свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 24 Уральский автомобиль Суббота, 12 марта 2005 г.

Валерий Панов: «Политическая стабильность поможет избежать стагнации и обеспечить приток инвестиций»

   М продолжаем обсуждение темы, затронутой в нескольких номерах газеты «Уральский автомобиль». Был высказан уже ряд авторитетных мнений, но хотелось бы детально посмотреть на ситуацию со стороны. Такой взгляд способен обеспечить Валерий Викторович Панов, депутат Государственной думы ФС РФ, который на днях побывал в Миассе и согласился побеседовать с нами на эту тему.

   — Валерий Викторович, сегодня все чаще говорят о том, что быстрый и устойчивый рост экономики возможен только при условии реализации нестандартных подходов к решению экономических задач. Какие первоочередные меры в этом направ–

   лении, на ваш взгляд, необходимо принять в Челябинской области в целом, и в Миассе в частности?

   — Я считаю, что в самое ближайшее время и в области в целом, и в Миассе в частности, должна быть разработана новая программа социально–экономического развития региона, рассчитанная на период не менее десяти лет.

   Воснове этой программы должны быть инновационный и инвестиционный принципы. Речь идёт о формировании экономики интеллекта, которая одна сегодня может обеспечить быстрые темпы экономического развития и конкурентоспособность самой экономики.

   Н скажу, что в регионе совсем ничего не делается в этом направлении, — опереться есть на что и на кого.

   — Без мощного научно–технического потенциала это сделать сложно. Как вы считаете, Миасс им обладает?

   — Безусловно. Научно–технический и интеллектуальный потенциал Миасса велик. На автомобильном заводе «Урал», где несколько лет я являлся внешним управляющим, есть огромная плеяда специалистов, обладающих современными знаниями, исповедующих деловые подходы и чётко улавливающих современные тенденции. Да и сам автозавод остро нуждается в инвестициях. Потому что без них не может быть и речи о перспективном продукте, востребованном на рынке, и привлекательных, хорошо оплачиваемых рабочих местах.

   Н сегодня необходимо динамично двигаться вперёд, а для этого действительно нужны смелые, нестандартные решения. Которые могут обеспечить только смелые и нестандартные люди.

   — Нестандартные решения, о которых вы говорите, традиционно связаны с большим риском. А крупный бизнес — особенно иностранный — до сих пор относит вложения в экономику российских регионов к числу высокорискованных…

   — Инвестиционные риски учитывают не только иностранные инвесторы, но и российские. И на первом месте стоит риск региональный — риск взаимоотношений с региональными элитами и властью. Это — основа основ. Вкладывать средства в непредсказуемый регион, где происходят политические катаклизмы, считают неразумным и отечественные инвесторы, и зарубежные.

   Н для инвестора важна не только инвестиционная привлекательность региона как таковая — не менее важна уверенность в партнёрах, которые смогут на месте освоить инвестиции таким образом, чтобы получился синергетический эффект. Позитивные примеры на этот счёт есть, в том числе и в Миассе.

   — А отрицательные?

   — Есть и отрицательные примеры, оказавшие губительный эффект. Очевидно, что приток инвестиций может быть значительно большим. Для этого необходима большая политическая стабильность. И в этом контексте события вроде «дела ЮКОСа» не добавляют нам инвестиционной привлекательности. Как председатель подкомитета Госдумы по законодательству о фондовом рынке могу сказать, что сегодня стагнация на российском фондовом рынке прежде всего вызвана политическими решениями. И будет печально, если этот негативный опыт распространится на места — в конкретные города или регионы.

   — Экономика Челябинской области представляет собой уже сложившуюся систему, причём систему довольно консервативную. И это ограничивает возможности творческих новаций…

   — Сегодня нам важно искать и находить те сегменты рынка, где мы обладали бы конкурентными преимуществами. Пусть даже потенциальными. Экономика Челябинской области, действительно, моноразвита, необходима её диверсификация. И сегодня уже есть множество примеров, подтверждающих, что это происходит.

   Поцесс диверсификации должен происходить и внутри сложившихся отраслей. Необходимо искать новые ёмкие рынки, где в сжатые сроки можно обеспечить стабильную работу. Могу сказать на примере автомобильного завода «Урал», что у него такие сегменты есть. Это и развитие сервисного обслуживания, и освоение выпуска специальной техники на шасси автомобилей «Урал», и другие проекты. Например, почему бы автомобильному заводу не заняться реализацией проекта технопарка?

   — В настоящий момент руководством автозавода рассматривается вопрос о создании индустриального парка на базе пред-

   приятия…

   — Это очень своевременно. Есть весьма показательный пример — Финляндия, где создание технопарков, бизнес–инкубаторов принесло уже свои плоды. Неплохие успехи на этом поприще у Китая, Индии, других стран. Кстати, по итогам прошлого года Финляндия признана страной с самой конкурентоспособной экономикой. Думаю, наша страна имеет отнюдь не меньший потенциал — дело за тем, чтобы его реализовать.

   — Валерий Викторович, вы говорили о том, что на первом месте стоит риск региональный — риск взаимоотношений с региональными элитами и властью. Какие, на ваш взгляд, есть пути по снижению этого риска?

   — Здесь путь может быть только один. Всё в конечном итоге зависит от самой региональной власти, её желания сделать регион привлекательным для инвестиций. Давайте разберём ситуацию на конкретном примере. При стабильной политической обстановке в Миассе на автомобильный завод «Урал» пришёл стратегический инвестор — в лице холдинга «РусПромАвто». Его первые шаги были достаточно осторожными — как и у любого другого инвестора, осваивающего новый рынок. Но постепенно объём инвестиций стал увеличиваться. Мне известно, что, например, в 2005 году он в два раза выше, нежели в 2003 году. Налицо — положительная тенденция. Сегодня её необходимо закрепить.

   — Каким способом?

   — Здесь всё в руках у коллектива автомобильного завода «Урал». Многое зависит от его слаженной работы. Но есть и другая сторона медали. Я считаю, что при решении любых глобальных вопросов, к которым можно отнести и выборы региональной власти, необходимо опираться на собственные силы. Хорошо помню одну фразу, которую мне сказал один из уважаемых ветеранов Уральского автозавода: «Никто, даже за большие деньги, не сможет любить предприятие сильнее, чем мы — за бесплатно». И сегодня, когда речь идёт об инвестициях в автозавод и фактически о его будущем, коллективу необходимо сплотиться и чётко понять, что в руках каждого из вас находится судьба предприятия. Автозаводцы — благоразумные люди. Я уверен, что они это прекрасно понимают.

   — В чём заключается Ваша помощь инвесторам?

   — Инвесторам мы помогаем в первую очередь тем, что обеспечиваем им административную поддержку. Мой статус депутата Госдумы, президента регионального объединения работодателей, члена экспертного совета правительства области — это нечто действенное. Когда возникают проблемы с получением разрешения на энергообеспечение, с решением земельных и других административных вопросов, мы помогаем, так как знаем, как эти вопросы решить.

   Плагаю, что на федеральном уровне мы должны создать сегодня такие условия, которые способствовали бы совершенствованию инвестиционного законодательства. Это касается и защиты инвестиций, и участия государственных средств в реализации инвестиционных проектов. Участие государства в инвестиционном процессе подтверждает серьёзность проектов и в значительной степени является гарантией возврата инвестиций. Ведь инвестиции — это в первую очередь деньги на возвратной основе. И всё это вместе создает хорошие предпосылки для перевода региональных экономик на интеллектуальные рельсы.

   — Валерий Викторович, спасибо за беседу.



назад


Яндекс.Метрика