свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 10 | Четверг, 3 февраля 2005 г. | |
Конструктор, шахматист, путешественник Гнрих Николаевич Оффенгенден. Многим и многим автозаводцам хорошо известно это имя. Инженер–конструктор УГК. А ещё — заядлый рыболов, ягодник, фотолюбитель, охотник, грибник, садовод, шахматист, путешественник… Отзывчивый и душевный человек, которому всегда было интересно жить, заново узнавать мир, искренне радуясь красоте быстролетящих дней. Генрих Николаевич сорок лет отработал инженером–конструктором в УГК, возглавлял группу по проектированию пресс–форм для полимерных изделий, был бессменным руководителем федерации шахмат Уральского автозавода. 28 января Г. Н. Оффенгендену исполнилось бы 75 лет. К сожалению, уже прошло семь лет, как нет Генриха Николаевича с нами. Но память о нём живёт среди конструкторов, шахматистов, почитателей прекрасной уральской природы… Люди уходят в даль сокровенную. Каждый в свой срок. Но остаются дела, поступки, вещи — всё то, что называется памятью. Особенно много сделал Г. Н. Оффенгенден для развития интеллектуальной игры на автозаводе и в городе. Сам научился играть в шахматы в десятилетнем возрасте. Многократный чемпион завода, призёр городских соревнований, участник всесоюзных шахматных фестивалей в Юрмале, Вентспилсе, Тирасполе. При Г. Оффенгендене команда УГК, многолетним капитаном которой он был, почти никогда и никому не уступала звание чемпиона завода. После ухода на заслуженный отдых инженер–конструктор Г Оффенгенден, став преподавателем в ДЮЦ «Надежда», начал вести секции шахмат в средних школах N№ 11, 16 и 26. Среди его учеников очень много шахматистов–перворазрядников, Валерий Болотов стал кандидатом в мастера. Кстати, Валерий Юрьевич продолжает дело своего учителя. Сегодня он сам обучает премудростям шахмат школьников, проживающих в районе автозавода. Долгие десятилетия жила в душе Генриха Николаевича непогасимая любовь к шахматам, которую он старался привить многим автозаводцам. И у него это получилось. Г Оффенгенден принимал на предприятии чемпиона мира Анатолия Карпова, в разные годы играл с гроссмейстерами М Талем и А. Котовым. И поныне на автозаводе ежегодно проходят десятки шахматных турниров, у истоков которых стоял Генрих Николаевич. Это и есть самый лучший ему памятник. Стоит ли удивляться тому факту, что 28 января 2005 года, в день рождения Г. Оффенгендена, шахматисты АЗ «Урал» провели в клубе блиц–турнир его памяти. Среди участников были его товарищи по работе в УГК, друзья, ученики, близкие, ветераны. Дистанцию в одиннадцать туров лучше всех прошёл Борис Борщёв (УГК), набравший 8 очков. Второе место занял Владимир Мавлетов из транспортного производства (7 очков). Третий результат показал инженер–конструктор Владимир Приданников (6,5 очка). Вот видите, Генрих Николаевич, и после вашего ухода шахматы на заводе живут, а команда УГК по–прежнему считается лидером, побеждая в различных соревнованиях. И впрямь — шахматы связаны с вечностью. Псле окончания блиц–турнира его участники, как и водится среди живущих, помянули Генриха Николаевича чаркой вина, а пришедшие в шахматный клуб вдова Ирина Захаровна и дочь Маргарита Генриховна рассказали очень много интересного из жизни дорогого им человека. А мне, побывавшему в тот январский вечер в шахматном клубе автозавода, захотелось ещё больше узнать об этом инженере–конструкторе и путешественнике. Ирина Захаровна называет адрес: «Приходите, все вам покажу и расскажу». Птиэтажный дом по улице Победы. Вот и нужная квартира. Хозяйка проводит в комнату, где всё осталось так, как было при нём. Очень много книг и шахматных журналов. На гвозде висит старенький «Зоркий». У стены притулился складной велосипед–странник. А ещё — кипа фотографий, портреты классиков литературы, дорожные карты, привезённые из странствий сувениры… Иина Захаровна вспоминает годы, прожитые рядом с Генрихом Николаевичем. Сорок пять лет были вместе, пролетело всё как один день. — Добрый он был, сердечный, людям помогал. Изапомнился мне один случай из жизни её мужа. В 1954 году, будучи в чине командира стрелкового взвода, поехал Генрих Оффенгенден поступать в военную академию, сдал все экзамены, уже, можно сказать, принят. И тут говорят ему, послушай, лейтенант, ты ещё молод, уступи дорогу седовласым офицерам–фронтовикам, для которых это последний шанс. И лейтенант Оффенгенден, забрав свои документы, поехал из стольного Ленинграда обратно в захолустный Чебаркуль, вновь тянуть лямку взводного пехоты… Сдьба отпустила Генриху Николаевичу жить на белом свете всего 67 лет. Но сколько успел он за отведённый срок сделать, как умело потратил своё время. Родился в Москве в 1930 году, на Красной Пресне. В годы войны семья Оффенгенденов эвакуировалась в Курганскую область. В 1948 году, в голодную послевоенную пору, Генрих Оффенгенден окончил Шадринский автомеханический техникум. Начал работать на Челябинском кузнечно–прессовом заводе сначала бригадиром, потом сменным мастером. А потом вдруг захотел военным стать. В 1952 году окончил Пермское пехотное училище и до 1955 года служил в Чебаркульском гарнизоне. А тут подоспели времена партийного вождя Никиты Хрущёва, армию стали сокращать. Лейтенант Г. Оффенгенден пишет рапорт и прощается с погонами — начинается новый отрезок жизни. 1 февраля 1956 года — первый день работы Г. Оффенгендена на Уральском автозаводе. Сначала — мастер в цехе шасси. Потом, в 1961 году, переходит в УГК, техником–конструктором, а после окончания вечернего факультета ЧПИ, с 1968 года, инженер–конструктор, руководитель группы проектирования пресс–форм. В этой должности и пенсию встретил в 1993 году. А ещё девять лет преподавал математику в заводской школе мастеров. И сегодня в цехах автозавода работают руководители, которых когда–то обучал Г. Оффенгенден, помнят его науку. — А какой он был страстный грибник. Сядет в пятницу вечером на велосипед — и поехал в лес. Там переночует и вернётся домой с рюкзаком, полным груздей, белых, рыжиков. Сколько раз мы бывали с ним на Аргазях, где на уток охотились и уху варили… Иина Захаровна всё рассказывает и рассказывает. Чувствуется, ей было рядом с ним интересно и спокойно. А Генрих Николаевич, несмотря на прожитые годы, всё находил и находил новые заделья для увеселения души. Ему уже было 55 лет, как появилось и стало нормой такое увлечение, как путешествия на велосипеде. Кубань, Крым, Белоруссия, Поволжье, Прибалтика, Урал, Черноморское побережье Кавказа… Вот наступила пора летнего отпуска, Г. Оффенгенден садится в седло двухколёсной машины — и вперёд. За время путешествий на колёса «Салюта» наматывались тысячи километров. Однажды в Сухуми велосипед украли. И что с того, вместо «Салюта» появился «Турист». Убегающая вдаль лента дороги так и продолжала манить… Сприкоснувшись с пройденным путём Генриха Николаевича, шёл я по морозным январским улицам города. И вот о чём думал. Как это непросто — найти своё место на белом свете, сделать интересным каждый проживаемый день, научиться замечать окрестные красоты… Родители дарят нам жизнь. А кто её украсит? Да только мы сами. Иначе просто не бывает. Поэтому в любом возрасте, на любом переломе надо искать с вою дорогу. И не бояться отправляться в путь.
Владимир ЗУБКОВ
|
назад |