свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 2 Уральский автомобиль Суббота, 15 января 2005 г.

Уходят дни, растут «Уралы»

   Кк затейливо рисуются узоры судеб людских. Словно плывёт игла по холсту белому, а за ней нитка поспешает. Сплетаются линии, мудрёные получаются письмена. Так и кажется: всё, что случилось на веку, и должно было случиться именно с тобой, будто по сценарию, заранее написанному неведомо где и кем. И, оглянувшись на пройденный путь, оживив в памяти прошедшие дни, события, даты, в очередной раз поверишь в старую и простую, в сущности, истину — в жизни ничего не бывает случайного, всё движется по предначертанному маршруту.

   14 января, аккурат в старый Новый год, Владимиру Николаевичу Приданникову, инженеру–конструктору первой категории отдела двигателей управления главного конструктора ОАО «АЗ «Урал», исполнилось 70 лет. Славная дата, что тут скажешь. Пришёл вечер жизни, зажёг лампу, стало всё вокруг белым–бело. И что с того? Вот завершились для автозаводцев рождественские каникулы. И рабочие дни конструктора Приданникова потекли как обычно. Рабочий стол у окна. По правую руку — кульман, верный помощник и советчик. По левую — свитки скрученных в рулоны чертежей. А ещё — мысли в голове да нажитой опыт за плечами…

   А теперь давайте от юбилейной даты «70» отнимем юношеские «18». И получится «52». Именно столько лет конструктор Приданников служит «Уралам» верой и правдой. Помнится и первый день работы на заводе — 18 декабря 1953 года. Тогда в Миассе собирали столь нужный для освоения целины автомобиль «Урал–355М», знаменитую «эмку». А сегодня к кульману рукой конструктора Приданникова приколот обзорный чертёж компоновки всех систем автомобиля дорожной гаммы — «Урал–

   6363». Вот так и получается, что за исключением «ЗИС–5В» и его первых модификаций, трудовая деятельность Владимира Николаевича связана с разработкой и производством всего модельного ряда «Уралов». И все дороги, все памятны. Кажется, что вчера всё было. Начало шестидесятых годов прошлого века — первый трёхосник — «Урал–375» с бензиновым двигателем. Середина семидесятых — «Урал–4320», открывший эру дизельных миасских внедорожников. Начало восьмидесятых. Стране потребовался специальный автомобиль сельскохозяйственного назначения — «Урал–5557». Вот Владимир Николаевич протягивает чёрно–белую фотографию. Вижу, как четырёхосный «Урал» с бескапотной кабиной уверенно преодолевает водную преграду. Так–так, очень знакомые очертания… Да это, кажется, «Урал–5323», который и сегодня сборщики на ленте главного конвейера «крокодилом» называют? А вот и нет, отвечает Владимир Николаевич. Это «Урал–395», и портрет его ни в одном каталоге не встретишь, закрытая некогда тема, разработка для военных. Всё в Миассе создавалось — и кабина, и мосты, и двигатель…

   …Последний рабочий день уходящего, 2004, года. В отделе двигателей то и дело раздаются звонки, вот и главный конструктор зашёл поздравить коллег. А мы с Владимиром Николаевичем всё листаем и листаем книгу воспоминаний. Марки машин. Имена конструкторов. Адреса испытаний. «Уралы» — бортовые, самосвалы, тягачи, лесовозы… И мне не давала покоя в те минуты общения одна загадка: ну откуда у паренька с казачьей фамилией Приданников, родившегося в селе Кочнево Уйского района, могла появиться и за долгие годы не успевшая надоесть эта тяга к конструированию, эта нежность к ревущему зверю под названием «Урал»?

   — Отец, Николай Осипович, погиб на фронте в феврале 1945 года. А любовь к технике, к разным работающим механизмам мне привил родной дядя, Александр Осипович, за что ему и спасибо.

   Псле завершения семилетки сельский паренёк Володя Приданников уже знал, как обращаться с трактором, умел пахать и сеять. Он мог бы на этом и точку поставить, посвятив себя ремеслу хлебороба.

   Тлько непреодолимо тянуло к новым знаниям. И привела дорога в 1949 году в Миасский автомеханический техникум. В 1953 году, после защиты диплома, молодого техника–механика В. Приданникова направляют на Горьковский автомобильный завод. Определили его мастером эстакадного конвейера, где собирали легковой автомобиль «ГАЗ–20М», легендарную «Победу». Однако, видать, не судьба была молодому специалисту корни в Горьком пустить. Проблемы с жильём, квартира в городе на Волге «не светила». А на Южном Урале одна оставалась бабушка. Написал тогда В. Приданников письмо в Москву, в Министерство высшего и среднего специального образования, самому министру Елютину, с просьбой перераспределить его в Миасс, на Уральский автомобильный завод. Что и было сделано в декабре 1953 года. Техник конструкторско–экспериментального отдела. С этой должности В. Приданников и начал долгий путь служения «Уралам». Потом несколько лет трудился в КБ тормозов. В 1960 году окончил Миасский вечерний факультет ЧПИ, отделение «Автомобили и тракторы». А тут и время интересное подоспело, завод активно гото-

   вился к производству своего первого трёхосника — «Урал–375». Владимир Николаевич вошёл в группу перспективного проектирования автомобилей при КБ тормозов, где на базе «Урал–375» занимался разработкой моделей автомобилей с колёсной формулой 6х6 и 8х8 — «Урал–379», «Урал–395». Эта новая работа требовала большого напряжения ума и воли. За небольшой период времени надо было найти конструк-

   торские решения по проблемам компоновки рамы, подвески, силового агрегата. Осталась в памяти В. Н. Приданникова и творческая работа по модерниза-

   ции двигателей с целью создания более экономичных режимов их работы. И «камазовские» моторы ставились на опытные образцы миасских вездеходов, и «татровские», и «катерпиллеровские». Владимир Николаевич Приданников занимался не только закрытой военной темой, но и модернизацией всех модификаций автомобиля «Урал–4320» с дизельным двигателем. А потом перешёл в отдел двигателей УГК, под начало к известному конструктору Борису Гавриловичу Шапшалу, где принимал активное участие в разработке и передаче документации на Кустанайский дизельный завод. А с 1983 года и по сегодняшний день В. Н. Приданников трудится в КБ систем двигателя УГК, конкретно занимается системой подачи топлива. За более чем пятьдесят лет работы конструктором Владимир Николаевич изучил «Уралы» назубок, как говорится, все узлы и агрегаты своими руками перебрал, потому имеет право вот так уверенно ответить:

   — Не знаю, кого можно рядом с «Уралом» поставить, если говорить о надёжности и проходимости. Сам бывал на испытаниях в сложных экстремальных ситуациях, но наша машина всегда выбиралась из любых переделок. И ничуть не жалею, что вся жизнь рядом с «Уралами» прошла. Мне всегда было интересно конструировать, работать над улучшением «Уралов».

   Втот день мы довольно много и о разном говорили с Владимиром Николаевичем. И не только о работе. Шахматы, туризм, лыжи… Нумизматика, филателия, книги писателей Иванова и Панфёрова… Это тоже штрихи к портрету конструктора Приданникова.

   А что скажут о Владимире Николаевиче его товарищи по работе? Вот что захотелось узнать после того, когда я простился с семидесятилетним конструктором.

   Вчеслав Васильевич Косогоров, ведущий инженер–конструктор отдела двигателей УГК:

   — Главной чертой Владимира Николаевича является упорство в достижении поставленных целей. Он никогда не отступит, не спасует перед трудностями. Очень грамотный специалист. Не каждый может быть конструктором, ведь это тяжёлая рутинная работа. И ещё. Этот дар не приобретается, либо дано свыше, либо нет. Владимир Николаевич — настоящий конструктор.

   Егений Бакирович Мурзагулов, инженер–конструктор первой категории отдела двигателей УГК:

   — Настойчивый, упорный. Считаю его незаменимым специалистом. Знаю Приданникова очень давно. Владимир Николаевич всегда придёт на выручку. Скажем, помочь по саду, по гаражу ли. И свою точку зрения в конструкторских разработках будет отстаивать, не боясь больших начальников.

   Мхаил Александрович Стругов, начальник КБ систем двигателей УГК:

   — Для нашего КБ это нужный специалист. Принципиальный, требовательный. Я сам у него многому учусь, что тут скрывать. Любое поручение выполнит в срок и качественно. И ещё одна деталь. Владимир Николаевич обязательно пойдёт на производство, чтобы своими руками «пощупать» предложенные разработки.

   


Владимир ЗУБКОВ



назад


Яндекс.Метрика