свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 28 Уральский автомобиль Вторник, 22 марта 2005 г.

«Урал» начинается с рамы

   18 марта исполнилось ровно 20 лет одному событию из истории автосборочного производства. 18 марта 1985 года под крышей только что запущенного в эксплуатацию главного корпуса была окрашена первая платформа к автомобилю–самосвалу сельскохозяйственного назначения «Урал–5557». Много воды с той поры утекло в Миасс–реке, и разноцветных красок в ваннах, куда окунаются детали к «Уралам», тоже огромное количество потрачено. Накануне юбилейного события репортёры «Уральского автомобиля» побывали на производственной площадке участка окраски рам и платформ сварочно–окрасочного цеха АСП. И вот что там увидели.

   Лбой «Урал» начинается с рамы. Иначе не бывает. И они здесь повсюду. Вот от участка клёпки, едва появившись на свет из двух лонжеронов, плывут по воле людей дальше. Вот собирается их первая пятёрка на напольно–передаточном конвейере. Транспортёрщик Мария Шестакова нажимает на кнопки. Опустившееся приспособление подхватывает раму, поднимает вверх, к подвесному толкающему конвейеру. И начинается путешествие рамы, много где ей придётся побывать, прежде чем она обрядится в сверкающую одежду из чёрной краски. Мойка в агрегате подготовки, сушка, охлаждение, погружение в ванну окунания, вновь сушка. И только пройдя весь технологический цикл окраски, который длится не менее двух с половиной часов, преобразившуюся раму вновь пристроят на конвейер и отправят к главной сборочной ленте автозавода, где и начнёт она обрастать разной машинной сутью, становясь постепенно красавцем «Уралом».

   Пловина десятого утра. С участка клёпки на окраску уже подано восемь рам, где–то ближе к окончанию рабочей смены они окажутся на главном конвейере. В одну мелодию сливается гудение работающей вентиляции, рёв моторов, шипение сгорающего в сушильных камерах природного газа. Пахнет краской. Слышно, как над головой звонко щёлкают звенья подвесного толкающего конвейера. Смена как смена. За два дня до юбилея на участке предстояло окрасить в одну смену 35 рам различных модификаций к «Уралам», десять металлических платформ да ещё детали оперения в немалом количестве. А что будет в день юбилея?

   — Такая же обычная смена. Перед началом работы соберёмся вместе, поздравлю всех, и начнём дальше красить.

   Нчальник участка окраски рам и платформ Валерий Павлов все прошедшие 20 лет так и продолжает заниматься в стенах главного конвейера производством окрашивания. Время быстро пролетело. Когда–то был старшим мастером окрасочного цеха, теперь возглавляет участок, под его началом трудится 50 человек: маляры, стропальщики, транспортёр-

   щики, операторы окрасочно–сушильных агрегатов. В самом начале зарождения участка здесь красили только одни платформы к «сельхозникам», работали в три смены, по 800 платформ в месяц окрашивали. С 1987 года из ПКП в АСП перевели клёпку и окраску рам. А потом и брызговики, и капоты, и другие детали оперения добавились. Сегодня на участке трудится дружный и сплочённый работой коллектив, возглавляемый начальником участка В. Павловым, мастерами — Наилей и Денисом Фаизовыми. Давно и без замечаний работают бригадиры маляров Светлана Соловьёва, Любовь Беседина, стропальщики Виктор Федулов, Александр Шурупов, транспортёрщик Гульсак Шаймухаметова.

   З день до прихода корреспондентов «Уральского автомобиля» на участок здесь впервые «провели» через линию окраски раму автомобиля «Урал» дорожной гаммы. Деталь эта запомнилась. Это же примета времени. Есть и другие, свидетельствующие о работе по внедрению в действие «бережливого производства».

   Сфевраля 2004 года на участке стали окрашивать детали оперения эмалью МЧ–145. До этого существовала такая технология. На линии окраски платформ действовали две окрасочные каме-

   ры. После обработки химикатами изделия сушили, потом грунтовали, снова сушили и только после этого их покрывали эмалью МЛ–12 в два слоя. Даже неспециалисту заметно, что подобная технология требовала больших затрат времени и, конечно же, энергоносителей — электричества, газа, сжатого воздуха. С переводом окрашивания деталей эмалью МЧ–145 удалось добиться многих положительных результатов. Стала ненужной и уже закрыта на консервацию камера, где проводилась операция грунтования поверхностей деталей оперения. Произошла заметная экономия энергоносителей. Судите сами. До кайзена на линии природный газ сжигался в 18 печах, теперь их осталось 10. Новая технология прижилась, действует и приносит заметные результаты по снижению материальных затрат, а значит, и себестоимости производимого на автозаводе продукта. На одной только остановленной десятой камере было установлено шесть вентиляторов. Мощность каждого составляет сорок киловатт. С февраля 2004 года коллектив участка окраски рам и платформ в рамках внедряемого на автозаводе «бережливого производства» вслед за расположенным по соседству участком окраски кабин и оперений в сборе перешёл на работу в одну смену. Процесс пошёл, но пока есть трудности. И это прежде всего связано с неритмичной подачей мелких деталей из цехов прессово–сварочного производства. Приходится из–за этого прихватывать внеурочное время и даже с разрешения администрации завода вновь организовывать работу в две смены. Однако несмотря ни на что, возврата к прежнему двухсменному режиму быть не должно. Конечно, автозаводцы устранят совместными усилиями сложности, мешающие продвижению новой производственной системы, смогут и в одну смену на окраске выполнять такой же объём работы, как некогда в две. Рассказывает В. Павлов:

   — Это реально. Экономия в связи с переходом на односменный режим работы, если ещё учесть и то, что закрыли одну камеру, будет весьма существенной.

   …Пока Валерий Евгеньевич Павлов показывал нам, что и как движется по лабиринтам технологической цепочки, подошла пора очередной раме «нырять» в огромную ванну окунания. Вот исчезла в чёрной краске стальная конструкция. Вот появилась она, уже преображённая. И понёс её конвейер далее, в сушильную камеру. Там рама задержится минут на сорок, обсохнет при температуре более чем в сто градусов, красивой станет. И потом путь ей один — главная сборочная лента предприятия. Где и происходит ежедневное чудо. На первом участке устанавливается пока ещё пустая и уже остывшая рама. А в конце движущейся ленты съезжает только что родившийся «Урал».

   


Владимир ЗУБКОВ

   

   Иеалы

   производственной системы

   «бережливое производство»

   Безопасность (физическая и психологическая)

   Ве работы, проводимые на производственной линии, должны обеспечить физическую и психологическую безопасность людей, т. е. должны соблюдаться требования охраны труда, правила безопасности, применяться безопасные технологии, средства защиты и т. д.

   Осутствие дефектов

   Дфектная продукция не передаётся на последующие операции. Это относится ко всем видам дефектов, в том числе и к дефектам поставщиков.

   П первому требованию заказчика

   Зказчик (внутренний и внешний потребитель) не должен ждать. Все усилия направлены на удовлетворение требований заказчика, а не на дискуссию с ним.

   Оно за другим

   Рзные модели не могут собираться на одном конвейере (в одном потоке) одно за другим. Это позволяет оперативно реагировать на требования заказчика.

   Мнимальные затраты

   Втрадиционной системе:

   «цена для покупателя» = «себестоимость» + «прибыль».

   Впроизводственной системе:

   «цена для покупателя» – «себестоимость» = «прибыль»

   Флософия производственной системы TPS

   1. Прежде всего думай о заказчике

   l Полное осознание того, что нужно заказчику.

   l Каждый последующий оператор (процесс, подразделение в производственной цепочке) является заказчиком предыдущего.

   l Поставка бездефектной продукции.

   l Мгновенная реакция на требования заказчика.

   l Основа производственной системы — точное выполнение требований заказчика (потребителя).

   Зказчик может быть как внешним (за пределами предприятия) так и внутренним (внутри предприятия). Заказчик это не только потребитель конечной продукции предприятия. Каждый руководитель должен взаимодействовать со своими заказчиками (потребителями) лично.

   2. Люди — самый ценный актив

   l Жизнь не бесконечна, способности людей — безграничны.

   l Люди являются самым ценным активом предприятия, потому что они способны думать и обучаться.

   l Все ценности производят люди, работающие на конвейере; наша задача сделать так, чтобы им было удобно работать.

   l Человек должен быть уверенным в своём будущем.

   3. Кайзен — культура усовершенствований, которая связывает между собой принципы 1 и 2 философии производственной системы:

   Поцесс совершенствования должен быть непрерывным.

   Нт масштабных революций, но каждый день думаем о том, как улучшить свою работу.

   Вжно мыслить нестандартно.

   4. Всё внимание на производственную площадку (гемба)

   Вимание направлено на производственную площадку.

   Вя работа производится на производственной площадке (производственной линии).

   Фзические (реальные) изменения и усовершенствования происходят на производственной площадке.

   Лчше всех о проблемах на рабочем месте осведомлён рабочий — необходима реальная обратная связь с рабочим.

   Уовершенствования без участия рабочего невозможны.



назад


Яндекс.Метрика