свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 20 Уральский автомобиль Вторник, 1 марта 2005 г.

Романс — это целая жизнь

   В любите петь? Большинство населения земного шара любит. Практически все время от времени что–то мурлычат себе под нос или подпевают известным исполнителям. Так что музыка составляет какую–то часть нашей жизни. Но есть люди, для которых музыка — вся жизнь, и без пения они себя не мыслят. Для таких петь — всё равно что дышать.

   Дя Александры Портновой это утверждение как нельзя справедливо. Она пела всегда, сколько себя помнит. Прекрасный голос — редкий дар — достался ей в наследство от мамы, которая пела замечательно и знала все популярные песни. Поэтому все пять её дочерей с музыкой были на «ты». Пять дочерей — не очень частое явление, не на каждом шагу такое встречается. Но Константин Портнов становиться русским мистером Беннетом не собирался, просто очень хотел, чтобы жена родила наследника — продолжателя рода. Только после пятой малютки женского пола решил не рисковать — времена всё–таки были тяжёлые, а семью надо обеспечивать.

   Александра родилась в 1935 году в Пензе, в Миасс переехали в 1941 году. Город того времени она помнит смутно, время всё–таки многое стирает из памяти. Поначалу семья жила у родственников, потом получили комнату. Тогда же отец ушёл на фронт и не вернулся, а в 1945–м умерла и мама. Маленькая Саша попала в дет-ский дом, располагавшийся в нынешней старой части города. Там, на музыкальных занятиях, и был замечен её голос — она знала и любила «Степь да степь кругом…», «По диким степям Забайкалья…», «Однозвучно гремит колокольчик…» Педагог занимался с девочкой отдельно, и все взрослые дружно пророчили ей блистательную карьеру оперной певицы. Она к подобным предсказаниям серьёзно не относилась, собственный голос, редкое меццо–сопрано, не казался ей явлением исключительным.

   Псле учёбы она пришла работать на автозавод — старшая сестра Настя помогла ей устроиться в кладовую инструментального цеха. Как–то в обед в красном уголке она услышала, как стройные женские голоса пели народные песни. Зашла и она на репетицию хора русской песни, которым руководил Владимир Кузнецов. Её прослушали, сказали, что голос у неё академический, и отправили в Дом культуры, к Софье Артуровне Манн. Та к своей новой ученице отнеслась со всей серьёзностью, занявшись постановкой голоса. Первой песней, с которой сольно выступила молодая Саша, была «Сорвала я цветок полевой, приколола на кофточку белую…» Потом разучивала романсы, арии из опер.

   — Я тогда могла раскапризничаться, — рассказывает Александра Константиновна. — И то не могу, и это не получается. А Софья Артуровна так спокойно скажет: ты всё можешь, Сашенька, давай ещё попробуем. Она умела меня настраивать на нужный лад.

   В1957 году коллектив поставил оперу «Евгений Онегин», где Александра исполняла заглавную партию Ольги. В дни концертов всегда собиралось много народу, люди желали слушать хорошую музыку, и коллектив провинциального городка давал им такую возможность. Так бы и пела в Миассе Саша, но приехала в город с концертом магнитогорская государственная академическая хоровая капелла имени Семёна Григорьевича Эдинова, её услышали и пригласили на работу. Так что десять лет она работала там и параллельно училась в музыкальном училище имени Глинки, на отделении хорового дирижирования. Капелла объездила весь Советский Союз, Александре Константиновне довелось познакомиться с молодой Геленой Великановой, Иосифом Кобзоном…

   ВМиасс Александра Константиновна вернулась по обстоятельствам семейным — постоянные гастроли, и нельзя оставить маленького сына, который упорно закатывал свои собственные концерты, если уезжала мама. К слову сказать, у Игоря тоже хороший голос, но в своё время он решил, что пение — «не его», и увлёкся спортом. Это тоже в маму, она всегда находила время и для лёгкой атлетики, имея за это множество грамот и других наград. Но для неё музыка была важнее.

   Псле возвращения в город она была музыкальным работником в детском саду, позже — литейщиком пластмасс в цехе нормалей. И все те годы активно занималась развитием на заводе художественной самодеятельности. Например, дольше всего ей довелось руководить академическим хором кузовного цеха. Его начальник Аркадий Беляев очень серьёзно относился к творческим занятиям коллектива и по вечерам собирал певиц громким «Девчонки, петь пошли!»

   Уе 25 лет Александра Константиновна руководит академическим хором ветеранов войны и труда городского Дома культуры. В репертуаре — старые популярные песни, военные, лирические. Коллектив объездил всю область, имеет звание народного, хорошо известен городским поклонникам классической музыки. Помимо дирижёрской работы Александра Портнова выступает с сольными номерами, является автором тематического вечера романса. И, знаете, очень сложно поверить, что этой женщине в воскресенье исполнилось…семьдесят! Не ассоциируется у меня столь почтенный возраст со стройной, подтянутой фигурой, яркой помадой на губах. Именно так и выглядит Александра Константиновна — человеку активному, увлечённому своим делом, и душой, и телом стареть просто некогда.

   — Я несу культуру в массы. И буду продолжать, сколько смогу. Пока руки машут, голос не дрожит, люди петь и слушать идут с удовольствием — я буду работать. Тем более что, кроме нашего, в городе нет академического хора. А он нужен, люди должны иметь возможность слушать классическую музыку не только на дисках и кассетах.

   Впонедельник Александра Константиновна Портнова принимала поздравления в конференц–зале городской администрации. Пела — с хором и без.

   — И чего они там удумали с поздравлениями? Я, например, крайне удивлена — я же всю жизнь с ними ругаюсь на творческие темы, что мало они дают нам выступать. А тут… Но всё равно очень приятно!

   


Юлия БУЦИК



назад


Яндекс.Метрика