свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 7 | Четверг, 27 января 2005 г. | |
Как настроенье, цех мостов? Вестимо, чемоданное Входе реструктуризации с карты завода исчезло немало цехов, название которых известно ещё с военных времён. Таковы реалии. Процесс этот неизбежен и необходим. Предприятие приводит свою структуру в соответствие со стандартами мирового автомобилестроительного бизнеса, чтобы на равных соперничать с конкурентами. В этом списке и цех шасси. Впрочем, перед расформированием он сменил своё название, стал цехом сборки мостов. Вянваре, пока завод отдыхал, в цехе началось великое переселение. Как сказал нам заместитель начальника Валерий Мельниченко (он остаётся «на хозяйстве», пока главный руководитель Евгений Курдюков обустраивает «новосёлов»), в рождественские каникулы на новые площади уже перебазировались два участка. Сборки, сдачи и окраски мостов — во второй агрегатный, а участок сварки и запрессовки кожуха и картера моста приютило автосборочное производство. В эти дни Валерия Марковича редко можно застать в кабинете, чаще — на цеховом пульте или где–нибудь на участках. Территория, некогда до отказа заполненная оборудованием, теперь непривычно зияет пустотами. Как старая квартира, из которой уже вывезена часть мебели. На оставшемся пространстве станки гудят, как и прежде. — Все механические участки, занятые изготовлением деталей, работать продолжают. Рабочие вытачивают полуоси, колодки тормоза, шрус (шарнир равнозначных угловых скоростей), ну и разную мелочь, — пояснил Валерий Маркович. О него мы узнали, что постепенно новые площадки обживут участки поворотной цапфы, щита и колодки. Переедут не так уж, кстати, далеко отсюда — в моторный цех. Производство ряда других деталей, согласно плану реструктуризации, решено рассредоточить в первом агрегатном цехе и автосборочном производстве. Перевозом оборудования занимается служба подготовки производства. Взывают ли перемены смуту в душе бывших шассистов? Может быть, кто–то и жалеет покидать привычное место работы. Валерий Маркович же настроен оптимистично. По его мнению, трудиться можно везде, лишь бы работа была. Сам он в цехе шасси с 1969 года, начинал со станочника (первая его специальность — сверловщик). Служебную карьеру сделал после окончания школы мастеров, не пропустив ни одной ступеньки роста. Ветеран труда и ветеран завода. Эо он посоветовал нам наведаться на участок полуоси, которым руководит мастер Виль Абдуллин. Участок этот — в числе лучших. Стабильно работает даже в условиях перманентного новоселья и характерного для нынешнего периода чемоданного настроения. Занимается изготовлением полуоси на передние мосты. Если в ряде заводских коллективов руководители сетуют на довольно солидный возраст персонала и мечтают об обновлении работающего контингента, то здесь в этом отношении есть, чем похвастать. Всем работникам ещё весьма далеко до пенсионного возраста, а вот мастерства рабочим не занимать. Все они — станочники широкого профиля, универсалы. При необходимости могут замещать коллегу на любой операции. И хотя социалистического соревнования уже много лет нет и в помине, но лидеры в наличии. К примеру, Азамат Хамитов, Акрам Низамов, Александр Юровский, Александр Баев, который трудится на участке вместе с женой, Адик Рахматуллин. Все они, говорит Виль, скоро получат право работать на самоконтроле. Высшая степень доверия руководства завода к старательному, квалифицированному рабочему. У Виля Наиловича — самый большой на участке производственный стаж — 25 лет. Пришёл на завод, отслужив в армии. Второй год работает мастером, успешно окончив курсы повышения квалификации. Как в любом хорошем коллективе, здесь есть свои традиции. Например, поздравить работника с каким–нибудь значимым в его жизни событием — святое дело. В мартовский женский праздник мужчины непременно поздравляют единственную представительницу прекрасного пола — Валентину Баеву. Ей достаются и внимание, и комплименты, и непременный подарок. Зато и она старается обеспечить праздничное настроение коллегам в традиционно мужской день — 23 февраля. Казалось бы, мелочи, но они и создают тот особый психологический климат, который, по мнению зарубежных и отечественных душеведов, стимулирует не меньше высокой зарплаты. Поизводительность, впрочем, была бы здесь ещё выше, если бы время от времени не подводили смежники из Челябинска и Набережных Челнов, чьи заготовки обрабатывают на участке полуоси. Всоких показателей в работе коллектив добивается не энтузиазмом единым. Здесь активно идёт внедрение принципов «бережливого производства». Свидетельств тому немало. Условия труда существенно улучшило более яркое освещение. А комфорта прибавила смена тары. Теперь вместо всем привычных «кроваток» ГТ–6 используется спецтара, где детали складируются не навалом, как раньше, а в вертикальном положении: так их легче учесть. Прошла стандартизация рабочих мест. Весь этот позитив коллектив воспринял с одобрением. Правда, производственников смущает ликвидация столов и скамеек, где в образовавшуюся рабочую паузу можно было отдохнуть. А Виль Абдуллин опасается уже начавшегося сноса цеховых «каморок»: где тогда младшим командирам производства хранить документацию, ведь мастерам приходится не только трудиться наравне со своими подчинёнными, но и заполнять бумаги. Однако он надеется, что все эти нюансы в процессе внедрения японской системы непосредственные исполнители благого замысла непременно учтут. А повысится дисциплина поставок заготовок — отпадёт и необходимость в вынужденных «перекурах», соответственно, и в лишней на производстве мебели. Итересуемся, откуда в цехе сборки мостов на уже покинутых участках столько недействующих станков? Оказывается, это отработавшее свой срок оборудование с тех площадей, куда переехали «новосёлы». Своеобразный склад «раритетов» уходящей в историю целой эпохи уральского автогиганта. У любого цеха, как и у человека, своя судьба… Ольга БЕЛЯКОВА |
назад |