свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 3 Уральский автомобиль Вторник, 18 января 2005 г.

Учиться, учиться и учиться

   Одел профессиональной подготовки персонала — уже из названия ясно, чем занимается это подразделение завода. Его главной задачей является подготовка, переподготовка и повышение квалификации заводчан и работников дивизиона «Большегрузные автомобили». В состав ОППП входят: бюро по обучению и тренингу персонала, бюро методического обеспечения, анализа результатов обучения и взаимодействия с учебными заведениями города, группа развития персонала и научно–техническая библиотека.

   Седи показателей работы отдела — ежегодное повышение профессионального мастерства работников завода не менее чем 20 процентов от среднесписочной численности персонала, обеспечение эффективности обучения не ниже 70 процентов. План в этом году предусматривал провести подготовку, переподготовку и повышение квалификации 6129 работников предприятия, ожидаемое выполнение (итоги года ещё не подведены окончательно) — 6050–6100 человек. На сегодняшний день отдел имеет лицензию, дающую право обучать по 63 учебным программам рабочих почти всех специальностей. Что касается служащих, то для них предназначены курсы повышения профессиональной компетентности по направлениям работ и функциям, которые они выполняют. Руководители приобретают управленческие навыки, знакомятся с Трудовым кодексом и вопросами обеспечения промышленной безопасности.

   Ткже с 1 июля текущего года отдел ведёт организацию обучения по теме: «Философия производственной системы TPS и основные принципы стандартизации рабочих мест», и на сегодняшний день с ней не понаслышке знакомы 85 процентов заводчан. Среди них как руководители, так и рядовые работники. Было проведено три семинара для специалистов, ставших преподавателями этой системы и обучающих людей непосредственно в заводских подразделениях. Все они были обеспечены разработанными учебной программой, опорным конспектом и раздаточным материалом.

   Знятия проходят по групповой и индивидуальной формам, как на общезаводских курсах (на учебных площадях ОППП), так и на производственных курсах (в технических кабинетах и учебных классах подразделений завода), где немалую роль играют преподаватели технического обучения. У ОППП имеется большая армия помощников — это 250 преподавателей теоретического обучения из числа руководителей и специалистов завода, более 600 инструкторов производственного обучения из числа высококвалифицированных рабочих и мастеров. В каждом заводском подразделении ведут работу организаторы технического обучения — всего их 67 человек, двое — освобождённые.

   Свсем недавно были подведены итоги конкурса на звания «Лучший преподаватель теоретического обучения», «Лучший инструктор производственного обучения», «Лучший организатор технического обучения». О своём участии в конкурсе заявили 24 преподавателя, 28 инструкторов, 45 организаторов, но до финала дошли только 15 преподавателей, 11 инструкторов и 36 организаторов.

   Вноминации «Лучший преподаватель 2004 года» вторая премия присуждена начальнику бюро службы эксплуатации

   О Леонидову и ведущему инженеру управления персонала О. Головиной. Третья премия — инженеру по подготовке кадров управления персонала Р. Петровой, инженеру–метрологу метрологической службы Т. Ореховой и инженеру–технологу агрегатного производства Л. Курочкиной.

   Седи претендентов на звание «Лучший инструктор» обладателями второй премии стали слесарь механосборочных работ производства спецтехники Ю. Ша–

   рипов и лаборант химического анализа службы охраны труда и промышленной безопасности И. Занина. Третьей премии — модельщик по деревянным моделям управления главного металлурга А. Шалаев, его коллега И. Гарипов и наладчик сварочного газоплазморезательного оборудования прессово–сварочного производства А. Полянцев.

   Ворую премию в номинации «Лучший организатор технического обучения» получили инженер агрегатного производства М. Христюк и инженер заготовительного производства Л. Чусова. Третью — инженер–технолог литейного производства Н. Маринина, инженер прессово–сварочного производства М. Боргер и инспектор производства спецтехники И. Ковыляева.

   Првых мест ни в одной номинации не присуждалось в связи с растущими требованиями условий конкурса по сравнению с прошлым годом — тогда, при первом проведении конкурса, места лауреатов не пустовали.

   Чо касается планов на год наступающий, в апреле 2005 года ОППП пройдёт этап лицензирования, что позволит существенно расширить количество образовательных программ — до 210. Также новая лицензия позволит проводить обучение рабочих, занимающихся обслуживанием опасных производственных объектов. Будет продолжено обучение системе «бережливого производства» с практической точки зрения — работники обретут навыки стандартизации рабочего места, позволяющие выявлять потери, устранять их и стремиться выпускать качественную продукцию с наименьшими затратами. К новым направлениям в работе отдела относится и внедрение элементов дистанционного обучения с целью уменьшения времени отвлечения работников от основного производства. Пока эта программа предназначается для руководителей начального и среднего звена. Также будет расширена сфера оказания образовательных услуг для сторонних предприятий города и физических лиц, что позволит формировать доходную часть для предприятия.

   — К тому же, — рассказывает начальник отдела Павел Яковлев, — будет продолжена работа по организации практики учащихся и студентов учебных заведений города — профлицеев N№ 38 и N№ 89, автомеханического и электромеханического техникумов, ЮУрГУ, училища N№ 9. С начала 2005 года будут пересмотрены подходы к организации производственной практики учащихся и студентов учебных заведений с целью оптимизации численности практикантов и сни-

   жения затрат на эти цели.

   — Павел Николаевич, а как следует поступить работнику, желающему пройти у вас обучение — например, повысить квалификацию или освоить смежную специальность?

   — В первую очередь, добросовестно выполнять свои обязанности, и тогда руководитель его заметит. Можно подойти, например, к мастеру и сказать о своём желании. Но в плане учёбы вопрос не стоит «хочу» или «не хочу». Например, повышение разряда влечёт за собой и повышение зарплаты. Мастер должен посмотреть, имеется ли по этому разряду вакансия и виды работ, обладает ли человек всеми знаниями и умениями по тому разряду, который имеет сейчас. Если да, то мастер обсуждает этот вопрос с вышестоящим руководителем, и они готовят заявку. Если нет, то надо пока подождать. И ещё — все отношения работника и работодателя регулируются Трудовым кодексом, каждая сторона имеет свои права и обязанности. Если работник проходит на заводе обучение, то с ним заключается дополнение к договору, по которому он обязуется отработать после обучения определённый дополнением к ТД срок (от года до трёх лет). Если же он увольняется до окончания этого срока — по собственному желанию или его увольняют за нарушение дисциплины, то он обязан компенсировать заводу затраты на его обучение. Если же увольнение происходит по сокращению штатов, то компенсацию работник не выплачивает.

   


Юлия БУЦИК



назад


Яндекс.Метрика