свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 27 Уральский автомобиль Суббота, 19 марта 2005 г.

Потребляй, но проверяй

   15 марта прошёл очередной День защиты прав потребителей. В принципе, день каждого из нас, потому что невозможно представить день без покупок чего–либо, что мы после употребим по назначению — съедим, наденем, поставим или включим. И нам хотелось бы, чтобы все эти вещи качества были надлежащего, чтобы мы не отравились, бытовая техника включалась, а одежда и обувь не расползались по швам.

   Н, к сожалению, так бывает не всегда. И есть люди, готовые защищать наши права в случае, если что–то подобное происходит. Один из них — Александр Урбинцев. Именно к нему обращаются потребители, ущемлённые в своих правах и требующие справедливости. Таких немало. Например, в феврале 42 человека обратились к нему лично и около 160 получили консультации по телефону.

   — Я предпочитаю личное общение, — рассказывает Александр Геннадьевич. — По телефону всего не расскажешь, тем более, когда видишь человека, лучше понимаешь, как именно вести с ним беседу, люди ведь разные бывают. Порой человек закона о защите прав потребителей совсем не знает, но слышал, что он даёт ему какие–то права, здесь приходится объяснять более подробно и обстоятельно. Но ладно, покупатели, иногда с ним не знакомы даже продавцы, а я считаю, что у человека, работающего в торговле, «Закон о защите прав потребителей» от 21 декабря 2004 года должен быть настольной брошюрой. Лучше всего, конечно, чтобы к нам приходили сразу оба не нашедшие взаимопонимания — покупатель и продавец, но так бывает очень редко. В основном сталкиваемся с иными ситуациями. Например, проблемы с покупкой: человек приходит её отремонтировать, заменить или вернуть деньги, а продавец отвечает, что хозяина нет, решать может только он, но приедет «барин» через две недели, а то и позже. А закон устанавливает срок для исполнения законных требований потребителя — 10 дней.

   — На что сейчас больше всего жалуются покупатели?

   — На обувь и сотовые телефоны. Думаю, на последние потому, что этот прибор очень многофункционален, идёт большая нагрузка на микросхему, которая быстро выходит из строя. Поломки у нас в Миассе устранить не могут, абоненты сдают их в сервисные центры, оттуда аппарат уезжает в другой город. А это задержка по времени, и большая. Телефон же приобретается для того, чтобы пользоваться им постоянно, он нужен для работы, для контроля за детьми. Но наши «умные» продавцы завышают в договоре положенные по закону сроки гарантийного ремонта, и вообще мудрят с договором. Например, предлагают подписывать такие квитанции: «Оборудование с согласия заказчика принято без разборки и проверки неисправностей и внутренних повреждений. Заказчик согласен, что все неисправности и внутренние повреждения, обнаруженные в оборудовании при его диагностике, возникли до приёма оборудования в ремонт…» То есть раньше, когда у вас ломался, например, телевизор, при приёме в ремонт при вас снимали панель и объясняли, что повреждено, как и в какой срок поломку устранят. Теперь этого нет, вы просто отдаёте свой телефон, и всё. Потом вам могут сказать, что вы сами виноваты. Что такие повреждения в гарантийное обслуживание не входят и вам придётся платить самим за его ремонт. Лично меня настораживает, что часто происходят однотипные поломки, причём при проведении экспертизы сервисные центры производят её в пользу салона, продающего телефоны, ведь именно салон платит им деньги.

   — Что же тогда делать желающим приобрести сотовый телефон?

   — Внимательно читать договор, ещё раз повторюсь, и не подписывать ничего подобного объяснённой ситуации. Или идти в другой магазин, если сомневаетесь.

   — А с обувью как поступать? Без сотового можно обойтись, а вот без сапог…

   — Раньше закон гласил, что продавец не может дать гарантию меньше сроком, чем изготовитель, по новому закону — может. Сейчас магазин просто имеет право дать гарантию, но не обязан этого делать. Какие они у нас сейчас? 14 дней, 20 дней, не больше, а дефектов у обуви — хоть отбавляй. Наиболее часто они связаны с некачественной подошвой, на которой образуются трещины, потом попадает вода и в результате подошва просто отклеивается. Вообще, по закону, гарантия должна даваться изготовителем, а если нет, то магазин должен требовать сертификат качества и гарантию давать в соответствии с ГОСТом. Вообще, покупка обуви сейчас — это действие на свой страх и риск, хотя бы потому, что в случае отказа магазина обувь заменить или вернуть деньги, придётся вам делать экспертизу (конечно, если вы желаете доказать справедливость своих требований). А она проводится только в Челябинске и стоит дорого.

   — Но вы можете дать совет, как покупать обувь правильно?

   — Могу посоветовать магазинам торговать качественной обувью и давать гарантии по ГОСТу, это «лицо» магазина и его престиж. Если рядом два одинаковых отдела, и один их них даёт гарантию больше, куда пойдёт покупатель? Если обувь действительно хорошая, убытков гарантия не принесёт, а вы приобретёте постоянного благодарного клиента. Что касается покупателей: повнимательнее рассматривайте будущую покупку, учитывая свой прошлый печальный опыт. И старайтесь на базаре обувь не покупать. Конечно, по закону все «базарные» тоже должны давать гарантию и иметь кассовые чеки или квитанции, но до такого уровня наша городская цивилизация ещё не дошла, к сожалению.

   — А как обстоят дела с бытовой техникой? Одно время на неё тоже было немало нареканий?

   — Гораздо лучше. Если жалобы бывают, то, в основном, на телевизоры, меньше жалуются на стиральные машины и холодильники. Наши салоны стали пристальнее следить за качеством своего товара, потому что в этой сфере идёт здоровая конкуренция и нам есть из чего выбирать.

   — А смешные случаи в вашей практике встречаются?

   — Да нет, в основном печальные. Разве что вот недавно женщина звонила, интересовалась. Она купила телевизор, а у неё тут же запил муж, вот она и спрашивает, имеет ли право этот телевизор вернуть, раз уж от него такие проблемы в семье…

   — Вы хоть свой праздник отметили хорошо?

   — Да как. Не с кем, я же тут теперь один по этим вопросам работаю. Конечно, меня поздравили добрыми словами, но не было желающих устроить по этому поводу застолье…

   


Юлия БУЦИК



назад


Яндекс.Метрика