свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль Уральский автомобиль Уральский автомобиль
Суббота,
9 февраля
2002 г.
№ 15
Уральский автомобиль

ХРАНИТЬ 45 ЛЕТ

   Фаза, вынесенная в заголовок, вовсе не относится к каким-то жутко секретным документам (перед прочтением — сжечь). Не хотелось бы разочаровывать неисправимых романтиков, но жизнь — штука прозаическая. И куда чаще, чем подвигу, в ней находится место нелепой случайности, небрежности, приводящей к печальному финалу.

   Кгда я еще совсем молодым пареньком пришел на автозавод учеником слесаря, мне, как и полагается, выдали несколько инструкций по технике безопасности. Скучные пункты и параграфы не произвели на меня впечатления и были заброшены в верстак. Видя подобное «прилежание», мастер сказал мне: «Зря ты так. Помни, все эти книжки написаны кровью».

   Мого воды утекло с тех пор, но фразу, брошенную мне небрежно, помню. И теперь, спустя много лет, пройдя через несколько мелких несчастных случаев, мнение это я вполне разделяю. По чести говоря, самый скучный томик «Техники безопасности» при изрядной доле воображения вполне может конкурировать с триллерами С. Кинга, хотя бы тем, что вымысла там нет. Сплошная документалистика.

   Нчальник бюро охраны труда АЗ «Урал» Леонид Морозов дал мне полистать сводную, за полгода, таблицу несчастных случаев по заводу. По каждому цеху всего две цифры: сколько человек травмировано и сколько дней они оставались нетрудоспособными. Всего пострадало 56 человек, проболевших в сумме 983 дня.

   Птьдесят шесть человек, это пятьдесят шесть папок, тех самых, что приказано хранить 45 лет. В каждой примерно полсотни страниц: описание несчастного случая, всевозможные акты, анализ того, как это стало возможно. Где то самое «тонко», что рвется? Венчает все решение комиссии: с определением виновных и точным указанием – как устранить недостатки. Так и хочется написать «отдельные недостатки», да вот статистика указывает, что с годами несчастных случаев меньше не становится.

   Лонид Морозов в деле охраны труда не новичок, более тридцати лет отдано расследованию производственных травм. Недавно разработал методику как делать это более эффективно. Она была напечатана в майском номере профильного журнала «Охрана труда. Практикум» (г. Москва) за прошлый год и рекомендована к широкому применению.

   О несчастных случаев, как это ни печально, избавиться невозможно. Другое дело, что скрупулезный анализ каждого из них — залог не повторения. Правда, несчастья приспосабливаются к «вакцинам» не хуже гриппа. Никогда не знаешь, что еще выкинет эта странная штука — жизнь.

   О одном деле, которому предстоит пролежать в архиве положенные сорок пять, хотелось бы написать особо. В городе оно наделало немало шума. В ночь с 12 на 13 декабря на Тургоякском шоссе в районе остановки ЖБИ столкнулись два автомобиля — «Тойота» и «Урал»-вахтовка. Водитель и три пассажира легковой машины погибли, водитель и пассажир вахтовки — госпитализированы. Параллельно со следователями УВД к делу подключились и сотрудники отдела охраны труда автозавода. Водитель и пассажир вахтовки — работники градообразующего предприятия, и если милиция расследовала ДТП, то инженеры отдела — «несчастный случай на производстве». Согласно приказу по заводу, комиссию по расследованию несчастного случая возглавил Государственный инспектор по охране труда в Челябинской области Александр Беляев. Непосредственно разбираться в деле было поручено начальнику бюро Леониду Морозову.

   Кнечно, в определении вины водителя грузовика Андрея Николенко главную роль играли следователи, но… У всего есть свое «но». Ведущий дело следователь УВД А. Филатов оценен инспекторами автозавода очень высоко. Л. Морозов каждый день связывался с ним, понимая, как тяжело сейчас А. Николенко. И вот, наконец, получен официальный документ — постановление об отказе в возбуждении против водителя уголовного дела. И первым эту новость Николенко сообщил Л. Морозов — приехал к нему домой.

   Вт такая охрана — не только труда, в узком понимании этого термина, но и самого человека в ситуациях, которые выходят за рамки положений о технике безопасности.

   Сергей ЛИХАЧЕВ.



назад


Яндекс.Метрика