свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 16 Уральский автомобиль Четверг, 17 февраля 2005 г.

Такая память о войне — снова слёзы на щеке

   15 февраля 1989 года, ровно 16 лет назад, из Афганистана были выведены последние части советских войск. Ту войну теперь называют странной и бесславной, она не принесла счастья никому. Более 15 тысяч погибших солдат и офицеров, 300 пропавших без вести, и без счёта судеб, искалеченных войной… Зачем, во имя чего в Афганистан посылали наших парней? А ещё раньше — в Египет, Вьетнам, Анголу, Сомали, Сирию?.. Когда затихнет окончательно пожар войны в Чечне? Кто ответит, кто успокоит сердца матерей? Политики совершают ошибки, отправляя солдат туда, где их не ждут. А солдаты, верные присяге, стойко сражаются, выполняя приказ. И оставшиеся в живых свято чтут эту дату скорби — 15 февраля — день памяти воинов, павших в локальных войнах и вооружённых конфликтах.

   Хлодный февральский полдень. Колючий ветер сбивает белый иней с веток. Так и кажется, деревья тоже плачут… Огонь одинаково вечно горит для всех. И для солдат, не вернувшихся в Миасс с фронтов Великой Отечественной. И для солдат, павших в войнах и конфликтах последующих, менее страшных, но тоже кровопролитных… Здесь, у Вечного огня городского мемориала, и прошёл митинг, посвящённый дню памяти воинов–интернационалистов. В нём приняли участие родители погибших в Афганистане и Чечне миасцев, воины войсковой части посёлка Озёрный, старшеклассники из средних школ N№ 11, 16, 17, 26, представители общественности и жители Миасса.

   Оболях и утратах, о материнских слезах и необходимости прекращения затянувшегося кровопролития в Чечне говорили на митинге заместитель главы города по социальным вопросам Валентина Карпова, председатель горсовета Юрий Ярошенко, временно исполняющий обязанности военного комиссара Миасса подполковник Виталий Гаврилюк, председатель городского совета ветеранов Валентин Филь, председатель общественной организации «Союз ветеранов Афганистана и Чечни», депутат городского Совета Сергей Скоков.

   …Сказаны на морозе все печальные слова памяти, и остывшие слёзы утёрты.

   …Гремит троекратный воинский салют, и взлетает стая перепуганных голубей.

   …К Вечному огню возлагаются венки от администрации Миасса, городского Совета депутатов, от Союза ветеранов Афганистана и Чечни.

   Мтинг закончен, но большинство его участников не торопится расходиться. К мраморным плитам мемориала, на которых выбиты имена погибших в Афганистане и Чечне, к подножию камня с надписью «Вечная слава воинам, погибшим при исполнении воинского долга» ложатся живые цветы, налитая поминальная чарка накрывается горбушкой хлеба. Так принято. А ещё есть молчание. Слышно, как бьётся собственное сердце, а печаль неизъяснимая застилает глаза… Восемь парней из нашего города забрал Афганистан. И уже одиннадцать душ молодых земляков поглотил огонь затянувшейся чеченской войны… Когда, скоро, поздно ли извлекут политики горькие уроки, остановят потоки крови и слёз, прекратят войны, ни славы, ни почести державе не приносящие. Отправляясь в даль военную, солдаты оборачиваются на отчий дом и любовь к Родине забирают с собою. Но помнит ли, ценит и жалеет их Родина?

   Кнечно, не могла усидеть дома в тот морозный февральский день Раиса Ахметжановна Ковальская. Она пришла к Вечному огню. В руке — посошок, а в глазах — слёзы. Её сына, двадцатилетнего Бориса Ковальского, первым из миасских солдат привезли из Афганистана в запаянном цинковом гробу. Он погиб 1 июня 1980 года. Во всём мире праздновали тогда день защиты детей, а парнишка из Миасса принял смерть в бою с моджахедами у кишлака Хасанхель провинции Парван, направив боевую машину десанта на колонну техники «духов». Страна посмертно наградила Бориса орденом Красной Звезды. А ему бы жить да жить, детей растить… Какого славного, красивого человека потерял Миасс, Россия, весь мир…

   Риса Ахметжановна кладёт цветы у плиты, на которой первым значится имя её сына. Она всегда плачет, когда приходит сюда. Слёзы неостановимо текут и текут по щекам. Скоро исполнится двадцать пять лет, как нет сына Бориса на белом свете, а сердце матери всё страдает и болит, нет ему покоя. И все эти годы сын снится ей — живой, ласковый, улыбчивый.

   — Да когда же эти войны прекратятся? Когда матери перестанут страдать?

   Вадимир Снегирёв, миасский водитель, вернулся живым с войны. Два года служил он в Афганистане, много чего повидал за этот срок башенный стрелок бронетранспортёра. На груди — две афганские медали. А лицо грустное от нахлынувших чувств.

   — Пятнадцатое февраля для меня является святым днём. Вот сегодня отпросился у начальника, спасибо, что отпустил. Приходим сюда с товарищами. Вспоминаем всё, что было. И становится как–то легче на душе.

   Пследняя запись в скорбном перечне воинов из Миасса, погибших на чеченской войне, была сделана в 2003 году. Младший сержант Виталий Зиновьев погиб в горах Дагестана во время столкновения с чеченскими боевиками. Указом Президента России за отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга в Северо–Кавказском регионе, Виталия Зиновьева посмертно наградили орденом Мужества. Награду приняла из рук временно исполняющего обязанности военного комиссара Миасса подполковника В. Гаврилюка Галина Александровна Зиновьева, мама Виталия. Случилось это 15 февраля, в конференц–зале городской администрации сразу после окончания митинга.

   Щмило сердце от печальной мелодии. И было невыносимо жаль её, Галину Александровну, совсем ещё молодую маму, когда она, закрывая в плаче лицо, шла получать орден погибшего сына. Она держала в руках красную коробочку с наградой и молчала. Только слёзы неудержимо текли. И не было в тот момент во всём мире силы, что могла бы утешить её…

   Гсподи, сделай так, чтобы не гибли наши солдаты. Пусть не появляются новые надписи на этой поминальной плите городского мемориала. Пронеси чашу эту, Господи!

   


Владимир ЗУБКОВ



назад


Яндекс.Метрика