свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 132 Уральский автомобиль Четверг, 2 декабря 2004 г.

ВПЕРёД И СМЕЛО: ЦУТ ДА ДЕЛО

   Всостав автосборочного производства АЗ «Урал» входит восемь структурных подразделений. Одно из них — цех универсальных технологий, или, как говорят сами автосборщики, — ЦУТ.

   Н эту аббревиатуру так и просится рифма: ЦУТ — уют, вокруг — металла струг. Уже в самом названии цеха обозначена универсальность, качество и быстрота выполняемых здесь технологических операций по обработке деталей к «Уралам».

   Взитная карточка цеха универсальных технологий автосборочного производства АЗ «Урал»: двести единиц различного оборудования, сто пятьдесят работников. Участки механический, слесарно–сварочный, по ремонту оборудования, хозслужба и два бюро: одно занимается проектированием и изготовлением технологической оснастки и приспособлений, другое — планово–диспетчерское. Главная же производственная задача цеха универсальных технологий — изготавливать детали к «Уралам» без общезаводской технологической подготовки к производству. Вот привезли сюда, скажем, ещё тёплую чугунную отливку. И специалисты ЦУТа должны оперативно сделать оснастку, приспособления, а потом обработать безликую ещё заготовку на станках, чтобы получилась сверкающая и надёжная деталь.

   Бывает так. Ещё конструкторские чертежи не готовы, а в ЦУТ приходят с главного конвейера сборщики, спрашивая — а не готова ли уже заказанная деталь. Номенклатура производимых здесь изделий исчисляется списком из пяти тысяч наименований. Сегодня, например, в ЦУТе занимаются изготовлением изделий мелких серий, например, мотоотсек, кожух вентилятора к автомобилю дорожной гаммы «Урал–6363». А завтра, как снег на голову, может поступить новый заказ: предположим, из литейных цехов доставили на механический участок детали, на обработку которых ещё не внедрён технологический процесс.

   — Работы у нас всегда много. Зато интересно. Каждый день что–нибудь новенькое появляется.

   Борис Аркадьевич Воробьёв, начальник бюро по изготовлению технологической оснастки и приспособлений ЦУТа делает краткий экскурс в историю цеха, который действует на предприятии с 1991 года. Сначала было производство малых серий. Потом цех поочерёдно входил то в состав НТЦ, то в АСП под названием механосборочный, то в производство новой техники. А с октября 2003 года на автозаводе действует цех универсальных технологий АСП. Однако во времена всех новаций производственная задача расположенного под крышей главного корпуса подразделения оставалась прежней — быстро и качественно изготавливать детали, выпуск которых ещё не освоен производствами автозавода. И ещё. В ЦУТе отрабатывается технология изготовления деталей и верность конструкторских разработок.

   Вмарте нынешнего года автору этих строк доводилось побывать в цехе универсальных технологий. Тогда в ЦУТе специалисты из отдела промэлектроники занимались капитальным ремонтом, регулировкой и настройкой системы управления находящегося на консервации горизонтально–токарного станка с ЧПУ. И, признаюсь, приятно было увидеть, что старый знакомый ожил и загудел, работая в проверочном режиме. На нём обрабатывали чашку блокировки дифференциала.

   Да часа, проведённые репортёрами «Уральского автомобиля» в этом производственном подразделении АСП, позволили сделать однозначный вывод. А ведь здесь универсальным является всё. И цех, и станки, и люди. Вот Владимир Михайлович Елистратов, слесарь–инструментальщик шестого разряда. Про таких говорят: «На подставленной коленке может сделать вещь». Золотые руки Елистратова способны изготовить и штамп, и оснастку сотворить. Одна из последних работ Владимира Михайловича называется «стапель для изготовления мотоотсека к дорожному автомобилю». Сам металл размечал, разрезал, сваривал, воедино конструкцию собирая. Кстати, в цехе универсальных технологий работает сын Елистратова — Денис. Сюда он пришёл слесарем–инструментальщиком. Его заметили, предложили должность мастера.

   А среди гудящих станков механического участка нам встретился Валерий Леонидович Сюткин, бригадир наладчиков. Под его опекой находятся два гибких производственных модуля и столько же обрабатывающих центров. Валерий Леонидович — личность известная, не так уж много на заводе отыщется наладчиков седьмого разряда. Шестнадцатилетним пареньком пришёл он на главный конвейер «Уралы» собирать. Потом трудился в агрегатном производстве, с 1991 года — в ЦУТе. И пока гибкий производственный модуль немецкого производства «PRISMA–FMSP–500» обрабатывал установленные детали, удалось накоротке поговорить с Сюткиным. И какой багаж в душе надо иметь, чтобы стать отличным наладчиком? Валерий Леонидович показывает промасленные руки:

   — Без перчаток работать, чтобы открытыми руками к металлу прикасаться, тогда и получится что–то. Только не сразу.

   Бывали у Сюткина ученики, и немало. Но только двое стали наладчиками. Сюткины же давно «Уралам» служат. Дед Валерия Леонидовича на автозаводе работал, потом отец. Сегодня рядом с наладчиком В. Сюткиным работает оператором его жена Наталья Валентиновна, а чуть поодаль, поглядывая за работой станков с ЧПУ фрезерно–сверлильной группы — сын Вячеслав, наладчик пятого разряда. Кому опыт передавать, как не сыну?

   — Нет, к его станкам не подхожу, ничего не говорю, пусть до всего сам доходит. Потому что у него фамилия такая — Сюткин.

   Кгда–то их прадед, Никифор Сюткин, отыскал под Миассом самый большой в России золотой самородок. Жёлтый металл счастья старателю не принёс. Его потомки нашли своё призвание и самородки у станков, на автомобильном заводе «Урал».

   Вцехе универсальных технологий среди работников существует такая поговорка: «У нас не спрашивают, каким образом сделать, спрашивают: когда будет готова деталь». Один из признанных мастеров ЦУТа — Александр Николаевич Лахтачёв, слесарь–инструментальщик шестого разряда, работающий на заводе с 1974 года. В тот день, когда в Миассе улицы заметало первым снегом, мы застали А. Лахтачёва на участке сборки приспособлений и оснастки. Александр Николаевич Лахтачёв вместе с технологами Ольгой Васильевной Пантелеевой и Еленой Алмазовной Герасимовой отрабатывали сборку приспособления на вновь привезённую заготовку «крышка к коробке отбора мощностей». Предстояло за короткое время изготовить приспособление, чтобы завтра заготовку уже смогли обработать.

   Исразу поверилось в то, что и для крышки этой, зажатой в кубиках конструкции, обязательно найдётся вскоре место на станке. Никуда не денется, слесарь Лахтачёв придумает, что и как.

   Тлько в прошедшем ноябре через участок сборки приспособлений и оснастки прошло четыре десятка новых деталей. И на каждую из них изготавливалось по три–четыре приспособления. Так что, пусть смело конструкторы разрабатывают новинки к «Уралам». В цехе универсальных технологий говорят: «Дайте нам чертежи, и мы сделаем всё».

   


Владимир ЗУБКОВ



назад


Яндекс.Метрика