свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 14 Уральский автомобиль Суббота, 12 февраля 2005 г.

«Качается рожь несжатая, шагают бойцы по ней…»

   Чо такое война? Как бы ответили на этот вопрос мы, имеющие представление об этом по рассказам, книгам, фильмам? Мы, рождённые в мирное время, не слышавшие залпов орудий так близко, не сидевшие в окопах, не чувствовавшие, каково это — когда друг, с кем перекуривали в минуты затишья, разговаривая о доме, не возвращается из боя? Я ответа на этот вопрос не знаю и, честно скажу — знать не хочу. Потому что война — вещь противоестественная человеческой природе, потому что существует библейская заповедь «не убий».

   «Никто из вас не знает, что такое война. Вы думаете, это — скакать верхом на красавце коне, улыбаться девушкам, которые будут бросать вам цветы, и возвратиться домой героем. Так это совсем не то. Это — ходить не жравши, спать на сырой земле и болеть лихорадкой и воспалением лёгких». Цитата из литературного произведения, вложенная автором в уста участника двух войн, которая даёт представление о войне с бытовой точки зрения. Но есть ещё наши ветераны, которые о войне знают не понаслышке и со всех сторон. И, как правило, вспоминать и говорить о ней не любят. Но идут нам навстречу — ради истории, ради памяти тех, кто не вернулся домой.

   Вт и Леонид Афанасьевич Миронов согласился со мной встретиться, пригласил в гости, в свою квартиру, где уже лет шесть, после смерти жены, живёт один. И не сказать несколько слов о его жилище не могу, настолько гармонично и светло в небольшой двухкомнатной квартире — как будто входишь в мир былой жизни нашей страны, которая многим кажется лучше теперешней. Кресла на деревянных ножках, стол, сервант и комоды — редкие гости в современных квартирах. И мелочи, каждая из которых памятная. Разноцветная ваза, собранная из гибких пластин детского конструктора, маленький блестящий сундучок, пластмассовые птички… Плюс идеальный порядок.

   Д и сам хозяин — улыбающийся дед в спортивном трико и зелёной майке с лейблом компании «Microsoft» и надписью на спине «Расширяем цифровые технологии». Великая Отечественная война и мировая компьютерная компания. Согласитесь, как–то не вяжется. И не дашь этому человеку восемьдесят шесть лет — такая искринка юмора в прикрытых очками глазах, такая нестарческая быстрота в движениях.

   — Эту майку мне внук из Москвы прислал, ношу. Очень удобная. А ты, наверное, про войну послушать хочешь? Расскажу, да только помнить мне особо нечего, для меня в первом бою всё и закончилось…

   Вйна застала Леонида Миронова в родном городе Реже, где он работал зоотехником в колхозе. Не то, чтобы мечтал о такой деятельности, но животных искренне любил и на фронт особо не рвался. Раз не призывают, значит, не нужен, да к тому же он был уже человеком семейным. Но в 1943–м приехал на обучение в Еланский учебный лагерь, откуда уже сержантом отправился в пехотное училище Тюмени. А после принимал присягу в 11–й гвардейской пехотной дивизии, и через пару дней после этого торжественного события — на передовую, в наступление в районе Брянска.

   — Мы шли цепью через поле, за которым расположились в окопах немцы. Мы идём — они стреляют, и я стреляю, сам не зная, куда. Тут меня и ранило — осколочное ранение грудной клетки, ниже правого плеча. Сознание не потерял, но рука повисла сразу, и я упал. Потом пополз, дороги не видя, назад. Нашли меня вечером в овраге, отправили в госпиталь — всё оказалось серьёзнее, чем я думал — задело лёгкие, требовалась операция. Из полевого госпиталя перевезли в Тулу, потом в Горький. И по дороге случилась ещё напасть. До госпиталя была отдельная трамвайная линия, соединявшаяся потом с основной, и как–то столкнулись два трамвая. Мы, раненые, лежим на полу, и вдруг на нас с грохотом полетели с верхних полок носилки, медикаменты, коробки… Ну всё, думаю, взрыв. В бою не убило, так в трамвае погибну. Но ничего, все остались живы. И это было моим последним военным событием.

   В1944 году Леонид Афанасьевич вернулся домой, но уже в Артёмовск, куда перебралась супруга, инвалидом второй группы, работал, занимался и делами общественными. Там родились дети. В 1966 году решили переехать в Миасс, где жили родственники, и тогда же Леонид Афанасьевич устроился в заводское УЖКХ слесарем–водопроводчиком. Рука, конечно, побаливала, но не сидеть же отцу троих детей без работы.

   Псле выхода на пенсию жизнь потекла спокойнее — книги, газеты, журналы, телевизор… И так уже тридцать лет. Последние годы вообще в одиночестве, дети разъехались по стране. Но приезжают в отпуск, навещают, ремонтируют квартиру.

   — У меня нормальная жизнь, спокойная. Я не скучаю один, как может показаться молодым. Всё по дому сам делаю, даже печь умею и люблю, особенно кексы. Полы и стирка — тоже без проблем, по магазинам ходить мне в удовольствие. Тут к людям намного моложе социальные работники ходят по хозяйству помогать, а мне это не нужно. То, что нет у меня друзей — так это хорошо, лучше без них. Раньше были, встречались мы, но теперь их на этом свете уже нет. Это я крепким оказался. Недавно моя внучка гостила, привозила свою дочку Анечку. Вот с ней интересно, она маленькая, ей всё посмотреть, потрогать надо. Всё удивляюсь сам себе, вроде недавно дедом стал, а уже прадед.

   Иещё чем удивил меня ветеран — очень любит он современное телевидение. Не ругает «продвинутый» дед боевики и сериалы, а с удовольствием их смотрит. Особенно бразильские — нравятся яркие краски карнавального Рио–де–Жанейро и игра актёров. Единственный недостаток — слишком уж длинно. Так что мы напоследок и героям «Клона» косточки перемыли — а почему бы и нет?

   А провожая меня, Леонид Афанасьевич предположил, что мы ещё увидимся. Девятого мая у мемориала Славы, куда он обязательно приходит каждый год, надев свои награды — орден Отечественной войны первой степени и медаль «Ветеран труда».

   


Юлия БУЦИК



назад


Яндекс.Метрика