свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 15 Уральский автомобиль Вторник, 15 февраля 2005 г.

Незримый щит для предприятия

   Втераны завода ещё помнят те времена, когда поток идущих на смену в проходной контролировал один вахтёр в полувоенной форме. Причём, первоначально охрана комплектовалась в основном из пожилых женщин и «не годных к строевой» бывших фронтовиков. Они да бдительные сотрудники отдела, числящегося под номером один, и составляли службу безопасности. Никто, собственно, тогда и позже на заводские секреты особо и не посягал.

   Нвые реалии заставили создать службу безопасности с чёткой структурой, жёсткими требованиями к результатам деятельности, позаботиться и о соответствующем техническом обеспечении. Сегодня функции службы безопасности, безусловно, осложнились: предотвращение промышленного шпионажа, пресечение происков конкурентов и фирм, которые не прочь организовать свой бизнес за счёт Уральского автогиганта. И конечно же, львиную долю внимания СБ отвлекают на себя наши доморощенные любители лёгкой наживы и приверженцы распространённой вредной привычки. На эту тему мы и беседуем с директором по режиму и безопасности — начальником службы безопасности ОАО «АЗ «Урал» Геннадием БУДАНОВЫМ.

   — Геннадий Трофимович, в начале года принято подводить итоги прошедшего, намечать планы на перспективу. Насколько, на ваш взгляд, эффективно сработала служба безопасности завода в 2004 году, что было сделано для её дальнейшего совершенствования?

   — Перед интервью я специально для читателей заводской газеты подготовил данные о показателях нашей работы. А что касается совершенствования, то оно тесно связано с наличием современных технических средств. И конечно, новая техника будет приобретена, как только появится финансовая возможность. Проектов у нас много, со временем, я надеюсь, завод сможет их реализовать.

   А пока доминирующую роль в деятельности службы охраны играет человеческий фактор. Нашим сотрудникам на постах, чтобы обезопасить бизнес от расхищения, приходится принимать меры весьма непопулярные: проверять транспорт, сумки и пакеты, обыскивать проходящих. Естественно, многие жалуются. Однако заводчане должны знать, что охранники просто добросовестно выполняют инструкцию по пропускному режиму. Эффекта система охраны достигает тогда, когда в комплексе действуют люди и техника.

   Хтя кое–что всё же удаётся приобретать. Недавно вот у нас появились усовершенствованные металлоискатели, обладающие способностью различать виды металла. Есть уже и заводские «рекорды» — один рабочий пытался пронести через проходную 34 кг металла, но был задержан. Так что свои задачи мы выполняем.

   — Ещё одна новинка в системе охраны — это дополнительная проходная. Наша газета об этом сообщала.

   — Да, новая проходная — это наша идея, которую генеральный директор активно поддержал. Были сделаны затраты на оснащение. Проходная рассчитана на пропуск тысячи человек за смену.

   — Мне довелось присутствовать на собрании профсоюзной организации службы безопасности во время выборной кампании. Помнится, ваши сотрудники жало-

   вались на низкую зарплату, на холод и сквозняки в проходных, на отсутствие элементарного комфорта?

   — Все претензии справедливы. И для улучшения условий труда у нас делается немало. Заказаны новые ворота, проходные оснащаются тепловыми завесами. Слишком больших претензий мы не высказываем, понимая вторичность роли нашей службы по отношению к основному производству (охрана на любом предприятии убыточна), но всё же две–три тысячи рублей в месяц — этого, конечно, маловато. Вопросом повышения зарплаты занимаемся. Хотя, безусловно, в его решении будем применять дифференцированный подход. Ведь ни для кого не секрет, что некоторые устраиваются в охрану, не особенно обременяя себя старанием в выполнении прямых обязанностей. Процесс оптимизации коснулся и нас. С августа 2002 года по декабрь 2004 года в связи с изменением подходов к режиму охраны, а также пересмотром функциональных обязанностей структурных подразделений и отдельных сотрудников общая численность нашего коллектива сокращена на 306 человек. Со 119 до 50 человек снизилась численность инженерно–технических работников. Разумеется, без ущерба качеству обеспечения безопасности предприятия.

   Ксожалению, из–за невысокой зарплаты от нас уходят трудоспособные молодые люди. Как правило, в коммерческие структуры, на предприятия, относительно недавно созданные, где им предлагают зарплату раза в два выше.

   — Геннадий Трофимович, сколько, наверное, завод существует, столько и стоит вопрос о том, что вокруг «несунов» необходимо создать нетерпимую атмосферу, что руководители, начиная с самого низшего звена, должны сотрудничать со службой безопасности, а не потворствовать расхитителям и нарушителям дисциплины. Это как–то не вяжется с нашим менталитетом. Какие–то подвижки есть?

   — Действительно, у нас не Запад, и наши люди не стремятся помогать правоохранительным органам и службе безопасности выполнять требования закона. И всё же, на мой взгляд, положительная тенденция в последнее время наметилась. Отношение руководителей — и мастеров, и начальников участков — к тем, кто разоряет завод, кто позволяет себе появиться на рабочем месте пьяным, постепенно меняется. И они склонны оказывать нам помощь. Задерживают, например, человека в нетрезвом состоянии и сдают нам. Есть надежда, что со временем и рядовые работники поймут, что производство и пьянство несовместимы. Ни у кого ведь не возникает сомнений по поводу требований к качеству продукции. А к разного рода нарушителям у нас ещё не изжито снисходительное отношение. Если до заводчан наконец–то дойдёт, чем это грозит предприятию, наверное, отпадёт необходимость сохранять такой внушительный штат службы безопасности. Лишних можно будет сократить, а остальным поднять уровень зарплаты. Но пока и на работу люди в нетрезвом виде идут, и расхитителей хватает. Конечно, их задерживаем, следует соответствующая реакция руководства. Примечательно, что свидетели задержания нередко осуждают не провинившихся, а охранников. Дескать, подумаешь, гайку украл, у завода не убудет.

   — Что, по–вашему, побуждает человека нарушать восьмую заповедь по отношению к предприятию, которое и рабочее место ему предоставило, и возможность заработать на жизнь? Нужда ли тому причиной?

   — Проблема «несунов» в нашем Отечестве, наверное, вечна. Но если раньше человек брал домой то, что в хозяйстве пригодится, то сейчас выносит дефицитные детали для реализации на вторичном рынке. Неплохой, кстати, приработок, учитывая спрос. Даже если похититель не беден, увеличить свой достаток не прочь. Риск, конечно, большой, но надежда всегда сохраняется: уж я–то наверняка не попадусь. О нравственной стороне своего поступка такие люди, как правило, не задумываются.

   — Пытаются ли с сотрудниками службы безопасности договориться «по–хорошему»?

   — Были случаи. И от тех, кто забыл о своём служебном предназначении, освобождаемся.

   — А как вы можете узнать, пропустил ваш охранник «несуна» с деталями в карманах или нет?

   — Методом наблюдения за своими сотрудниками. Особенно, если уже какие–то подозрения возникли. Никакие оправдания уличённого в недобросовестности в расчёт не принимаются. Казалось бы, охранники должны для заводчан служить эталоном честности и неподкупности. Большинство такими и являются, отбор у нас строгий. Но, как говорится, в семье не без урода.

   — Геннадий Трофимович, у вас была возможность сравнить организацию работы службы безопасности на нашем заводе и, допустим, на других предприятиях холдинга «РусПромАвто»?

   — Нет, в командировки ездить не доводилось. Но мой заместитель не так давно побывал на Горьковском автозаводе. По его мнению, мы от них не очень–то отстаём. Иное дело, что возможностей у коллег по холдингу побольше, они даже милицию содержат. Периметр завода у них охвачен более жёстко. Охрана из производств выведена. «Горьковчане» также имели возможность ознакомиться с нашей системой безопасности во время проведения промышленного аудита, сделали немало замечаний, хотя и не по–крупному. Все рекомендации наших «старших братьев» мы приняли как должное и будем с ними работать.

   — На год наступивший какие планы?

   — Ну, во–первых, в марте из Нижнего Новгорода приедет контрольная комиссия, которая будет смотреть, как мы отреагировали на замечания и что конкретно сделали, главное — своевременно и качественно. Больше внимания планируем уделить охране периметра. Осуществить это, я думаю, будет нелегко, так как сам периметр завода может измениться в связи со сдачей высвободившихся в результате реструктуризации производственных площадей в аренду другим предприятиям.

   — Собак при охране периметра используете?

   — Нет, решили отказаться. Это, во–первых, слишком затратно, а во–вторых, малоэффективно. Если раньше злоумышленники чаще всего делали подкопы под ограждением или перебрасывали похищенное через забор, то сейчас схема краж изменилась. Вынос и вывоз по–другому происходят. Соответственно и мы изменили тактику.

   — На заводе бытует мнение, что чаще всего похищенное не через проходные проносят, а провозят на машинах, которые не подлежат досмотру.

   — Генеральный директор нацелил нас на то, что никакие машины не должны составлять исключение. Досматриваем все. Конечно же, и здесь выявляем нарушения.

   — Случается ли при досмотрах уличать в нечестности руководителей — неважно, какого ранга?

   — Нет, такого не бывает, Бог миловал.

   


Ольга БЕЛЯКОВА

   В2004 году службой безопасности завода проведено 535 различных проверок.

   Утановлено 2299 фактов нарушений пропускного режима, нарушители наказаны на 2298200 рублей.

   Здержаны 854 похитителя, у которых изъято товарно–материальных ценностей на 4645800 рублей.

   Вявлено 1839 нарушителей внутриобъектового режима. Нарушители наказаны на 5993900 рублей.

   Онаружено 998 мест (тайников) несанкционированного хранения товарно–материальных ценностей, откуда изъято приготовленного к похищению на сумму 5921200 рублей.

   Здержаны 911 человек в нетрезвом состоянии, в том числе пытавшихся пронести на предприятие спиртные напитки.

   Ощая сумма предотвращённого ущерба составила 66585700 рублей.

   Вправоохранительные органы передано 66 материалов на расхитителей, возбуждено 45 уголовных дел. По 24 из них судебные решения уже вынесены, осуждены 32 человека.

   Поведено 2380 экспертных оценок договоров. В результате из 60 фирм, изъявивших желание работать с заводом, 39 было отказано на том основании, что сотрудничество с ними могло нанести ущерб предприятию.

   Пи участии службы безопасности возвращено 36173800 рублей дебиторской задолженности.

   Ощий экономический эффект работы СБ за 2004 год выражается суммой 106565800 рублей. Это второй показатель среди служб безопасности холдинга «РусПромАвто» после компании «Нижегородские автомобили».



назад


Яндекс.Метрика