на мой выбор оказали рассказы отца. Только я понял, что мне нужна работа, на которой не только руки прикладывают, но и голову. Сегодня не жалею, что когда–то выбрал специальность электромонтёра. Последние годы работаю дежурным электриком. Я должен знать чуточку больше, чем все остальные, потому что нередко приходится одному идти на устранение неисправности, а для этого нужно многое знать и уметь.

   Кллега А. А. Солодянкина, Борис Михайлович Агарков пришёл работать в группу энергетика ЖДЦ в 1964 году, после окончания ПТУ–38. Тяга к электротехнике у него появилась ещё в подростковом возрасте, когда собирал простейшие электросхемы и мастерил мини–приёмники. Так юношеская увлечённость привела его в специальность электромонтёра. Потом была служба в армии, перемена места работы. Но выбранной специальности он не изменил ни разу. После поисков лучшей доли вновь вернулся в свою бригаду. Оказалось, от добра — добра не ищут. Борис Михайлович доволен работой, коллективом, где трудится. Правда, в работе есть некоторые сложности, например, с доставкой к месту поломки оборудования. Раньше у бригады была машина: поступил вызов, погрузили на неё весь необходимый инструмент, сели сами и поехали к «заболевшему» крану, территория–то обслуживания огромная. Теперь при отсутствии транспорта приходится не только самим идти, но и инструмент на себе нести. А он весит от двух до десяти–пятнадцати килограммов.

   Кгда я пришла в мастерскую бригады, Борис Михайлович как раз разбирал какой–то старый механизм, смотрел, какие из его деталей пригодятся в будущем при ремонте.

   — С запчастями трудновато, — говорит он. — Сейчас внедряется система «бережливого производства», вычищаем от рухляди все закутки. Поэтому всё, что не пригодится, выбрасываем в металлолом, а добрые деталюшки, особенно метизы, ещё службу сослужить могут.

   Эектромонтёр Валерий Анатольевич Терентьев вот уже тридцать лет работает на одном месте. После окончания дневного автомеханического техникума год отработал в третьем литейном цехе. А потом Василий Михайлович Мишин предложил ему перейти на работу электромонтёром в ЖДЦ. Так с тех пор и трудится здесь. Он специалист высокого класса. Отлично справляется с любым заданием: выполняет ли ремонт в соответствии с планом ППР или ликвидирует аварийную ситуацию на кране.

   — Обслуживаемые нами краны имеют повышенную категорию опасности, — говорит В. А. Терентьев. — Поэтому при выполнении ремонтных работ необходимо соблюдать правила техники безопасности.

   Гавную сложность в ремонте оборудования Валерий Анатольевич видит в должном обеспечении запасными частями и отсутствии на складах дублёров оборудования. Поэтому не всегда можно вовремя взять кран в ремонт, как предусмотрено планом ППР. Хотя предупредить будущую неисправность проще, чем устранять её во время аварии.

   Вкомплексную бригаду кранового хозяйства кроме электромонтёров входят слесари–ремонтники. Благодаря объединению двух бригад стало проще работать. Во главе объединённой бригады стоит Вячеслав Геннадьевич Гаврилов. Он электрик по образованию, но хорошо знает и механическую часть оборудования.

   Втечение многих лет мастером у слесарей был Павел Николаевич Ромасько. Это был грамотный руководитель с большим опытом работы. В последнее время состав слесарей полностью обновился. Пришли молодые добросовестные ребята, которых не пугает никакая работа. Пятый год работают в бригаде слесари по кранам: Зиннатулла Багаутдинович Аскаров и Александр Александрович Салов. Это грамотные слесари с высоким профессиональным разрядом. Краны подчас такие задачки подбрасывают — не каждому по зубам, но нынешний состав бригады успешно справляется с ними. Собрать бригаду умельцев, добросовестных и дисциплинированных, было не так–то просто. Внешне ремонтник выглядит не очень привлекательно: грубая промасленная спецовка никого не красит. К тому же работа грязная и тяжёлая. Но после длительных поисков Валентину Дмитриевичу удалось «сколотить» хороший работоспособный коллектив, которому по плечу решать любые задачи.

   


Татьяна ИЛЬИНКОВА



назад


Яндекс.Метрика