свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 21 Уральский автомобиль Четверг, 3 марта 2005 г.

Трудные вёрсты войны

   Пчти шестьдесят лет назад отзвучали последние выстрелы войны. Но есть ещё люди, вспоминающие о ней чаще других — это участники тех страшных боевых действий.

   Ксожалению, сейчас их уже не так много. Но они есть, о чём мы забывать не должны. На днях я встретился с супругами Шафтан, — Израилем Борисовичем и Раисой Григорьевной, — испытавшими все тяготы военных 40-х…

   О Сталинграда до Австрии

   Слнечным воскресным днём я шёл по проспекту Автозаводцев, и всё вокруг казалось мирным и спокойным. «А что было бы здесь, если бы в 41–м под Москвой или в 42–м под Сталинградом наши войска не смогли сдержать натиска немецких войск?» — спрашивал я себя. Даже представить сложно. К счастью, тогда наши воины геройски сражались и защитили Родину от врага. Один из этих воинов — Израиль Борисович Шафтан — житель нашего города и ветеран автозавода.

   Вдалёком 38–м он приехал в Свердловск из Белоруссии учиться в Уральском политехническом институте, в то время называвшемся индустриальным. В июне 41–го он — уже студент третьего курса факультета цветной металлургии. Практику проходил на Уральском алюминиевом заводе в городе Каменск–Уральский, откуда в марте 1942 года Израиля Борисовича призвали в армию, как тогда называлось, по партийно-комсомольскому набору. Прошёл обучение в Тюменском пехотном училище и в августе этого же года его направляют в только что сформированную дивизию, которая вошла в состав Сталинградского фронта и должна была ликвидировать прорыв врага севернее Сталинграда.

   Вто время многие рвались на фронт. И это не показная храбрость — это настоящий душевный порыв, истинное желание помочь своей стране. К этому времени у многих война унесла близких людей. Отца, брата и сестру Израиля Борисовича поглотило страшное порождение нацизма — гетто. Если бы и он остался в Белоруссии и не уехал в 38–м году учиться на Урал, скорее всего, его ждала бы такая же участь. Но история не терпит сослагательного наклонения…

   Вконце лета 1942 года дивизия, в составе которой в качестве пулемётчика находился Израиль Шафтан, почти месяц держала оборону под Сталинградом. Когда пришло удачное для наступления время, солдат бросили в прорыв. Здесь–то и пометила война молодого бойца. «Как бежал, так и упал», — вспоминает Израиль Борисович. После этого полгода отлежал в красноярском госпитале.

   Вфеврале 1943 года в Омске формируется миномётная дивизия резерва Главного командования, в составе которой Израилю Борисовичу предстояло продолжить свой военный путь. В апреле дивизия вошла в состав 18–го танкового корпуса 5–й танковой армии Степного фронта. Июль ознаменовался началом боевых операций на Курской дуге. В одной из них принимал участие и наш ветеран. Это была операция по ликвидации прорыва немецко–фашистских войск на Прохоровском плацдарме (наверное, многие слышали о знаменитом танковом сражении в районе деревни Прохоровка, в котором принимали участие до полутора тысяч танков, самоходных орудий и крупные силы авиации).

   Дительного отдыха между боями не было, так как дивизия Израиля Борисовича регулярно перебрасывалась из одной «горячей точки» в другую. Бои, наступления непрерывно уносили жизни однополчан, имена которых порой не успевал запомнить. Война есть война. Участвовал И. Б. Шафтан и в многочисленных операциях по освобождению городов СССР и других государств, имеет за это большое количество благодарностей от главного командования: «За взятие Харькова», «За взятие Знаменска», «За прорыв немецкой обороны и взятие Белгорода», «За взятие Бухареста». И это лишь малая часть. Есть награды за взятие Вены и Будапешта, за оборону Сталинграда, за победу над Германией. Участвовал он и в форсировании Днепра в районе города Кременчуг, за что также награждён. Но, наверное, куда дороже Израилю Борисовичу медаль «За отвагу», которую и офицеру трудно получить, не говоря уж о старшине. Награждён и боевыми орденами: Отечественной войны 1–й и 2–й степеней, Красной Звезды. Всё это говорит о том, что сражался миномётчик Шафтан мужественно.

   Н на пиджаке ветерана — только самые ценные награды.

   — Если повесить все, — говорит Израиль Борисович, — тяжело носить.

   Уидев коробку, заполненную наградами, не согласиться с этим нельзя.

   Пойдя Венгрию и Румынию, победу Израиль Борисович встретил в Австрии. И стал участником той исторической встречи с союзными — американскими войсками. Местные жители встречали освободителей, понятное дело, хо- рошо. В честь Победы был устроен обед, ну и, конечно, все подняли победные сто грамм. Так закончилась война для ставшего уже командиром миномётного расчёта И. Б. Шафтана. Хотя вернулся он только 3 октября 45–го — не всех сразу отпустили.

   Дмобилизовавшись, продолжил учёбу в институте. Закончив его в 1948 году, приехал в Миасс, на Уральский автомобильный завод. Здесь, в литейном производстве, и отработал технологом, потом начальником техбюро сорок лет жизни. Заслужил звание отличника автомобильной промышленности.

   Де дороги, одна судьба

   Кнечно, на передовой всем тяжело. Но и в тылу было нелегко. До войны Раиса Григорьевна жила на Украине. Война многих вынудила покинуть родные места и двинуться на Восток. Вспоминает, как с Украины выезжали на газгене, так тогда называли газогенераторную полуторку. Половину груза составляли дрова, другую — женщины, дети и кое–какие вещи. Нередко беженцев обстреливали немецкие самолёты. В таких случаях автомобиль съезжал с дороги в близлежащий лес. Преодолев все трудные дороги эвакуации, Раиса прибыла на Урал.

   ВСвердловске Раиса Григорьевна закончила факультет цветной металлургии УПИ. Учиться в военное время было трудно. Трудно было с продовольствием. В день выдавали 400 граммов хлеба и пол–литровую банку лапши чёрного цвета, которую заливали кипятком. Сдачей крови можно было увеличить хлебный паёк, а его продать и купить немного картошки. Что и делали тогда многие студенты. Часть аудиторий института использовалась в качестве комнат для жилья. Летом работали в колхозе и на военных заводах по производству оружия и боеприпасов. Всегда были сплочённость и вера в победу. И вот долгожданная весть — война окончена! В институте — шум, гам, всеобщее ликование! Победа! Про сессию, конечно же, забыли, она была перенесена на другое время.

   ВУральском политехническом и пересеклись судьбы наших героев. В 1947 году Раиса Григорьевна приехала по назначению в Миасс на Уральский автозавод, где работала в отделе главного металлурга. Через некоторое время сюда же приехал и Израиль Борисович. И ветераны не жалеют, что судьба привела их в Миасс. Здесь воспитали троих детей, дали им достойное образование: обе дочери и сын закончили ЧПИ. Богаты супруги и на внуков – их шестеро. Как говорит Раиса Григорьевна, и детей вырастили, и сад посадили… Словом, есть всё для счастливой жизни. А все неурядицы современной России — да что это по сравнению с той войной!..

   


Иван ТЮТЁВ



назад


Яндекс.Метрика