свежий номер |
поиск |
архив |
топ 20 |
редакция |
www.МИАСС.ru | ||
№ 131 | Вторник, 30 ноября 2004 г. | |
ВИКТОР КОРМАН:«ЛЮДИ — САМЫЙ ЦЕННЫЙ АКТИВ УРАЛЬСКОГО АВТОЗАВОДА» Уальский автозавод отмечает свой очередной день рождения. 63 года исполняется с того момента, как в суровую военную пору Госкомитет обороны СССР принял решение о строительстве в нашем городе автозавода. С тех пор название предприятия неоднократно менялось. Но оставался неизменным главный смысл — выпуск качественных и востребованных потребителями автомобилей. Вканун очередного дня рождения автозавода мы беседуем с его генеральным директором Виктором Корманом. Автозавод определяет будущее миасса — Виктор Христофорович, как вы расцениваете роль автомобильного завода «Урал» в жизни всего города? — Появление автомобильного завода сыграло ключевую роль в развитии города. Если вы помните, Миасс был небольшим городком в Челябинской области, без развитой инфраструктуры и со слабыми транспортными сообщениями. Эвакуация предприятия в Миасс определила будущее города. Именно благодаря автозаводу он стал тем городом, каким он есть сейчас: четвёртым — по численности, третьим — по экономическому и промышленному потенциалу. — Но сегодня ситуация в городе меняется, развивается средний и малый бизнес… — Совершенно верно, малый и средний бизнес развивается, но слишком медленно. На сегодняшний момент он формирует лишь 10 процентов городского бюджета, в то время как автомобильный завод «Урал» — половину. Поэтому сегодня, как и пятнадцать лет назад, жизнь города напрямую зависит от деятельности автозавода. Коме того, АЗ «Урал» — не только исправный налогоплательщик. На мой взгляд, это единственное в Миассе предприятие, которое не только понимает значение термина «социальная ответственность бизнеса», но и в реальности делает бизнес на социально ответственной основе. Примеров можно приводить достаточно много. М знаем, как работать более устойчиво — На Ваш взгляд, каков главный итог работы предприятия за последний год? — Самым, наверное, главным результатом, стало то, что менеджмент АЗ «Урал» начал мыслить стратегически. Это заключается сразу в нескольких аспектах. Во–первых, у предприятия появилась долгосрочная продуктовая стратегия, поэтому сегодня предприятие чётко знает, в каком направлении развивается. Во–вторых, автозавод серьёзно занялся улучшением условий труда работников — благодаря внедрению принципов «бережливого производства». И, наконец, в–третьих, АЗ «Урал» восстановил режим работы на безубыточной основе и на сегодняшний день имеет хорошие показатели прибыльности. — В нынешнем году автозавод представил множество новых грузовиков. Какие у них перспективы? — Автомобильный завод «Урал» традиционно специализировался на выпуске грузовых внедорожников. На сегодняшний момент они в большей своей части идут на эксплуатацию в нефтегазодобывающий комплекс страны. Но прямая зависимость реализации продукции от одной отрасли — вещь пагубная. В чём, собственно, автозавод неоднократно убедился, когда у нефтяников и газовиков случались катаклизмы. Пэтому на автозаводе приняли решение о вхождении в новую нишу — дорожных грузовиков. Для этого на предприятии в сжатые сроки были собраны пилотные образцы, которые успели наделать много шума на ряде крупных автомобильных выставок. В настоящий момент дело движется дальше: на автозаводе собирается опытно–промышленная партия дорожных грузовиков, ведётся отработка технологического процесса. Уже в наступающем году АЗ «Урал» намерен реализовать не менее 150 единиц такой техники. Уверен, что спустя два–три года выпуск дорожных автомобилей позволит предприятию работать более устойчиво и не зависеть от возникающих проблем у отдельно взятого потребителя. Весте с тем отмечу, что автозавод не забыл и о внедорожном направлении. За прошедший год были повышены технические характеристики «Уралов», проведена колоссальная работа по улучшению условий работы водителя. Со второй половины года на главном конвейере предприятия приступили к сборке автомобиля с новой кабиной капотной компоновки. Пока — мелкими сериями. Но уже в следующем году АЗ «Урал» намерен увеличить долю модернизированных внедорожников в своей производственной программе в несколько раз. — А каковы перспективы сотрудничества завода с военными? — Мы по–прежнему считаем себя одним из немногих предприятий, чьи специалисты умеют делать автомобильную технику для силовых структур. Военные остаются для нас основными, приоритетными заказчиками. На автомобильном заводе «Урал» реализуется программа постоянного совершенствования продукта по требованию силовых структур и создания нового семейства автомобилей многоцелевого назначения. Поэтому между армией и предприятием сохраняются наилучшие отношения, основанные на опыте и взаимной приверженности друг другу. Так, в июне в рамках совместной работы с Главным автобронетанковым управлением Министерства обороны высшие армейские чины подтвердили, что автомобиль «Урал» по–прежнему считается наиболее востребованным внедорожником военного типа. В следующем году поставки нашей продукции в Вооруженные силы страны будут существенно увеличены. Я бы назвал конкретную цифру, но, увы, пока это является коммерческой тайной. Рссии нужен особый продукт — Как Вы оцениваете возможности выхода продукции российского автомобилестроения на международный рынок? — На сегодняшний день состояние производственных мощностей российских автозаводов, выпускающих грузовики, не позволит обеспечить качественный прорыв в Европу или Америку без серьёзных инвестиций. Зато у самой России есть огромный, не до конца освоенный рынок. На нём существует собственная специфика востребованности продукта. В России преимущество отдаётся более дешёвым автомобилям, максимально приспособленным к экстремальным условиям эксплуатации. К тому же, до настоящего времени на российском рынке многое определяет платёжеспособность компаний, закупающих автомобили. Правда, теперь и у отечественных потребителей меняются требования к комфортабельности и условиям работы водителя, более востребованной становится дорогая техника. ВРоссии должен выпускаться особенный продукт, объединивший требования рынка, предъявляемые к ресурсу автомобиля, его стоимости, комфортабельности с учётом последующих климатических и дорожных условий эксплуатации. Полагаем, что такой техникой и может стать новая гамма дорожных автомобилей производства завода «Урал», а также наши модернизированные внедорожники. — Расскажите о работе предприятия в области качества и новой производственной системе, основанной на принципах «бережливого производства». — Придя к руководству, наша команда сразу поставила во главу угла проблему качества. За полгода вдвое снизилось количество рекламаций. Но мы пошли дальше. Новая производственная система автозавода — это принципиально иная концепция организации производства, на Западе называемая «Lean Manufacturing» — «Бережливое производство». Концепция основана на принципах и идеях, впервые апробированных японской фирмой «Toyota». Некоторые из них мы начали внедрять у нас, хотя первопроходцем среди предприятий холдинга «РусПромАвто» стал Горьковский автозавод. На ГАЗе за полтора последних года произошли разительные перемены в сторону улучшения качества и снижения затрат. Я лично и почти все наши топ–менеджеры прошли обучение на ГАЗе основам этой системы. Мы начали внедрение этих принципов на поточных конвейерах — на линии сборки автомобилей и на линии сборки агрегатов. В главу угла — условия работы — В чём суть этой системы? — В основе «бережливого производства» четыре фактора, четыре принципа философии. Люди — самый ценный актив компании, поэтому особое внимание им, их условиям работы. Если их труд приносит ценность — это эффективный труд, не приносит — значит, неэффективный. Второй принцип: думай о заказчике. Простые операторы, сборщики, все должны знать, какой продукт они собирают и для кого, какие требования выставил заказчик. Ещё один принцип — принцип Гембо: всё происходит на производственной площадке. То есть, ценность продукта создаётся на главном конвейере, и все интересы менеджмента должны исходить из этого. О любом возникшем дефекте должны знать все, кто может быть причастен: от конструктора до генерального директора. И последний принцип — Кайзена, принцип непрерывного совершенствования. Все, включая самого рабочего на конвейере, должны творчески мыслить и предлагать, что ещё надо сделать, чтобы работалось легче, удобнее, эффективнее, как оптимизировать затраты. Начали мы работу с того, что сорок четыре человека из числа ведущих менеджеров, сорок четыре «белых воротничка» из административного корпуса, перешли на несколько дней на главный конвейер. Их задача состояла в том, чтобы наблюдать, как работает конкретный слесарь, выполняющий операцию — удобно ли ему, совершает ли он лишние перемещения. Аналитика показала, что завод находится на очень низком уровне организации труда. Поэтому мы намерены добиться кардинальных улучшений условий труда сотрудников, и уже принялись за это. Первоочередными показателями внедрения принципов «бережливого производства» становятся охрана труда, соблюдение техники безопасности, безаварийная работа и, как следствие, повышение выработки и дохода работников. Приходится все перестраивать, менять — вплоть до тары, из которой рабочий берёт нужную ему деталь. Я считаю, что мы пошли сложным, но правильным путём. Не сомневайтесь, рабочие места на автомобильном заводе «Урал» в скором времени будут самыми привлекательными в городе. — К проблеме качества напрямую примыкает кадровая проблема... — Действительно, хороший автомобиль могут производить только заинтересованные в результате своего труда специалисты. Внутренняя реструктуризация высвобождает сегодня денежные средства, которые мы и направляем на адресное повышение заработной платы. Уже есть данные, показывающие, что рост доходов сотрудников автоматически приводит к улучшению качества выпускаемой продукции. Автозавод не откажется от «социалки» — В интервью Вы сказали о том, что автомобильный завод «Урал» — социально ориентированное предприятие. Нужна ли в принципе сегодня современному рыночному предприятию «социалка»? — Конечно. Успех современного предприятия тесным образом зависит от морально–психологического климата и понимания коллективом смысла своей деятельности. Поэтому очень важно, чтобы людей объединяли уверенность в завтрашнем дне, справедливость, доверие и надёжность, открытость и гласность, ощущение взаимной нужности, важности, значимости и уважения, взаимной заботы и внимания. Для этого на предприятии действуют свыше 20 социальных программ. Например, один из последних проектов — создание «Золотого фонда» автозавода. Его главная цель — совершенствование системы мотивации, закрепление на предприятии профессионалов. Коме того, автомобильный завод «Урал» и администрация Миасса заключили договор о социальном партнёрстве. Примером новых отношений власти и бизнеса станет ремонт помещения муниципального детского сада N№ 15, осуществлённый силами и средствами АЗ «Урал». Уже к новому году сорок детей автозаводчан смогут прийти в светлые и уютные, заново отремонтированные группы. Кадровая политика предприятия направлена на привлечение и закрепление на автозаводе молодых, перспективных, квалифицированных специалистов, поэтому устройство детей работников в детские дошкольные учреждения — одно из приоритетных направлений социальных программ АЗ «Урал». Подписанное соглаше- ние о социальном партнёрстве в ближайшем будущем позволит найти решение данного вопроса. Надеемся, что наш почин будет поддержан и другими промышленными предприятиями Миасса. — То есть автозавод свою социальную сферу сохраняет? — Совершенно верно. Тем более, что попытки отказаться от «социалки» уже были. В прошлом году, когда при прежнем менеджменте завод работал убыточно, собственником предприятия рассматривался вопрос о признании социальной сферы непрофильной и её последующей реализации. После назначения на пост генерального директора мне удалось отстоять социальную инфраструктуру и перевести её на новые рельсы. Сегодня существует ООО «Социальный комплекс», который работает рентабельно, хотя пока и недостаточно эффективно. Но это вопрос времени. — Одной из злободневных проблем в повседневной жизни автозаводцев является жилищный вопрос. Вы объявили о том, что в скором времени будет создана «дочерняя» строительная компания. Расскажите об этом поподробнее… — Принято принципиальное решение о создании дочернего строительного предприятия. Его цель — строительство доступного жилья для работников автозавода. Это одна из форм повышения привлекательности рабочих мест на предприятии, и мы намерены её использовать. Н нужно мыслить реалистично. Сегодня в стране никто не раздаёт жильё бесплатно — так, как это делал автозавод десять лет назад. Поэтому совершенно очевидно, что и новое строительное предприятие будет работать на рыночной основе. Пусть льготной, но рыночной. Коме того, мы решили вопрос, как быть с приватизацией квартир, которые автозаводцы приобретали ещё в бытность УралАЗа. Могу сообщить, что мной принято решение эту проблему устранить в текущем году. Автомобильный завод «Урал» возьмёт ссуду в банке и единоразово проплатит регистрацию всех квартир автозаводцев. Затем с каждым из работников автомобильный завод «Урал» заключит договор, и они из своей зарплаты будут постепенно остаток стоимости жилья компенсировать. Вемя не ждёт — Виктор Христофорович, в заключение беседы ответьте на один вопрос. Автозавод — на пути достаточно резких перемен. Для чего их нужно производить? Почему нельзя жить по–прежнему, как 15 лет назад? — На автомобильном заводе действительно сегодня сложная, но интересная пора. И те перемены, которые проводятся в настоящий момент — это не прихоть руководства или собственника предприятия, это — своевременная реакция на реальное положение дел. Россия интегрируется в мировое сообщество. И очень важно подойти к вступлению в ВТО с современным предприятием, выпускающим конкурентоспособный продукт. Если мы выполним эту задачу, то выживет и город. Если оступимся, то ничто не спасёт Миасс от стагнации. А мне этого искренне не хочется. Пэтому у нас нет права на ошибку. Автозавод должен выпускать конкурентоспособный «Урал», который будет состязаться со «Сканией» и «Вольво» на равных. Без коренных реформ достичь цели будет невозможно. А на карте — жизнь города, судьба автозаводчан и членов их семей. — Спасибо за беседу. |
назад |