свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 134 Уральский автомобиль Суббота, 4 декабря 2004 г.

СВОЙ КАЛЕНДАРЬ У РЕМОНТНИКОВ

   Дла производственные

   

   Пка заводчане отдыхали на каникулах в честь 63–й годовщины предприятия, для ремонтников наступило самое время страды. Так уж повелось: рабочие, занятые на основном производстве, — за праздничные столы, к телеэкрану, на рыбалку, а специалисты этой службы с инструментом в руках обхаживают их станки, изрядно потрудившиеся в будние дни.

   Оьга БЕЛЯКОВА

   Вю эту неделю за командира в моторном — механик Александр Захаров. Он и провёл нас в качестве гида по всем «горячим точкам» цеха, где вовсю хозяйничали его подчинённые. Показал нам токарно–револьверный станок, которому устроили профилактику. Побывали мы в механической мастерской, где идёт изготовление запчастей для ремонтного оборудования. В это время здесь как раз токарь шестого разряда Сергей Самаев вытачивал кронштейны для автомобиля «Урал–5323». В основном производстве они не предусмотрены, потому и изготавливают их универсальным способом. Вообще, в мастерской работать одно удовольствие. Здесь рабочие целый дендрарий развели. Есть даже развесистый сочно–зелёный лимон, который растёт с времён незапамятных. Говорят, когда–то на нём и плоды висели.

   Александр Аркадьевич подвёл нас к агрегатному станку, над которым на этой неделе ремонтники тоже потрудились, хотя в перечне объектов планово–предупредительных работ он вовсе не значился. Просто при передвижении случилась неполадка — была нарушена фиксация стола. Его оперативно привела в порядок бригада Петра Степанова.

   — А зачем вы этот станок передвигали? — некомпетентно поинтересовались мы.

   Оазалось, очутились мы в цехе в момент поистине исторический — в разгар стандартизации рабочих мест, которая происходит в рамках внедрения системы «РПА–«Урал» — адаптированного к местным условиям аналога японской системы «бережливого производства». В связи с чем здесь всю неделю шло передвижение оборудования: станки меняли свои привычные места, где стояли десятилетиями.

   КЮрию Константиновичу Шматову мы подошли как раз в тот момент, когда он, ловко орудуя ножовкой, отпиливал бруски — мастерил трапы для «новосёлов». Кто он по профессии, даже определить трудно. Скорее, универсал: может плотником работать, маляром, а надо — и грузчиком. И никакой контролёр не нужен. А ему уже 74 года, из которых 55 лет отдал заводу, три медали за труд заслужил. Станки переместили за три дня, а в четверг уже вовсю проводились пуско–наладочные работы, чтобы успеть к понедельнику. Размещение по новым принципам, как ожидается, обеспечит более высокую синхронность действий работающих, повысит уровень удобства, технологичность, снизит брак. Условия эти — одна их составляющих концепции «Toyota Production Sistems», идеи которой поистине совершили переворот в привычных представлениях о возможностях производства. Вплотную курируют реализацию замыслов заместитель главного инженера Сергей Степанов и заместитель начальника цеха по подготовке производства Валерий Варлаков.

   Сенил место жительства и подвесной конвейер сборки на самом образцовом участке — балансирной подвески. На новых площадях его установку вели две бригады: монтажная — Вениамина Опарина, подъёмно–транспортного оборудования — Евгения Шляхтина. Сноп искр разбрызгивали сварочные аппараты.

   Врочем, передислокация оборудования, переходя на военную терминологию, ещё будет продолжаться. К настоящему времени фактически стандартизированы рабочие места на участке кронштейна.

   Вцехе, как сказал нам Александр Аркадьевич, более 80 процентов оборудования отслужило добрых два десятка лет и больше. И в рабочем состоянии поддерживается исключительно усилиями ремонтников. Несколько станков фирмы «Буллард» в ходе перестановки вообще приготовили к списанию, выставив их в сторонке в ровную линию. Последний парад ветеранов. Исторические, можно сказать, реликвии.

   Н участке балансирной подвески — «Экран информации» цеха. Но это отнюдь не та допотопная доска, на которой когда–то мелом или масляной краской писали показатели работы, клеймили позором бракоделов, а стенд, оформленный по всем правилам современного дизайна. На нём — графики, схемы, цифры. Экран этот аккуратно разлинован на разделы — «Безопасность», «Качество», «Производство», «Себестоимость», «Персонал»… Но стенд — это, скорее, расчёт на перспективу. Что–то сродни договору о намерениях. Всё это на радикально обновлённый процесс производства сработает в недалёком будущем. Такие стенды есть на каждом участке. Они ненавязчиво, но последовательно напоминают работникам цеха философию и идеи «бережливого производства», внедрение которого, по расчётам холдинговой компании «РусПромАвто» и, соответственно, нашего топ–менеджмента, инициировавших этот процесс, должно дать эффект небывалый. И прежде всего — не оставить никаких шансов конкурентам.

   Вмоторном цехе самые продвинутые освоили и такое понятие, как «гемба». Это прилегающая к стенду площадка, на которой, согласно новым требова–

   ниям, проводятся производственные совещания цехового менеджмента. Сразу же и сомнение закрадывается: это в цехе–то, где при работающем оборудовании собеседнику в ухо приходится кричать. Оказалось, всё предусмотрено: площадка оборудована микрофоном и динамиками. Как известно, такая система уже действует и у наших коллег по бизнесу — «горьковчан».

   З праздничные каникулы на участке рычагов, где работают исключительно представительницы прекрасного пола, свежей краской нежного фисташкового цвета засверкали фрезерные и токарные станки. Их покрасили буквально за час до нашего прихода. Но запаха не ощущалось — использовалась ацетоновая краска. К тому же рядом работал калорифер. В течение всей недели не знала отдыха и служба энергетика. Свою часть работ выполняли бригады Бориса Арбузова, Андрея Огородникова, Виктора Лашевкина, Владимира Руденко, а также сантехников — Василия Рябинина. В цехе неотлучно находились мастер Виталий Пудов и сам энергетик Валентин Мамаев.

   Вцехе стандартизируются рабочие места не только тружеников основного производства, но и самих ремонтников. Рядом уголок отдыха — стол со скамейками. Когда об этой системе на нашем заводе только заговорили, заводчане опасались, что она принесёт с собой порядки поистине драконовские. Дескать, все скамьи и столы, где рабочие в обеденный перерыв и в ожидании комплектующих «забивали козла», будут убраны, и людей заставят работать как робо–

   тов. Действительно, новая система необоснованные паузы, расслабляющие людей и лишающие производственный процесс динамики и ритма, исключает. Но отдых не возбраняется. И перекуры, и чай предусмотрены. Правда, длинные столы, где раньше так сподручно было терзать «рогатого», заменены на компактные. Вместо грубо сколоченных скамеек — вполне эстетичные табуретки. Говорят, в планах начальства даже комнату отдыха оборудовать.

   Чо ещё бросается в глаза? Непривычно яркая освещённость и необычная для производственного помещения чистота. Нам сказали, что со дня на день в цехе ждут гостей из холдинга «РусПром–Авто». И ещё по секрету сообщили, что даже откладывали монтаж подвесного конвейера: из–за временного, но неизбежного в таких ситуациях раскардаша. Перед гостями было бы неудобно. Ну, а всё остальное — это вовсе не ради нашего национального пристрастия к «потёмкинской деревне». Система будет действовать реально.

   Кк относятся к иноземному новшеству в рабочей среде? Похоже, здесь вполне прижился и даже стимулирует чувство юмора японский термин «муда» (для несведущих поясним: он означает любую деятельность, которая, потребляя ресурсы, не создаёт ценности и к тому же является слишком затратной). Он больше в ходу у закоренелых скептиков. Александр Аркадьевич рассказал нам, что как–то идя после окончания смены в потоке заводчан к проходной, услышал разговор двух рабочих.

   — Работаем по–японски, а живём по–российски, — сказал один другому.

   Сбеседник с ним согласился.

   Н механик убеждён: по мере того, как система будет действовать, а люди почувствуют отдачу от внедрения новшества, иронии заметно поубавится. Да уже и сейчас по мере улучшения условий труда количество сторонников «бережливого производства» среди персонала заметно увеличивается. Сознание перестраивается медленно. Менталитет, где расточительство и инертность мышления — синонимы широты души, неважно поддаётся изменению. Но, с другой стороны, разве не о нас поговорка: долго запрягает да быстро едет?



назад


Яндекс.Метрика