свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 127 Уральский автомобиль Суббота, 20 ноября 2004 г.

«И БЫСТРЫХ РАЗУМОМ НЕВТОНОВ…»

   Н нашем заводе люди, наделённые нестандартным мышлением, всегда ценились. Когда завод только строился, когда готовился к запуску, и в последующие годы его становления движение новаторов стало поистине массовым. Техническим творчеством занимались не только инженеры, приехавшие из столицы, но и мастера, и рабочие. Каждый старался что–то усовершенствовать на своём рабочем месте. Тем более, потребность в рационализаторах и изобретателях в те годы была как никогда высока. Сроки отводились жёсткие, а оборудования, инструмента в силу объективных причин не хватало. Весьма скуден был и запас специальной технической литературы. Всё это эффективнее денежных вознаграждений будило творческую мысль заводчан. Хотя, руководство старалось всё же и материально подкрепить творческий энтузиазм заводских «кулибиных». Как свидетельствует летопись, инструментальщики Н. Козлов и В. Якиманский были премированы месячным окладом за разработку конструкций сборных червячных, резьбовых и модельных фрез. Внедрение технической новинки обеспечило предприятию четырёхкратную экономию быстрорежущей стали и средств. Только в первом полугодии 1943 года за счёт внедрения новшеств завод получил 680 тысяч рублей экономии.

   Быстро развивающееся движение рационализаторов и изобретателей даже способствовало созданию на заводе бюро и секций изобретателей, а ещё спустя какое–то время при профсоюзном комитете был создан соответствующий технический совет. Эти организации скорее всего и явились прообразом отдела научно–технической информации и изобретательства, который возник в 1963 году. Тридцать лет его возглавлял Василий Григорьевич Буланкин. За несколько дней до очередной даты рождения завода он принёс в редакцию внушительную пачку фотографий, запечатлевших коллектив в разные годы деятельности отдела. Это часть истории уральского автогиганта. Отдел был призван не только информировать заводчан о научно–технических новинках в области автомобилестроения, но и помогать новаторам повышать квалификацию, оформлять заявки на изобретения.

   Всилий Григорьевич, только что окончивший вечернее отделение ЧПИ, являющийся одним из лучших рационализаторов завода, лучшим председателем совета ВОИР первого и деревообрабатывающего цехов, был полон творческих замыслов и идей. Это он стал инициатором и одним из организаторов дней БРИЗ–ВОИР, где рационализаторы имели возможность делиться опытом.

   Вперечне знаменательных для ОНТИИ событий тех лет отражена специфика времени. В сентябре 1968 года за активное участие в смотре технического творчества молодёжи, посвящённого 50–летию ВЛКСМ, завод занял первое место по министерству автомобильной промышленности и был награждён мопедом «Рига». В соответствии с министерским приказом от 16 марта 1978 года уральские автомобилестроители были премированы за досрочное выполнение социалистических обязательств предыдущего года по изобретательству и рационализации. Наград заводские новаторы были удостоены и в честь 60–летия отечественного изобретательства. Не было года, чтобы рационализаторы–автозаводцы не получали дипломы, почётные грамоты, благодарственные письма, премии.

   Благодаря деятельности ОНТИИ завод отмечали и за пропаганду технических новшеств. Завод в 70–80–е годы не раз демонстрировал свою продукцию на всевозможных областных и всесоюзных выставках, смотрах–конкурсах. Авторитет завода в техническом творчестве был настолько велик, что, например, в 1974 году на базе нашего предприятия Челябинский ЦНТИ организовал выездной День специалиста на тему «Опыт экономической работы и научной организации труда на промышленном предприятии». В 1976 году завод экспонировал эффективные технические решения на областной тематической выставке, посвящённой очередному съезду партии.

   А спустя ещё год заводская продукция была представлена на ВДНХ. В павильоне машиностроения завод разместил 60 натурных экспонатов. Медали этой престижной в стране выставки тогда получили сто специалистов завода. Участие в седьмой областной научно–технической выставке «Повышение качества металлопродукции» за применение новых материалов на задней полуоси и ступице колеса автомобиля «Урал» в 1980 году было отмечено дипломом первой степени. Такой же награды завод был удостоен за разработку и внедрение холодного выдавливания вкладышей головок реактивных штанг и рулевых тяг.

   Зпомнилось зональное совещание в Тольятти, где обсуждалось состояние научно–технической информации на предприятиях Минавтопрома, где Василий Григорьевич также делился опытом. Позже на имя главного инженера завода М. Рязанова пришло письмо из Челябинского межотраслевого территориального центра научно–технической информации и пропаганды с просьбой выслать текст доклада для публикации в информационном листке.

   Ообенно Василию Григорьевичу запомнилось 30 июня 1983 года. В этот день в Москве на ВДНХ работала школа передового опыта специалистов отечественного автомобилестроения. Новаторы говорили о поиске резервов в повышении производительности труда, экономии металла, сырья и топливно–энергетических ресурсов, улучшении качества продукции. И тогда эти вопросы были актуальными. Одним из лучших был признан доклад представителя нашего завода, Василия Григорьевича Буланкина, о творческой деятельности новаторов. Работу школы сопровождала тематическая выставка, где были отражены результаты деятельности заводских рационализаторов и изобретателей. 1984 год был примечателен участием завода в телевизионном смотре–конкурсе по выполнению комплексной программы по повышению качества металлоконструкции и эффективности использования металла. А в 1993 году наши «Уралы» были представлены на первом Российском международном автоса-

   лоне, который был организован «АвтосельхозмашХолдингом» и АО «Экспоцентром» в Москве на Красной Пресне. За это завод получил диплом.

   Иэто только небольшая часть наград, которыми лидер отечественного машиностроения был награждён за достижения. А почётных грамот, полученных ОНТИИ по итогам внутризаводского соревнования, не счесть. Сам Василий Григорьевич, помимо других наград, имеет знак «Отличник изобретательства и рационализации» и медаль за участие в выставке «ВВЦ». И выйдя на заслуженный отдых,

   В Буланкин продолжал работать на благо завода в маркетинговом центре. Те годы, что он возглавлял ОНТИИ, сохранились в памяти как самые яркие в его трудовой биографии.

   


Ольга БЕЛЯКОВА



назад


Яндекс.Метрика