свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 28 Уральский автомобиль Вторник, 22 марта 2005 г.

Птица счастья

   Свер… Бесконечные непроглядные ночи, изредка разрываемые всполохами разноцветного огня, прозванного северным сиянием. Лето там приходит тогда, когда солнце всходит. Есть на русском Севере обычай украшать свои избы ажурными деревянными птицами, к потолку подвешенными. Как только жарко разгорается очаг, чудо–птица вдруг оживает и начинает неторопливо вращаться, словно заглядывая во все уголки дома и проверяя, вся ли семья в сборе, не нарушен ли семейный лад. Сказания о птице счастья уходят далеко в прошлое. Было это, когда на русском Севере вместо изб ставили землянки — полумазанки–полусрубы. Сначала будущее жильё в горе выкапывалось, спереди и с боков ставили сруб, а крышу устилали дранкой или корой — кому что любо — и землёй сверху присыпали, единственное же окошко затягивали мутным бычьим пузырём.

   Нсколько лет назад, увидев в доме своего друга дивную деревянную птицу, я загорелась — хочу и сама такие вырезать. И, недолго думая, отправилась в ДК «Юность» в машгородке, где была настоящая мастерская изумительных деревянных изделий. Когда распахнула дверь, то увидела человека с пышной шевелюрой, пол вокруг него был покрыт золотистой ароматной стружкой, над ним парили кружевные птицы, а сам он что–то сосредоточенно вырезал. На звук открывающейся двери поднял голову и удивлённо спросил: «Вы ко мне?» Так я и познакомилась с Сергеем Алексеевичем Куляшовым, настоящим художником и искусным резчиком по дереву, резчиком–позолотчиком, как я его называю. В тот момент, когда я вошла в его мастерскую, он вырезал очередную птицу счастья. О чём думал Сергей Алексеевич в тот момент? Быть может, вспоминал сказку о волшебной птице…

   Водной семье, живущей в таёжной избушке, тяжело заболел ребёнок. Много знахарей пыталось излечить его, да только не помогало ничего — дитя медленно угасало… Как–то лежал малыш, укрытый шкурами, и так стосковался по теплу солнечному, что спросил отца: «Татку, скоро ли лето?» «Скоро, сынок», — ответил тот, а сам задумался, как бы его поторопить, и придумал. Вырезал из дерева прекрасную птицу и подвесил у потолка. А она вдруг ожила — крылья её встрепенулись от тёплого воздуха, от камелька идущего, и птица словно заскользила по всей избушке. Ребёнок заулыбался и стал быстро поправляться. Изумлённые соседи спрашивали, как же отец сумел вылечить своего сына, если это оказалось не под силу даже знаменитым знахарям. Он и не потаил, рассказал о птице. С тех пор почти в каждой избе появилась она. Приписали ей чудодейственную силу и стали называть «святым духом», хранительницей детей, символом семейного счастья.

   …Снял кору Сергей Алексеевич с куска древесины, обтесал, форму придав, и вымачивать поставил, а сам тем временем принялся за уже готовый — хвост стал расщеплять. Захватит острейшим лезвием тонкий слой древесины и отщепляет один за другим, а потом разводит «пёрышки», и выходит из–под его рук то ли хвост пышный, а то ли кружево ажурное. Трудится, а сам о жизни своей рассказывает.

   — Тургоякские мы, — начинает рассказ Сергей Алексеевич.

   Тм же он и учился. Не любил Сергей шумные компании, зато лес и озеро любимое всегда его тянули. Никогда и ничего не делал Сергей просто так, без определённой цели. Коли в лес шёл побродить, то лукошко под грибы и ягоды не забывал с собой захватить. А если на озеро, то с удочкой.

   — Просто так весь день лежать и загорать — не по мне. Я так со скуки помру, устану от отдыха. Потому и придумываю себе какое–нибудь сопутствующее занятие, например, беру с собой подводное ружьё, поохотиться немножко.

   Ипро огороды Сергей не забывал — работал рук не покладая. Да по дому хлопотал. Практически всё хозяйство на нём и лежало, хотя было у Сергея двое братьев. Но первый, Алексей, старше на четыре года, а второй, Виктор, младше на 11 лет. Потому и интересы у них были разные, и друзья. Вот и получалось, что хоть братьев и двое, а всё ж он как один. Младший — не помощник, а старший — в армии. Вот и приходилось Сергею за огородом ухаживать, воду носить да дрова заготовлять. Когда есть желание делать свою работу хорошо, то и научишься всему быстро. Оказывается, сосну можно колоть хоть вдоль, хоть поперёк, а вот к берёзе подход особый нужен — рубить её нужно только радиально, чтобы раскол всегда проходил через центр. По–другому ничего не выйдет, поскольку она свилеватая, то есть волокна в ней непрямо идут. Каждый из нас видел деревья с шишкообразными наростами, их капами называют. Если берёза росла в густом лесу, то она может быть прямослойной, а если на пригорке, на открытом месте, тогда она растёт как угодно. Если поколоть дров этак кубов пять–шесть, появится и навык, и опыт. Оттого и скучать не приходилось — просто некогда было.

   — Любовь к дереву у меня с детства. Железо никогда не любил, оно холодное, а дерево тёплое. Металл–то ведь в руке не захочется долго держать. Хоть он гладкий и блестящий, а всё равно не то, да и пыль при работе разная. Вот, возьми, — сказал Сергей Алексеевич, — и вложил мне в одну ладонь металлическую деталь, а в другую — деревянную палочку. Каждый понимает, что разница велика: либо холод в руке, либо ощущение тепла. Правда, кому что. Мне так тепло любо.

   Вервые Сергей попробовал вырезать, когда ему было лет одиннадцать. Отца тогда направили в командировку месяца на два в город Юргу, что в Кемеровской области, и мама с Сергеем к нему приехали.

   — Отец работал — семью кормил, мать тоже без дела не сиживала. Решил и я делом заняться, — продолжил свой рассказ Сергей Алексеевич.

   ВЮрге растёт множество клёнов, побеги у них идут от корней, стройные и прямые. Вот Сергей брал нож и вырезал трости. Часть коры надрезал фигурно, а часть просто снимал — и получалась цветовая мозаика.

   — Многое вложили в меня мои дорогие родители, Татьяна Григорьевна и Алексей Семёнович, чему–то и сам я учился, а что–то из книг брал да от людей мудрых.

   ВМиассе закончил Сергей школу и поступил в автомеханический техникум, что в старой части города, начал учиться там по специальности «Литейное производство». Практику проходил на Урал-АЗе, слесарем на формовочном участке в литейном цехе N№ 1. Затем после распределения попал на Курганский завод колёсных тягачей. Немного проработал — и в армию ушёл. Вернулся — женился на любимой девушке Юлии. Скоро дочка Ксения родилась, а через пару лет и сын, Дмитрий.

   — Дочь и сын у меня натуры творческие. Всё понемножку пробуют, — улыбается Сергей Алексеевич. — Я и не думал ей или сыну своё умение передавать. Здесь ведь как: если душа не лежит, значит, и не выйдет ничего путного.

   Кения пишет стихи, и резьбой заинтересовалась. Да так, что спустя некоторое время стала вырезать замечательные поделки. Участвовала она в конкурсе школьников, объявленном Детским благотворительным фондом В. Гартунга и посвящённом проблеме ядерной и экологической безопасности Южного Урала, заняла первое место и выиграла путёвку в лагерь «Артек». А представляла Ксения на конкурсе работу под названием «Вторая жизнь дерева», на котором благодаря её усилиям расцвели волшебные цветы и поселилась дивная птица.

   — Папа помогал? — поинтересовалась я.

   — Помогал, — усмехнулся Сергей Алексеевич, — бревно таскал для её изделия. Высотой оно метра полтора, а весом все 30–40 килограммов. Сейчас работа Ксении стоит в кабинете Гартунга.

    Сын Дмитрий рисовать любит, раньше резьбой увлекался. Его панно с цветами получило диплом первой степени на областной выставке в Челябинске. А потом в бегуны подался, лет восемь уже как он занимается лёгкой атлетикой, и неоднократно становился призёром городских и областных соревнований. Жена Юля хоть и не одобряет увлечение мужа, но и не мешает, понимая, насколько это важно для него. Правда, ворчит иногда, что вся квартира в опилках. Но Сергей Алексеевич не унывает:

   — Может, и хорошо, что она резьбой не увлекается. Ведь когда что–то делаешь вместе, неизбежно возникают споры. А я люблю, когда мне никто не мешает. Хоть и говорят, что истина в споре рождается, только у меня руки с головой долго не спорят, а параллельно работают.

   Пмимо птиц Сергей Алексеевич вырезает изделия из самого разного материала: розы и лилии — из осины, грибы — из кедра, птиц — из сосны и осины, а ещё корзинки плетёт, вазы мастерит. Но всё же самой интересной работой Сергей Алексеевич считает вырезание птиц, а его любимый материал — осина: мягкая она и белая.

   Ге только и кем Сергею ни довелось поработать: на Курганском заводе колёсных тягачей, пекарем умелым, двери металлические делал да ставил, инженером–программистом был. А потом вдруг увидел объявление: клубу юных техников в ДК «Юность», что в машгородке, нужен педагог по народному промыслу. Взял Сергей Алексеевич пару своих птиц и пошёл. А надо сказать, что свою первую птицу он сделал недели за две до того, как увидел это объявление. Принёс свои работы, и от такого мастера там не отказались. Закипела работа. Набрал Сергей Алексеевич к себе в кружок ребят, и уже через несколько месяцев жители Миасса могли полюбоваться на первые творения юных мастеров.

   Вдно, есть правда в словах Сергея Алексеевича, когда он говорит о том, что на Руси ремесленники всегда ценились, да только богатыми никогда не были, в золоте не ходили. Те, кто лапти плёл, сам же их и носил. Множество птиц вырезал Сергей Алексеевич — более тысячи! В год он делает их около сотни — и все на загляденье. Разлетелись они стран в двадцать: в Америку, Канаду, ГДР и другие. Случилось как–то, познакомился через Интернет с Сергеем Алексеевичем один американец — очень птицами его заинтересовался. И заказал, правда, не простую, а с размахом крыльев в полтора метра! Только вот птицу–то мастер сделал, а заказчик потерялся… Приезжала к Сергею Алексеевичу и съёмочная группа Свердловской киностудии — снимала она фильм о золоте Урала. Нужен им был лоток, подобный тому, в котором золото раньше мыли. Сделал его Сергей Алексеевич за полдня. Отсняли. Обещали сообщить, когда фильм выйдет на экраны, но так и не объявились.

   — Почему же вам дорого это искусство? — спросила я у Сергея Алексеевича.

   — Да потому, что неистребимая любовь к красоте в крови нашей русской замешана. А ещё, несмотря ни на что, я верю — птица эта обладает неисчерпаемой житейской мудростью и приносит в дом благополучие, добро и счастье.

   


Алёна СТАТОВА



назад


Яндекс.Метрика